Инфляция: ее виды и количественная оценка инфляционных. Тема 4. Макроэкономическое регулирование: антиинфляционная политика государства

ЛЕКЦИЯ № 4

по дисциплине МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Тема 4. Макроэкономическое регулирование: антиинфляционная политика государства

Занятие №1. Макроэкономическое регулирование: антиинфляционная

Политика государства

Обсуждены на заседании

предметно-методической комиссии экономической теории

«__»_____________ 200 _ г.

протокол № _

Учебно-воспитательные цели:

1. Раскрыть сущность инфляции, ее причины.

2. Формировать основы экономического мышления, интерес и практическую заинтересованность в изучении предмета.

3. Воспитывать у студентов любовь к своей будущей профессии, стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний.

Содержание

Введение.

Учебные вопросы (основная часть):

1. Инфляция: ее виды и количественная оценка инфляционных процессов.

2. Социально-экономические последствия инфляции.

3. Антиинфляционная политика государства как как объект макроэкономического прогнозирования и планирования.

Заключение.

Литература

а) основная

1. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.: «ВЛАДОС», 1997. – С. 414–436.

2. Экономика: Учебник / под ред. доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 2001. – С. 426–443.

3. Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: Проспект, 2000. – С. 335–357.

б) дополнительная

1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Пришиты, проблемы и политика. –М., 1992. – С. 18–25, 36–42.

2. Фишер С. Экономика. – М., Дело, 1993. – С. 1–3,

3. Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для ВУЗов / Под ред. Г. Журавлевой, Н. Мильчаковой. – М, «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1996. – С. 9–17, 36–42.

Учебно-материальное обеспечение

Учебно-методический комплекс по теме №17:

1. Текст фондовой лекции.

2. Структурно-логическая схема изучения материала темы №17.

3. План-конспект проведения лекционного занятия №17.

4. ТСО: Видеопроектор, ПВЭМ

6. Классная доска, мел, указка.

Текст лекции

Введение

Устойчивый экономический рост, полная занятость, стабильные цены – важнейшие цели развития страны. Условием достижения этих целей является общее, макроэкономическое равновесие.

Однако, не только при нарушении общего равновесия, но даже при его наличии в экономике может возникнуть нестабильность: падает объем производства, растут цены, не все люди, желающие работать, могут найти работу.

Неполная занятость, рост общего уровня цен (инфляция) – характерные черты современной рыночной экономики.

Причины, виды инфляции, методы ее измерения, последствия инфляции – проблема макроэкономическая, и ее рассмотрению посвящена данная тема.

Термин инфляция(в переводе с латинского – вздутие) впервые стал употребляться в Америке в период Гражданской войны 1861–1865 гг. Однако проявления инфляции известны людям с тех пор, как в хозяйственном обмене начали широко использоваться деньги. Еще в античном мире возникают процессы обесценения денег, вызванные порчей монет. В ХV веке в Европе произошла «революция цен», вызванная притоком драгоценных металлов из Нового Света.

Родоначальником теории инфляции можно считать шотландского экономиста и государственного деятеля Дж. Ло, предпринявшего в начале XVIII в. одну из первых в Европе попыток ввести в обращение бумажные деньги. В своей наиболее известной работе «Деньги и торговля, рассматриваемые с предложением об обеспечении нации деньгами» (1705 г.) Дж. Ло предлагал организовать выпуск бумажных денег для обогащения страны.

Логика его рассуждений была проста. Он считал, что золото и серебро приобретают дополнительную ценность, выступая в роли денег, т. е. когда используются в процессе обращения. Поэтому он полагал, что бумажные деньги, выполняя такую же общественную функцию, как и благородные металлы, увеличивают богатство нации и ведут к росту деловой активности населения. В этой связи Дж. Ло отвергал тезис меркантилистов о том, что богатство страны в его денежной форме может возрастать лишь благодаря превышению экспорта над импортом.

Со своим финансовым проектом обогащения за счет выпуска бумажных денег Дж. Ло обращался к различным европейским правительствам, но встретил поддержку лишь в придворных кругах Франции. Здесь ему была разрешена в 1716 г. организация частного банка, который после ряда удачных операций стал в 1718 г. государственным, его бумаги гарантировались именем короля. Чтобы стимулировать внедрение банкнот, обращение металлических монет было сначала ограничено, а затем и совсем запрещено.

Став в начале 1720 г. министром финансов Франции, Дж. Ло издал распоряжение о возможном обмене бумажных денег на золотые и серебряные монеты. Однако когда такое требование последовало, его выполнение на практике оказалось невозможным вследствие чрезмерного выпуска бумажных денег.

Вскоре банк объявил себя банкротом – бумажные деньги упали до десятой части их стоимости. Многие даже крупные состояния были разорены, уцелела лишь земельная собственность. Все это привело к катастрофической инфляции, которая в конечном счете уничтожила и саму систему Ло.

Печальный конец экспериментов Ло сыграл известную роль в последующем утверждении учения физиократов, проповедовавших производительную роль лишь сельскохозяйственной деятельности. «Возникновение физиократии, – писал К. Маркс, – было связано как с оппозицией кольбертизму, так и, в особенности, со скандальным крахом системы Ло».

В других странах и в другое время были свои причины инфляции: изнашивание монет; умышленная их «порча» государственной властью для уменьшения массы драгоценного металла по сравнению с тем количеством, которое чеканилось на монете; массовый завоз золота и других благородных металлов из Америки, вызвавший «революцию цен» на европейских рынках.

Учебные вопросы (основная часть)

Инфляция: ее виды и количественная оценка инфляционных

Процессов.

Инфляция как экономический процесс известна человечеству уже на протяжении многих веков. Однако по-настоящему разрушительный характер инфляция приобрела в XX веке. Ее отличительные симптомы были зафиксированы как в рыночных хозяйствах, так и в странах с командно-административным типом экономики. В чем же проявляется сущность инфляции?

Как сложный и многофакторный процесс она представляет собой одну из форм нарушения общего равновесия в макроэкономике, реализующуюся в дисбалансе спроса и предложения. Итогом такого несоответствия является рост цен в экономике. Но это не означает, что в период инфляции повышаются все цены. Цены на одни товары могут расти, а на другие оставаться стабильными или даже снижаться. Кроме того, не всякое повышение цен может служить показателем инфляции. Цены в экономике могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи ресурсов, изменения общественных потребностей. Например, переход на выпуск новых модификаций автомобилей с экономичным двигателем, соответствующим международным стандартам, очевидно, приведет к повышению отпускных цен на них.

В то же время систематический рост цен на серийно производимые автомобили одной и той же модели без каких-либо улучшений носит ярко выраженный инфляционный характер.

В реальной экономике изменяются не только цены на товары, но и измерители их ценности – деньги. Отмечено уже давно, что падение покупательной способности денег (обесценивание денег) и повышение цен на товары теснейшим образом взаимосвязаны. Обесценение денег означает, что на ту же сумму денег можно приобрести меньше товаров.

Наши рекомендации