Методика работы по развитию глазомера (задача 4)
Вся предыдущая работа оказывает влияние на развитие глазомера ребенка. С детьми средней группы полезно проводить специфические упражнения для развития глазомера.
Фрагмент:
Наглядный материал: на столе много разных полосок, на фланелеграфе образец.
Или: образец у каждого ребенка на парте, на фланелеграфе много полосок.
Ход:
— Посмотри на полоску-образец, запомни длину.
— Найди такую же по длине.
Образец воспринимается только зрительно и остается на месте. После выполнения задания дети проверяют правильность своего выбора способом приложения или наложения.
Замечание: аналогичные упражнения проводятся с шириной и высотой.
Усложнения
1. Количество полосок, из которых выбирают, увеличивается от 2 до 5 (в старших группах до 10).
2. Уменьшается контрастность размеров.
3. Даются задания на сравнение величины по представлению:
—Что выше у нас на участке забор или беседка?
—Что длиннее: дорога до беседки или до ворот?
—Назови два предмета, про которые можно сказать, что один толще другого.
Дидактические игры
«Подбери пары лыж»;
«Сбор фруктов»;
«Дополни предложение» («Дуб толще ...») и др.
Методика обучения раскладыванию предметов в убывающем и возрастающем порядке по размеру (выкладыванию сериационных рядов) (задача 5)
Предварительная работа
После формирования навыков сравнения размеров предметов на глаз и способами приложения и наложения тренируем в выкладывании сериационных рядов.
Особенности наглядного материала
Наборы одинаковых предметов, различающихся только одним параметром. Как усложнение можно впоследствии работать с предметами, различающимися цветом, двумя-тремя параметрами.
Например: наборы полосок (10 штук) одинаковой ширины (около 2 см), разной длины (примерно 5—25 см с разницей около 2 см), одного и разного цвета, демонстрационные и раздаточные.
Это пособие универсально. Его можно использовать при решении различных программных задач, выбирая нужное количество полосок необходимого размера.
Аналогично:
Наборы полосок (10 штук) одинаковой длины (около 20 см) разной ширины (примерно 1—6 см с разницей около 0,5 см), одного и разного цвета, демонстрационные и раздаточные.
Наборы предметов (10 штук) одинаковых по всем параметр рам кроме высоты, демонстрационные и раздаточные.
Методика обучения
Последовательность работы: величина -» длина ~> ширина -» высота -» толщина -» величина
Сначала детям предлагаем самостоятельно выложить нужную последовательность. Обсуждаем, как они это делали, и формулируем правило сериации. Если дети затрудняются в выполнении задания, можно сначала познакомить их с правилом, а затем тренировать в его выполнении и проговаривании.
Примерное правило выкладывания полосок в убывающем порядке по длине:
1. Выбрать из полосок самую длинную и отложить,
2. Из оставшихся полосок выбрать самую длинную и положить под первой, подравнивая левый край.
3. Продолжать выбирать из оставшихся полосок самую длинную и ставить в ряд.
4. Положить последнюю полоску.
Замечание: при выборе обсуждаем относительность величины:
—Полоска, выбранная как самая длинная из оставшихся, оказалась самой короткой из отложенных.
—Сравни соседние полоски.
—Красная длиннее желтой, но короче синей (А < В, но А> С).
Показываем транзитивность отношений «больше — меньше», «длиннее — короче», «шире — уже», «выше — ниже», «толще — тоньше»:
— Если красная полоска длиннее синей, а синяя длиннее желтой, то красная длиннее желтой (А<В и В<С=> =>А< С).
Усложнения
1. Начинаем с трех предметов (с младшими дошкольниками), затем даем 5 предметов (в средней группе), потом до 10 предметов (в старшей группе).
2. Уменьшаем контрастность величины.
3. Вводим разный цвет, форму и другие признаки: «Расставь фигуры в ряд по возрастающей величине»
4. Предлагаем упражнения, в которых надо восстанавливать (исправить) порядок в нарушенной последовательности уже расставленных в ряд предметов: добавить недостающий, убрать лишний, переставить в нужном порядке.
5. Упражняем в сравнении плоских предметов по двум параметрам одновременно (ленты по длине и ширине).
6. Предлагаем выложить сериацию по одному параметру независимо от другого параметра.
7. Детям подготовительной группы можно предложить нарисовать на листе бумаги в клетку, как они будут работать (спланировать свои действия).
Дидактические игры
«Чья коробочка?» («У меня три коробочки от заводных игрушек: курочки, цыпленка и утенка. Надо все игрушки положить по коробочкам. Кто больше всех? Кто меньше всех? Что ты можешь сказать про утенка? Поместится ли курочка в коробку цыпленка? А поместится ли цыпленок в коробку курочки? ...»);
«Три медведя», «Палочки в ряд», «Ступеньки», «Сломанная лестница»;
«Кто выше ростом?» (Дается задание по представлению, затем можно проверить правильность, используя наглядность: «Петя выше Саши, Саша выше Даши. Кто самый высокий?...»).
Методика обучения сравнению величины с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов (задача 6)