ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у

Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у, при фиксированных значениях второй величины x. Аналитическая зависимость между значениями х и у чаще всего неизвестна, что не позволяет, например, вычислить значение величины у в промежуточных точках, отличных от полученных экспериментально. Для нахождения значений в этих промежуточных точках строят приближённую функцию ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru . Значения функции ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru в имеющихся точках х либо совпадают, либо приближены к экспериментально наблюдаемым значениям у в этих точках. Построение функции ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru называется интерполированием. Т. о. график функции ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru должен проходить через все экспериментально полученные точки (хi, yi).

К интерполированию прибегают и в тех случаях, когда аналитический вид некоторой функции ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru известен, но получение её значений в нужных точках требует громоздких вычислений. Чтобы этого избежать, функцию ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru также заменяют приближённой функцией ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru .

В качестве приближенной функции ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru часто используется алгебраический многочлен (полином), вида:

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru .

Объясняется это тем, что сравнительно просто автоматизировать вычисления коэффициентов многочлена, просто его интегрировать и дифференцировать. Наряду с многочленами для аппроксимации используют элементарные функции и ряды Фурье.

Интерполяционный многочлен Лагранжа.Интерполяционный многочлен Лагранжа степени n, принимающий в точках ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru отрезка [a; b] значения ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru , где ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru имеет вид:

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru

или:

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru .

Погрешность интерполяции определяется разностью ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru .

Таким образом, значение функции у в точке х, отличной от заданных хi, может быть вычислено по формуле:

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru .

Эту функцию называют функцией Лагранжа.

Интерполяционный многочлен Ньютона.Интерполирование по формуле Лагранжа имеет следующие недостаток: в этой формуле каждое слагаемое представляет собой многочлен n-ой степени. Следовательно, при увеличении числа точек хi и, соответственно, yi увеличивается степень многочлена Лагранжа, и т.к. каждое его слагаемое зависит от всех значений аргумента х, то вычисление полинома Лагранжа необходимо производить заново. Указанного недостатка нет при вычислении полинома Ньютона.

Введём понятие разделённых разностей.

Разделёнными разностями 1-го порядка называются значения: ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru - называется конечными разностями 1-го порядка.

Разделёнными разностями 2-го и более высоких порядков называют:

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru - конечная разность 2-ого порядка и т.д.

С учётом введённых обозначений интерполяционный многочлен Ньютона имеет вид:

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru

Погрешность:

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru

Т.к. любой i-ый член полинома Ньютона зависит только от первых i-ых точек хi-ых и от значения функции в них добавление новых точек вызывает лишь добавление новых слагаемых без изменения первоначальных.

Аппроксимация функций методом наименьших квадратов.Аппроксимация является частным случаем интерполирования и применяется для определения аналитического вида функции заданной таблично. Задача аппроксимации сводится к определению свободного параметра (параметров) функции заданного вида, который обеспечит наилучшее приближение функции заданной таблично модельной аналитической функцией.

Метод наименьших квадратов.

Пусть таблично задана функция ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru . Определить аппроксимационный многочлен вида

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru (1) (1)

Для определения коэффициентов ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru (где i=1,2…m) используют аппроксимацию методом наименьших квадратов. Функционал находится по формуле ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru , где n – количество пар значений аргумента x­i и функции yi. Т.к. S должен быть минимален, то первые частные производные от S по всем коэффициентам полинома должны равняться нулю.

Вычислим их и приравняем к нулю:

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru (1)

После преобразования система слегка упростится:

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru (2) (2)

Если полином первой степени, то 2 уравнения, если шестой степени, то 7 уравнений. Введём следующие обозначения:

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru

С учётом этих обозначений система (2) перепишется следующим образом:

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru (3)

Решив эту систему одним из известных методов определится ряд значений ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru , с помощью которого и строится многочлен (1).

Среднеквадратичное отклонение вычисляется по формуле:

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Постановка задачи. На практике в результате экспериментальных исследований часто получают набор значений некоторой величины у - student2.ru

ЗАДАНИЯ

1. Разработать схемы алгоритмов интерполирования функций по методам Лагранжа, Ньютона, наименьших квадратов.

2. Произвести интерполирование и аппроксимацию табличных функций, приведенных в табл. 3 (в соответствии со своим вариантом), на отрезке [a, b] с шагом h средствами MS Excel и MathCad. Средствами Delphi создать приложение, решающее аналогичную задачу.

3. По результатам выполнения п.2 построить графики функций.

4. Произвести сравнительный анализ полученных результатов.

Таблица 3

Вариант Значение аргумента x Значение функции y Пределы изменения аргумента [a; b] Шаг интерполи-рования h
-1.06 -0.837 -0.684 -0.315 -0.117 -0.0 0.115 0.5 1.22 0.854 0.513 0.271 0.217 0.198 0.218 0.277 [-0.8; 0.4] 0.2
-2.15 -1.83 -1.62 -1.45 -1.01 -0.72 -0.48 0.0 -2.23 -2.65 -3.1 -3.54 -4.26 -4.38 -4.52 -4.27 [-1.95; 0.1] 0.3
-0.21 -0.143 -0.099 -0.032 0.114 0.182 0.257 0.38 -12.64 -11.05 -10.25 -9.32 -9.25 -10.0 -11.48 -14.4 [-0.2; 0.28] 0.08
0.215 0.441 0.638 0.865 1.05 1.30 1.55 1.82 5.82 4.63 4.10 3.34 3.0 3.29 4.32 5.72 [0.4; 1.6] 0.2
-1.0 -0.96 -0.86 -0.79 0.22 0.50 0.93 1.10 -1.00 -0.151 0.894 0.986 0.895 0.50 -0.306 -0.51 [-0.98; 1.02] 0.35
0.50 0.75 1.00 1.25 1.50 1.75 2.00 2.25 0.1915 0.2734 0.3413 0.3944 0.4332 0.4599 0.4773 0.4878 [0.625; 2.126] 0.25
1.4 1.6 1.8 2.0 2.2 2.4 2.6 2.8 -0.24 -0.24 -0.16 0.0 0.24 0.56 0.96 1.44 [1.5; 2.7] 0.2
0.43 0.48 0.55 0.62 0.70 0.75 0.78 0.81 1.64 1.73 1.88 2.03 2.23 2.36 2.41 2.78 [0.5; 0.6] 0.02
[68; 72] 0.5
-2.0 3.0 4.5 12.0 15.0 18.5 20.0 23.0 -17.0 -3.0 1.2 1.8 3.0 4.5 7.0 9.1 [9.8, 11] 0.2
-2.3 0.0 1.1 4.8 7.3 9.2 11.4 13.0 -12.5 8.6 13.4 15.1 21.4 24.2 28.3 32.1 [1.5, 3] 0.5
2.34 5.16 7.03 8.42 9.61 10.12 11.35 12.12 15.16 25.03 32.18 37.11 44.82 51.62 50.13 73.16 [3; 6] 0.5

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Аппроксимация и интерполирование функций. Постановка задачи.

2. В чем особенность аппроксимации?

3. Опишите особенности метода наименьших квадратов в случае линейной и квадратичной зависимости.

4. Какой из методов полиномиальной зависимости даёт более точный результат в вашем варианте лабораторной работы?

5. Интерполяционный многочлен Лагранжа, его преимущества и недостатки.

6. Интерполяционный многочлен Ньютона, его разновидности.

7. Оценка погрешностей методов Лагранжа и Ньютона.

Наши рекомендации