Особенности проведения мониторинга во 2-4 классах
1 этап. Срок – сентябрь Входной контроль.
Цель: сопоставить результаты конца прошлого года обучения с теми, которые получены в начале следующего учебного года; выявить проблемы в знаниях учащихся и наметить шаги по их устранению.
2 этап. Срок - конец каждой четверти. Промежуточная диагностика.
Цель: оценить надежность сформированности тех способов действий, которым учил учитель; диагностирование качества взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса; сравнить результаты диагностики с результатами за предыдущие четверти; выявить динамику развития учащихся (изменился ли уровень овладения отдельными компонентами учебной деятельности, наметить пути повышения успешности обучения отдельных учащихся).
Промежуточная (текущая) диагностика - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения.
Цель данной диагностики - анализ хода формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого курса, за отдельный промежуток времени.
Текущая диагностика позволяет своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Формы контроля: самостоятельная работа, контрольный срез, устный опрос, графическая работа (диаграммы, схемы, чертежи и др.), тесты.
3 этап. Срок - конец апреля - май. Итоговая диагностика.
Цель: выявить степень сформированности общеучебных умений и навыков на конец учебного года (с учетом специфики предмета), получить объективную информацию о состоянии и проблемах образовательного процесса в каждом классе; определить соответствие поставленных целей и полученных результатов в конце учебного года.
Формы проведения: контрольные работы, тесты.
Сбор информации: сводные таблицы, диаграммы, графики.
Результаты, полученные в ходе мониторинга, позволяют учителю выявить уровень усвоения программного материала за определенный промежуток времени, строить коррекционные программы с учетом подготовки конкретного ученика, а значит - оценить эффективность своих методических находок, определить степень их соответствия особенностям данного класса.
Оценивание.
Результаты фиксируются в «Карте индивидуального развития» и оцениваются на основе уровневой оценки и отметки.
За выполнение обязательных заданий каждый ученик должен получить отметку в соответствии с нормами оценивания письменных контрольных работ.
Выполнение заданий со звездочкой (полное или частичное) оценивается отдельно и не влияет на выставление отметки за задания обязательного уровня.
После выполнения письменной контрольной работы учитель делает количественный и качественный анализ результатов обучения, т.е. поэлементный.
Результаты индивидуальной проверки (литературное чтение) фиксируются сначала в индивидуальной таблице, а потом в сводной (см. таблицу № 1).
Таблица №1
Таблица учета результатов проверки навыков чтения.
Ф. имя обучающегося - |
Школа - |
Класс - Учитель - |
Читает вслух со скоростью
90 и более слов в мин. | 80-90 слов в мин. | 70-80 слов в мин. | Менее 70 слов в мин. |
1. Читает осознанно, не делает неоправданных пауз | Делает неоправданные паузы (1-2) | Допускает неоправданные паузы (3-4) | Допускает неоправданные паузы (5 и более) |
2. Правильно отвечает на поставленные вопросы | Допускает неточности в ответах | Затрудняется ответить на некоторые вопросы | Не может отвечать на поставленные вопросы |
3. Понимает главную мысль текста и умеет ее выразить | Понимает главную мысль, но выражает ее неточно | Затрудняется в определении главной мысли без наводящих вопросов | Не может выделить главную мысль текста |
4. Пересказывает прочитанное логично, полно, не допускает речевых ошибок | Допускает в пересказе 1-2 ошибки | Затрудняется передать содержание связно | Не может передать содержание текста |
5. Может привести примеры произведений из круга детского чтения, ориентируется в мире книг | Допускает неточности в названиях произведений, называет не менее 5 произведений | Приводит ограниченное число произведений (3), допускает неточности в названиях | Приводит названия 1-2 произведений, затрудняется в названиях |
6. Различает, называет элементы книги | Допускает неточности в названиях (1-2) | Допускает неточности в названиях (2-3) | Допускает более 3 ошибок |
7. Из 5 предложенных произведений правильно определяет все виды жанров | Допускает 1 ошибку | Допускает 2-3 ошибки | Допускает более 3 ошибок |
Пояснение.
1. По вертикали обозначены основные требования к чтению, а по горизонтали уровни их выполнения.
2. Скорость чтения обозначена отдельной строкой и не является доминирующим требованием, т.к. зависит от личностных особенностей ребенка.
3. Результат данной проверки учитель фиксирует знаком (V).
4. Пометки (V) в 1 и 3 графах позволяют сделать вывод: соответствует уровню требований по чтению.
5. Пометка (V) в 4 графе должно быть не более 3.
Путем фиксации ошибок при чтении учитель делает выводы:
- об уровне техники чтения,
- осознанности, выразительности,
- сформированности читательских умений (умений кратко характеризовать главную мысль произведения, высказывать оценочные суждения о прочитанном, пересказывать прочитанное, сравнивать произведения по видо-жанровым разновидностям и т.д.).
Индивидуальную проверку можно провести в декабре. Для чтения предлагается текст (300-350 слов - 4 класс, прозаическое художественное произведение). Время чтения - 2-3 минуты. Результаты индивидуальной проверки дают полное представление об уровне сформированности данного навыка у каждого ученика.