ТЕМА № 1. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И АКСИОМАТИЧЕСКАЯ
Т.С. Онискевич
МАТЕМАТИКА В
РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЯХ
Практикум для студентов-заочников
специальности «Начальное образование»
Часть 2
Брест 2006
УДК 372.8:51(07)
ББК 74.262.21+74.58
О 58
Рецензенты
Кандидат педагогических наук,
проректор по учебной работе БрОИПК и ПРРиСо
В.С. Дуванова
Кандидат физико-математических наук,
зав. кафедрой методик дошкольного образования
Т.С. Будько
Печатается по решению редакционно-издательского совета
УО «БрГУ им. А.С. Пушкина»
Онискевич Т.С.
О 58 Математика в разноуровневых заданиях (практикум для студентов-заочников специальности «Начальное образование»): Часть 2 / Сост.: Т.С. Онискевич. – Брест: Изд-во УО «БрГУ им. А.С. Пушкина», 2006. – 48 с.
ISBN
Практикум содержит программу по математике специальности «Начальное образование», список литературы с указанием страниц, где изложен теоретический материал, перечень разноуровневых заданий для самостоятельного выполнения с образцами решений нулевого варианта.
Пособие предназначено для самостоятельной работы и совершенствования навыков решения задач по курсу математики, а также для выполнения контрольной работы № 2 студентами отделения заочного обучения.
УДК 372.8:51(07)
ББК 74.262.21+74.58
© Издательство БрГУ
имени А.С.Пушкина, 2006
ISBN © Онискевич Т.С. 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие …………………………………………………………….5
Разноуровневые задания по теме № 1 «Количественная и аксиоматическая теории натурального числа»:
Задания 1 уровня ………………………………………………………..7
Образцы решения заданий 1 уровня …………………………………..8
Задания 2 уровня ………………………………………………………..9
Образцы решения заданий 2 уровня …………………………………10
Задания 3 уровня ………………………………………………………11
Образцы решения заданий 3 уровня …………………………………11
Задания 4 уровня ………………………………………………………12
Задания 5 уровня ………………………………………………………13
Разноуровневые задания по теме № 2 «Системы счисления»:
Задания 1 уровня ………………………………………………………13
Образцы решения заданий 1 уровня …………………………………15
Задания 2 уровня ………………………………………………………15
Образцы решения заданий 2 уровня …………………………………16
Задания 3 уровня ………………………………………………………17
Образцы решения заданий 3 уровня …………………………………17
Задания 4 уровня ………………………………………………………19
Задания 5 уровня ………………………………………………………20
Разноуровневые задания по теме № 3 «Теория делимости натуральных чисел»:
Задания 1 уровня ………………………………………………………20
Образцы решения заданий 1 уровня …………………………………22
Задания 2 уровня ………………………………………………………23
Образцы решения заданий 2 уровня …………………………………24
Задания 3 уровня ………………………………………………………25
Образцы решения заданий 3 уровня …………………………………25
Задания 4 уровня ………………………………………………………28
Задания 5 уровня ………………………………………………………28
Разноуровневые задания по теме № 4 «Положительные рациональные и действительные числа»:
Задания 1 уровня ………………………………………………………29
Образцы решения заданий 1 уровня …………………………………31
Задания 2 уровня ………………………………………………………32
Образцы решения заданий 2 уровня …………………………………33
Задания 3 уровня ………………………………………………………34
Образцы решения заданий 3 уровня …………………………………35
Задания 4 уровня ………………………………………………………36
Задания 5 уровня ………………………………………………………37
Разноуровневые задания по теме № 5 «Величины и их измерение»:
Задания 1 уровня ………………………………………………………39
Образцы решения заданий 1 уровня …………………………………40
Задания 2 уровня ………………………………………………………41
Образцы решения заданий 2 уровня …………………………………41
Задания 3 уровня ………………………………………………………42
Образцы решения заданий 3 уровня …………………………………43
Задания 4 уровня ………………………………………………………44
Задания 5 уровня ………………………………………………………45
Литература ……………………………………………………………..47
ПРЕДИСЛОВИЕ
Практикум по методике с разноуровневыми заданиями предназначен для будущих учителей начальных классов, социальных педагогов, обучающихся заочно.
Пособие является руководством по самостоятельному изучению курса математики, поскольку:
− содержит программу по математике для студентов специальности «Начальное образование»;
− включает список литературы по каждой теме для повторения теоретического материала;
− содержит задачи пяти уровней сложности, распределение которых организовано с учетом их постепенного усложнения и увеличения объема теоретических знаний для выполнения;
− предполагает самоконтроль и самооценку студентов посредством использования образцов решений 0 варианта для 1 – 3 уровней сложности;
− дает возможность произвольного выбора заданий (А или Б) для выполнения в каждом варианте по каждой теме.
Часть 2 содержит задания по следующим темам:
1. Количественная и аксиоматическая теории натурального числа
2. Системы счисления
3. Теория делимости натуральных чисел
4. Положительные рациональные и действительные числа
5. Величины и их измерение.
Студентам предлагаются задания пяти уровней:
Первый – уровень узнавания. В эту группу включены задания тестового характера, для выполнения которых необходимы лишь формальные знания основных определений, теорем, свойств. Это, как правило, выбор правильного ответа из нескольких предложенных (закрытые тестовые задания).
Второй – уровень неосознанного воспроизведения учебного материала. Задания, соответствующие этому уровню усвоения – несложные задачи на применение усвоенных математических фактов. Наряду с закрытыми, в этой группе предлагаются и открытые тестовые задания.
Третий уровень – воспроизведение с осознанным пониманием. Группа заданий, соответствующих этому уровню, включает в себя задачи, аналогичные разобранным в нулевом варианте. Решение задач на этом уровне идет по аналогии.
Четвертый уровень – применение знаний в знакомой ситуации. К этой группе относятся более сложные по сравнению с третьим уровнем задачи, но требующие, тем не менее, стандартного подхода к их решению.
Пятый – уровень творческого применения знаний. Сюда вошли, в основном, задачи на доказательство математических фактов, формул, нестандартные задачи, требующие применения творческой активности в процессе их решения.
Работа состоит из 5 вариантов. Студент выполняет один из вариантов, номер которого определяет преподаватель. Для получения отметки «зачтено» по контрольной работе студент должен осуществить выбор и выполнить:
- либо задания первых трех уровней,
- либо задания 4 уровня,
- либо задания 5 уровня.
Студент, выбравший выполнение заданий первых трех уровней, имеет возможность выполнить в каждом из трех уровней задание А или Б по желанию. Например, набор заданий для 1 варианта может быть следующим: «Количественная и аксиоматическая теории натурального числа» – задания 1А, 1Б, 1Б; «Системы счисления» – задания 1Б, 1А, 1Б и т.д. Итого: 5 тем по 3 задания, всего 15 заданий. Студент, выполняющий задания 4 или 5 уровня, выполняет все задания (А и Б), помещенные в его варианте по каждой теме. Контрольная работа 4 уровня (все варианты) состоит из 8 заданий, 5 уровня – из 7 заданий.
Распределение вариантов контрольной работы указывает преподаватель. Один из возможных способов распределения такой:
1 вариант – пишут студенты, номера зачетной книжки которых заканчиваются цифрами 0 или 1;
2 вариант – последняя цифра зачетки 2 или 3;
3 вариант – последняя цифра зачетки 4 или 5;
4 вариант – последняя цифра зачетки 6 или 7;
5 вариант – последняя цифра зачетки 8 или 9.
Практикум может быть использован студентами дневного отделения для самостоятельной работы по отдельным темам, а также для самооценки уровня знаний по математике и своего продвижения в изучении материала.
Автор
ТЕМА № 1. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И АКСИОМАТИЧЕСКАЯ
ТЕОРИИ НАТУРАЛЬНОГО ЧИСЛА
Понятие о натуральном числе и числе ноль в количественной теории. Сложение и вычитание целых неотрицательных чисел. Умножение и деление целых неотрицательных чисел. Деление с остатком. Аксиоматическая теория натурального числа. Аксиомы Пеано. Метод математической индукции. Аксиоматическое определение сложения и умножения целых неотрицательных чисел.
Литература: [1] с. 247-270, [2] с. 132-135, [3] с. 88-129, [4] с. 53-63, [5] с. 120-135, [6] с.90-102, [7] с. 95-134.
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И АКСИОМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИИ
НАТУРАЛЬНОГО ЧИСЛА
(задания 1 уровня)
1A. Среди приведенных ниже множеств выберите те, с помощью которых можно дать теоретико-множественное определение числа 5:
а) множество пальцев на руке человека;
б) множество нечетных цифр;
в) множество сторон параллелограмма;
г) множество лепестков у розоцветных.
1Б. Какие из высказываний истинны:
а) сумма любых двух целых неотрицательных чисел существует;
б) существует разность любых двух целых неотрицательных чисел;
в) неверно, что существует разность любых двух целых неотрицательных чисел.
2А. Среди приведенных ниже множеств выберите те, которые можно использовать для теоретико-множественного определения числа 3:
а) множество зимних месяцев;
б) множество сигналов светофора;
в) множество дней недели;
г) множество стадий развития бабочки-капустницы.
2Б. Даны пары множеств А и В. Какие из них удовлетворяют определению сложения целых неотрицательных чисел:
а) А={a, b, c, d}, B={d, e, f, g}.
б) А={1, 3, 5, 7, 9}, В={2, 4, 6, 8}. в) А={с, т, о, л}, В=∅.
3А. Среди приведенных ниже множеств выберите те, которые можно использовать для теоретико-множественного определения числа 1:
а) множество нулей в записи числа сто;
б) множество объективов фотоаппарата;
в) множество вершин угла;
г) множество дней недели.
3Б. Даны пары множеств А и В. Какие из них удовлетворяют определению сложения целых неотрицательных чисел:
а) А={к, л, м, н, о}, В={л, н, о}.
б) А={х| хÎN, х£10} В={х| хÎN, х<1}.
в) А={Δ, Ú, Ù,⊂}, В={1,2}.
4А. Среди приведенных ниже множеств выберите те, которые можно использовать для теоретико-множественного определения числа 7:
а) множество ребер треугольной пирамиды;
б) множество дней недели;
в) множество цветов радуги;
г) множество четных натуральных чисел до 10.
4Б. Даны пары множеств А и В. Какие из них удовлетворяют определению разности целых неотрицательных чисел:
а) А={к, л, м, н, о}, В={л, н, о}.
б) А={1,2}, В={х| хÎN, х£ 4}.
в) А={Î, Ï, È, Ç}, В={Þ, Ú, Ù}.
5А. Среди приведенных ниже множеств выберите те, которые можно использовать для теоретико-множественного определения числа 2:
а) множество медиан треугольника;
б) множество концов отрезка;
в) множество сторон угла;
г) множество прямых углов в треугольнике.
5Б. Какие из высказываний истинны:
а) для любых множеств А и В n(В¢А)=n(А)–n(В).
б) существуют множества А и В, для которых n(В¢А)=n(А)–n(В).
в) существуют множества А и В, для которых n(А¢В)=n(В)–n(А).
0А. Среди приведенных ниже множеств выберите те, которые можно использовать для теоретико-множественного определения числа 4:
а) множество звуков октавы;
б) множество диагоналей ромба;
в) множество конечностей у млекопитающих;
г) множество делителей числа 6.
Решение: Т. к. число 4 – это количество элементов в равномощных множествах, которые состоят из 4 элементов, то ответ а – не подходит, т.к множество звуков октавы состоит из 8 элементов; б – не подходит, т.к.множество диагоналей ромба состоит из 2 элементов; в – подходит, т.к. число конечностей у млекопитающих – 4; г – подходит, т.к. множество делителей числа 6 состоит из 4 элементов {1; 2; 3; 6}.
0Б. Какие из высказываний истинны:
а) для любых множеств А и В n(А)+n(В)=n(АÈВ).
б) для любых множеств А и В n(А)+n(В)³n(АÈВ).
в) существуют множества А и В, такие что n(А)+n(В)=n(АÈВ).
Решение: а) Данное высказывание ложно, т.к. если АÇВ≠Ø, то n(А)+n(В)≠n(АÈВ); б) данное высказывание истинно, т.к. если АÇВ=Ø, то n(А)+n(В)=n(АÈВ), а если АÇВ≠Ø, то n(А)+n(В)>n(АÈВ); в) данное высказывание истинно (см. пункт б).
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И АКСИОМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИИ
НАТУРАЛЬНОГО ЧИСЛА
(задания II уровня)
1А. Даны множества А={+, ´, :, –}, В={Ù, Ú, Þ}. Найдите АÈВ. Найдите число элементов объединения множеств А и В двумя способами. Найдите: а) n (А), б) n (В), в) n (А) + n (В).
1Б. Опираясь на количественную теорию, объясните, почему 1 + 3 = 4.
2А. Даны множества А={>, Ù, Ú, Þ, Û} и В={Ù, Ú}. Найдите: а) В¢А, б) n(В¢А), в) n (А) и n (В). Верно ли, что n (В¢А) = n (А) – n (В).
2Б. Пользуясь определением суммы целых неотрицательных чисел, объясните, почему 5 + 0 = 5.
3А. Пусть А – множество месяцев в году. Назовите еще три множества, равномощных множеству А. Какое натуральное число является общим свойством класса множеств, равномощных А.
3Б. С помощью количественной теории дайте обоснование того, что 7 – 4 = 3.
4А. Приведите примеры множеств, равномощных: а) множеству пальцев на руке человека; б) множеству медиан треугольника; в) множеству отрицательных чисел на промежутке [3;5].
4Б. С помощью количественной теории дайте обоснование того, что 5 – 2 = 3.
5А. Какие из высказываний истинны: а) для любых целых неотрицательных чисел а и в число ав есть целое неотрицательное; б) существуют целые неотрицательные числа а и в, произведение которых равно 0; в) произведение любых двух натуральных чисел больше каждого из них.
5Б. Пользуясь определением разности целых неотрицательных чисел, объясните, почему: 7 – 7 = 0.
0А. Приведите примеры множеств, равномощных: а) множеству звуков в слове «Брест»; б) множеству цветов белорусского флага; в) множеству делителей числа 1.
Решение:
а) Множество звуков в слове «Брест» состоит из 5 элементов {б, р, е, с, т}, значит, ему равномощными будут множество пальце на одной руке; множество букв в имени «Света»; множество цифр числа 12345; множество лучей у звезды.
б) Множество цветов белорусского флага состоит из 3 элементов{красный, зеленый, белый}. Значит, ему равномощными будут: множество углов в треугольнике; множество согласных звуков в слове «молоко»; множество цифр числа 538.
в) Множество делителей числа 1 содержит 1 элемент, значит ему равномощными будут: множество голов у одного человека; множество гласных звуков в слове «дом»; множество цифр числа 5.
0Б. Опираясь на количественную теорию, объясните, почему 4 + 2 = 6.
Решение:
Возьмем 2 множества. А={а, в, с, d}, n(А)=4 и В={n, m}, n(В)=2, причем АÇВ=Ø.
Найдем объединение этих множеств: АÈВ={а, в, с, d, n, m}, n (АÈВ)=6. n (АÈВ)= n(А)+n(В). 6=4+2. Значит, 4+2=6.
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И АКСИОМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИИ
НАТУРАЛЬНОГО ЧИСЛА
(задания III уровня)
1А. Объясните, опираясь на количественную теорию, почему: а) 0<2; б) 17³7.
1Б. Укажите условия, при которых следующие равенства истинны:
а) (а + в) : с = а : с + в : с, б) (а в с d) : m = (а : m)・в с d.
2А. Используя теоретико-множественное определение частного, покажите двумя способами, что 6 : 3 = 2.
2Б. Укажите условия, при которых следующие равенства истинны:
а) (а – в) : с = а : с – в : с, б) а : (в с) = (а : в) : с.
3А. Объясните, опираясь на количественную теорию, почему: а)5>7; б) 1<3.
3Б. Укажите условия, при которых следующие равенства истинны:
а) (а + в) – с = (а・с) + в, б) а – (в + с) = (а – в) – с, если а, в, с ÎNo.
4А. Докажите, опираясь на различные определения произведения целых неотрицательных чисел, что 2・3 = 6.
4Б. Укажите условия, при которых следующие равенства истинны:
а) (а + в) – с = а + (в – с), б) (а – в) – с = (а – с) – в, если а, в, с ÎNo.
5А. Используя теоретико-множественное определение частного, покажите двумя способами, что 10 : 5 = 2.
5Б. Укажите условия, при которых следующие равенства истинны:
а) а – (в – с) = (а + с) – в, б) а – (в – с) = (а – в) + с, если а, в, с ÎNo.
0А. Докажите двумя способами, что 4・3 = 12.
Решение:
1способ: по определению, произведением числа а на число в называют число, которое удовлетворяет требованиям:
1) а · в = а+а+а+…+а 2) а · 1=а 3) а · 0=0
в раз
Значит, 4·3 = 4+4+4 = 12.
3 раза
2 способ: Воспользуемся определением умножения через декартово произведение. По определению, произведением целых неотрицательных чисел а и в называют число элементов в декартовом произведении А×В, где а = n(А), в = n(В), и а · в = n(А) · n(В)= =n(А×В).
Возьмем множества А и В такие, что n(А) = 4; n(В) = 3.
Пусть А={а; в; с; d}, В ={х; у; z}.
А×В = {(а; х),(а; у),(а; z),(в; х),(в; у),(в; z),(с; х),(с; у),(с; z), (d; х),( d; у), ( d; z)}.
n(А×В) = 12; n(А×В) = n(А) · n(В); 4 · 3 = 12.
0Б. Существуют ли такие целые неотрицательные числа а, в, с, d, что верны равенства:
а) (а + в) + с + d = а + (в + с) + d,
б) (а + в) + (с + d) = (а + d) + (в + с).
Решение:
а) это равенство верно для любых целых неотрицательных чисел, т.к. сумма на множестве целых неотрицательных чисел обладает свойством ассоциативности;
б) для суммы целых неотрицательных чисел справедливы коммутативный и ассоциативный законы, поэтому записанное равенство верно для любых целых неотрицательных чисел.
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И АКСИОМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИИ
НАТУРАЛЬНОГО ЧИСЛА
(задания IV уровня)
1. Пользуясь количественной теорией натурального числа, докажите, что 3・4 = 4・3
2. Пользуясь количественной теорией натурального числа, докажите, что 3・(1+2) = 3・1 + 3・2
3. Пользуясь количественной теорией натурального числа, докажите, что 5 + 1 = 1 + 5
4. Пользуясь количественной теорией натурального числа, докажите, что (2 + 3) + 4 = 2 + (3 +4)
5. Пользуясь количественной теорией натурального числа, докажите, что (2・3)・4 = 2・(3・4)
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И АКСИОМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИИ
НАТУРАЛЬНОГО ЧИСЛА
(задания V уровня)
1. Докажите с помощью метода математической индукции, что 12 + 22 + 32 +…+ n2 =
2. Докажите с помощью метода математической индукции, что –1 + 3 – 5 + 7 – 9 +…+ (–1)n・(2n – 1) = ( –1)n・n
3. Докажите с помощью метода математической индукции, что 12 – 22 + 32 – 42 +…+ (–1)n–1・n2 = (–1)n–1
4. Докажите с помощью метода математической индукции, что + +…+ =
5. Докажите с помощью метода математической индукции, что
+ +…+ =