Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи:

4.1.1. Постановка задачи:

Требуется вычислить интеграл вида Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru , где f(x) - подынтегральная функция, непрерывная на [a,b]; a, b - нижний и верхний пределы интегрирования.

Геометрически вычисление определенного интеграла интерпретируется как вычисление площади, ограниченной осью OX и графиком f(x) на промежутке [a,b] изменения х.

Аналитически эта задача решается в два этапа:

1) Вычисляется первообразная функции f(x), т.е. неопределенный интеграл Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru ;

2) По формуле Ньютона-Лейбница вычисляется значение определенного интеграла: Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru

На практике зачастую выполнить первый этап бывает затруднительно или в принципе невозможно, поэтому приходится использовать какие-либо численные методы.

Суть большинства методов численного интегрирования состоит в замене подынтегральной функции f(x) аппроксимирующей функцией Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru , для которой можно легко записать первообразную в элементарных функциях, т.е.

Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru ,

где S - приближенное значение интеграла;

R - погрешность численного вычисления интеграла J.

При численном интегрировании независимо от выбранного метода необходимо вычислять приближенное значение S интеграла и оценивать погрешность R.

Наиболее популярными являются методы Ньютона-Котеса, в которых промежуток интегрирования [a,b] разбивается на некоторое число n интервалов, на каждом из которых подынтегральная функция f(x) заменяется на полином некоторой степени и вычисляется частичный интеграл, а конечный результат S есть сумма всех частичных интегралов. Методы Ньютона-Котеса отличаются друг от друга степенью используемого полинома. Например, методы прямоугольников (левых, правых, средних) используют полином нулевой степени, т.е. константу, метод трапеций – полином первой степени, т.е. наклонную прямую линию, метод Симпсона – полином второй степени и т.д.

4.1.2. Метод средних прямоугольников.

В этом методе подынтегральная функция f(x) на каждом интервале разбиения заменяется полиномом нулевой степени, т.е. константой, равной значению функции f(x) в середине интервала разбиения. Введем следующие обозначения: точку a на оси OX обозначим через x0, точку b - через xn, а точки разбиения промежутка [a,b] - через x1, x2,..., xn-1. Предполагается, что длина интервала разбиения постоянна на всем [a,b]. Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru

Обозначим ее через h: Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru ; xi= xi-1 + h, i =1,2,...,n.

Тогда в методе средних прямоугольников площадь каждого i-го прямоугольника Si определяется формулой Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru , i = 0,1,2,...,n-1, а конечный результат:

Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru .

Главный член погрешности метода средних прямоугольников, являющийся первым членом разложения ошибки R в ряд Тейлора, определяется формулой

Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru .

4.1.3. Метод трапеций

В этом методе подынтегральная функция f(x) на каждом интервале разбиения [xi,xi+1] заменяется полиномом первой степени, т.е. наклонной прямой линией. Эта прямая проводится через значения f(x) на границах интервала. В этом случае приближенное значение частичного интеграла определяется площадью трапеции: Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru

Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru ,

а численное значение интеграла на всем [a,b]

Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru .

Главный член погрешности метода трапеций определяется формулой

Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru .

4.1.4. Уточнение метода трапеций по Ричардсону

Если в формуле главного члена погрешности метода трапеций величину Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru , независящую от шага разбиения h, обозначить через С, то сама формула принимает вид R0=h2C.

Для уточнения метода трапеций можно применить следующую манипуляцию: вычисляются два значения Sh1 и Sh2 одного и того же интеграла для разных разбиений h1 ≠ h2. Тогда можно записать: Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru и Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru . Если вычесть эти два уравнения друг из друга, то можно определить Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru . Тогда, подставляя это выражение для С в одну из формул для J, получаем:

Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru .

Вычисленное таким образом значение интеграла является гораздо лучшим приближением, чем Sh1 или Sh2.

Этот метод называется экстраполяционным переходом к пределу или уточнением по Ричардсону.

Задание

Изучить теоретический материал: численные методы вычисления определенного интеграла: методы левых, правых, средних прямоугольников, метод трапеций, уточнение по Ричардсону.

Требуется вычислить интеграл вида

Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru ,

где f(x) – подынтегральная функция, непрерывная на [a,b];

a, b – нижний и верхний пределы интегрирования.

Требуется вычислить значение интеграла SC методом средних прямоугольников при числе N=20 разбиений промежутка [a,b], а также для двух разных разбиений N1=10, N2=20 значения ST1,ST2 методом трапеций, по которым определить уточнение SR по Ричардсону. Для визуальной оценки точности вычислений требуется также вычислить точное значение интеграла J, для чего в качестве подынтегральных функций f(x) в приводимой ниже таблице вариантов выбраны такие, для которых известны первообразные функции F(x) в аналитическом виде (они также даны в таблице вариантов). Значение J вычисляется по формуле Ньютона-Лейбница: J=F(b)-F(a).

Для защиты контрольной работы представить на компьютере EXCEL-файл решения задачи и рукописный отчет. В отчете по задаче 4 представить:

1) значение интеграла SC, вычисленное методом средних прямоугольников для N=20;

2) значения интеграла ST1,ST2, вычисленные методом трапеций для N1=10 и N2=20 соответственно;

3) уточнение по Ричардсону SR;

4) точное значение определенного интеграла J;

5) ошибки RC, RT1, RT2, RR значений SC, ST1, ST2, SR по сравнению с J.

Пример решения задачи

В данном примере рассматривается вычисление интеграла

Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru .

Первообразная подынтегральной функции: Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru

A1’Вычисление определенного интеграла

Из таблицы вариантов выбрать интеграл, пометить его, скопировать и поместить как графический объект следом за введенным текстом.

A2’Промежуток интегрирования:

Объединяем клетки A2:C3, центрируем по вертикали и горизонтали.

D2’a E2’b . В клетки D3, E3 помещаем пределы интегрирования. В данном примере: D30,2 E21,4 .

Готовим таблицу для метода средних прямоугольников:

A4’Метод средних прямоугольников

Объединяем клетки A4:В4, центрируем по вертикали и горизонтали. Перенос текста на новую строку внутри клетки можно выполнить одновременным нажатием клавиш Alt и Enter.

A5’N= B5’20 A6’h= B6’ =($E$3-$D$3)/B5 . Здесь знак абсолютной адресации $ используется для копирования в дальнейшем формулы из клетки B6 в клетки E6 и G6.

A7’х В7’f(x)

A8=D3+B6/2 B8==1/(SIN(A8)*COS(A8)) – это формула для вычисления подынтегральной функции f(x).

A9= A8+$B$6 Копируем клетку В8 в В9

Копируем клетки А9:В9 в А10:В27 В результате получили таблицу значений f(x) в серединах интервалов разбиения промежутка интегрирования.

Готовим таблицу для метода трапеций:

D4’Метод трапеций Объединяем клетки D4:G4, центрируем по горизонтали.

D5’N1= E5’10 F5’N2= G5’20 D6’h1= F6’h2=

Копируем клетку В6 в клетку Е6 и в клетку G6

Копируем клетки А7, В7 в клетки D7,E7 и в клетки F7,G7

D8=D3 F8=D3 D9= D8+$E$6 F9= F8+$G$6

Копируем клетку В8 в клетки E8, E9, G8, G9

Копируем клетки D9:E9 в D10:E18 В результате получили таблицу значений f(x) в точках разбиения промежутка интегрирования на 10 частей.

Копируем клетки F9:G9 в F10:G28 В результате получили таблицу значений f(x) в точках разбиения промежутка интегрирования на 20 частей.

По результатам табулирования подынтегральной функции в ячейках F7:F28, G7:G28 строим график f(x).

Переходим к вычислению значений интеграла и ошибок методов:

A28’Первообразная Из таблицы вариантов выбрать запись F(x), пометить ее, скопировать и поместить как графический объект следом за введенным текстом.

A29’J= B29 =LN(ABS(TAN(E3)))-LN(ABS(TAN(D3)))

A30’Sc= B30 =B6*СУММ(B8:B27)

A31’ST1= B31 =E6/2*(E8+E18)+E6*СУММ(E9:E17)

A32’ST2= B32 =G6/2*(G8+G28)+G6*СУММ(G9:G27)

A33’Sr= B33 =(B31*G6^2-B32*E6^2)/(G6^2-E6^2)

Вычисляем значения ошибок методов:

С29’ошибка метода

С30’Rc= D30 =ABS($B$29-B30)

С31’RT1= Копируем D30 в D31, D32, D33

С32’RT2=

С33’Rr=

Для косвенной проверки полученных результатов вычислим отношения ошибок Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru и Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru . Если они будут приблизительно равны соответственно 0,5 и 4, то это означает, что вычисления произведены верно.

E30’Rc/RT2= F30 =D30/D32

E31’RT1/RT2= F31 =D31/D32

Полученная в результате описанных действий электронная таблица:

  A B C D E F G
Вычисление определенного интеграла Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru
Промежуток интегрирования: a b    
0,2 1,4    
Метод средних прямоугольников   Метод трапеций
N=   N1= N2=
h= 0,06   h1= 0,12 h2= 0,06
x f(x)   x f(x) x f(x)
0,23 4,505031   0,2 5,135865 0,2 5,135865
0,29 3,649476   0,32 3,348987 0,26 4,025116
0,35 3,104541   0,44 2,594913 0,32 3,348987
0,41 2,735432   0,56 2,221974 0,38 2,903089
0,47 2,476602   0,68 2,045273 0,44 2,594913
0,53 2,292643   0,8 2,000853 0,5 2,37679
0,59 2,163083   0,92 2,074725 0,56 2,221974
0,65 2,07564   1,04 2,290602 0,62 2,114648
0,71 2,022957   1,16 2,731377 0,68 2,045273
0,77 2,000949   1,28 3,64063 0,74 2,008272
0,83 2,007984   1,4 5,97036 0,8 2,000853
0,89 2,044579       0,86 2,02247
0,95 2,113494       0,92 2,074725
1,01 2,220265       0,98 2,161668
1,07 2,374365       1,04 2,290602
1,13 2,591504       1,1 2,473728
1,19 2,898236       1,16 2,731377
1,25 3,341843       1,22 3,098685
1,31 4,013955       1,28 3,64063
1,37 5,116597       1,34 4,490601
Первообразная: Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru 1,4 5,97036
J= 3,353472 ошибка метода проверка  
Sc= 3,344951 Rc= 0,008521 Rc/RT2= 0,496011  
ST1= 3,420294 RT1= 0,066822 RT1/RT2= 3,889710  
ST2= 3,370651 RT2= 0,017179      
Sr= 3,354103 Rr= 0,000632      
Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru
                   

Таблица индивидуальных заданий

Интеграл и его первообразная [a, b]   Интеграл и его первообразная [a, b]
Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [0, 1.2]   Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [-0.5, 1.0]
Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [-2, 2]   Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [0, 4.5]
Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [0,3]   Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [0, 10]
Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [-1, 1.4]   Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [0, 2]
Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [-3, 3]   Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [0.5, 3]
Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [0, 10]   Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [2, 5]
Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [-1, 1.5]   Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [-1,5 1,5]
Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [0, 4]   Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [1, 3]
Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [2, 12]   Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [5, 10]
Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [0.5, 2.5]   Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [0.5, 2.5]
Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [0, 5]   Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [-2, 2]
Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [1, 9]   Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [2.5, 5.5]
Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [0.2, 1.5]   Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [1, 3]
Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [-3, -1]   Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [0, 3]
Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [-10, 0]   Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [1.2, 5.2]
Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [1, 4]   Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [0.1, 3.1]
Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [-5, 0]   Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи: - student2.ru     [0, 3]

4.5. Контрольные вопросы

1. Как вычисляется определенный интеграл аналитически?

2. В чем состоит суть методов Ньютона-Котеса?

3. На что и как влияет количество разбиений при численном интегрировании? Можно ли увеличивая количество разбиений промежутка интегрирования бесконечно повышать точность интегрирования?

4. Как определяется значение частичного интеграла в методах прямоугольников?

5. В чем отличие методов левых, средних и правых прямоугольников?

6. Выберите правильный ответ на вопрос: «Чем отличаются методы прямоугольников, трапеций, Симпсона?»

а) числом разбиений промежутка интегрирования;

б) порядком аппроксимирующего полинома;

в) шагом интерполяции.

ЗАДАЧА 5. Решение задачи Коши для обыкновенных

дифференциальных уравнений

Наши рекомендации