Раздел II. Организационно-педагогические задачи
Необходимо предусмотреть как перспективные, так и текущие задачи, исходя из перспективной (идеальной) цели - формирование гармонической, всесторонне развитой личности, и реальной - дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные - возможности семьи, школы, общества, государственной власти. При выдвижении задач следует учитывать следующие материалы:
а) государственные и правительственные документы об образовании;
б) уровень развития учащихся класса;
в) выводы из анализа состояния воспитательной работы за предыдущий год.
Раздел III. Основные направления и содержание работы с учащимися
(на примере 5 -6 кл)
Исходя из того, что основными составляющими личности школьника являются здоровье, нравственность, способности, следует выделить следующие направления работы классного руководителя: "Здоровье". "Общение". "Учение", "Досуг", "Образ жизни".
Естественно, для каждой возрастной группы цели, задачи, формы и методы работы по этим направлениям будут несколько отличаться, в итоге ведя к совершенствованию личности ребенка, его развитию и саморазвитию.
Направление I. "Здоровье"
По этому направлению необходимо проводить беседы о значении физической культуры, спорта, туризма в жизни, труде и защите Отечества, знакомить с санитарно-гигиеническими правилами о соблюдении режима дня, питания и сна, правил личной гигиены и общественной санитарии; практиковать упражнения, соревнования, походы и экскурсии, в которых принимают участие учащиеся как внутри школы, так и вне её.
Совместно с родителями необходимо выработать оптимальный для данного ученика режим жизни и работы дома в соответствии с его индивидуальными особенностями, состоянием здоровья, количеством требующегося для него сна и отдыха.
Показателями могут быть результаты обследования учащихся школьным врачом и наблюдения родителей.
Направление II . "Общение"
Основными формами и методами по этому направлению могут быть: беседы о культуре общения, культуре поведения, соблюдению норм элементарной нравственности во взаимоотношениях; просмотр спектаклей, кино и телепередач с последующим обсуждением; упражнения, деловые игры, тренинг по общению учащихся друг с другом, общению с учителями и родителями, поведению в общественных местах.
Показателями здесь могут служить отношения учащихся к своим сверстникам, педагогам, домашнему очагу, семье, родной земле.
Направление III . "Учение"
Включает: изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий и наблюдений за детьми; совместную работу с "малым педсоветом" (общение с учителями-предметниками, завучем); организация консультативной помощи отдельным учащимся по предметам; проведение совместно с другими учителями внеклассных мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы учащихся; выработка совместной стратегии и тактики помощи ребенку со стороны семьи; организация самообслуживания, учебной работы класса.
Направление IV . "Досуг"
Может включать, выявление индивидуальных интересов детей, помощь в выборе кружков, спортивных секций, клубов, расширение познавательного интереса, кругозора класса (экскурсии, литературные, исторические, географические, математические, физические, спортивные и др. вечера, встречи, конкурсы, посещение кино и театров); помощь детям в общественной работе, в возможности зарабатывать деньги на личные и общественные (школьные) нужды; организация коллективной творческой деятельности класса, совместного отдыха на природе; обеспечение детям, не имеющих успехов в учебе, авторитета перед классом и другими учителями за счет демонстраций их достижений в другой сфере.
Направление V "Образ жизни"
Включает следующие примерные виды деятельности: знакомство с условиями жизни ребенка в семье, с режимом дня школьника, изучение особенностей его отношений с родителями; фиксирует наиболее авторитетных для ребенка членов семьи и устанавливает с ними рабочий (деловой) контакт. Это создает предпосылки для тактичной корректировки негативных явлений, для серьезной разъяснительной работы, а если необходимо, то и подключение компетентных лиц и организаций с целью оказания различной помощи или защиты прав ребенка.
Классному руководителю целесообразно вместе с ребятами позаботиться о красивой, уютной обстановке, вместе подумать о стиле классной комнаты (кабинета), наладить самообслуживание и дежурство. Кроме того, необходимо использовать беседы с детьми о здоровом образе жизни, о ценностях подлинных и мнимых, организовывать дискуссии о назначении этикета, его роли в жизни общества и во взаимоотношениях человека с другими людьми