Методика работы по развитию умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов

Система словообразовательных моделей языка усваива­ется на основе выделения словообразовательных аффиксов, соотнесения их со значением, следствием чего является ов­ладение словообразовательной моделью — типом и словооб­разование по аналогии. Формирование моделей словообразования и уточнение значений аффиксов осуществляется: а) через сравнение слов с одинаковым аф­фиксом, что дает возможность выделить общее значение, присущее данному аффиксу; б) через сравнение родствен­ных слов, что позволяет дифференцировать значение слово­образующих аффиксов.

В связи с этим, развитие умения определять род­ственные слова и производить морфологи­ческий анализ слов является необходимым условием дифференциации словообразовательных моделей, формиро­вания морфологических обобщений. Работа над родствен­ными словами способствует подготовке к школьному обуче­нию и овладению грамотой детьми с ЗПР.

Дети уже в дошкольном возрасте способны на неосоз­нанном уровне усваивать некоторые грамматические зако­номерности. В это же время происходит и формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических).

Сравнивая лексическое и грамматическое значение сло­воформ, дошкольники способны определить (выделить) «по­хожие» и «разные» слова.

С учетом закономерностей онтогенеза и особенностей ус­воения детьми с ЗПР грамматических умений и навыков

в процессе коррекционной работы выделя­ются следующие направления: а) развитие уме­ния определять «лишнее» слово из группы слов; б) развитие умения отбирать родственные слова из ряда слов; в) разви­тие умения подбирать родственные слова; г) развитие уме­ния находить в словах общую морфему.

Работе по развитию умений производить морфологичес­кий анализ слов предшествует работа по формированию у детей представления о родственных словах, их сходстве по лексическому значению.

Примерные задания для развития умения определять родствен­ные слова

а) Определение среди группы сходных по звуковой струк­туре слов «лишнего» по значению (например, лес, лесной, лес­ник, лестница; вода, водяной, водный, водить; осина, оса, по­досиновик; гора, горный, горе;рис,рисовый, рисунок и т. д.).

б) Определение среди группы слов «лишнего» слова (на­пример, дом, доска, домашний; бег, бегать, брат и т. д.).

в) Определение и называние среди группы слов похожихслов (например, лес, влез, лесник; сахар, лисица, сахарни­ца; море, моряк, морщины, морской; боль, болеть, большой,больница и т. д.).

г) Подбор родственных слов.

Дидактический материал — сюжетные картины «Лес», «Река», «Зима».

Предварительно на занятиях уточняется, какие слова могут называться родственными. Проводится подбор род­ственных слов с опорой на картинки. Логопед предлагает ребенку посмотреть на сюжетную картинку и подобрать род­ственные слова к слову лес (гриб, вода, еж, снег и т. д.).

д) Подбор родственных слов с опорой на вопросы.
■Речевой материал — группы слов (например, боль, соль, цвет, зелень и т. д.).

Логопед предлагает ребенку образовать новые слова, от­вечая на вопросы. Например: боль (что делает?) — болит; боль — (какой?) — больной и т, д.

е) Образование родственных слов по аналогии.

Речевой материал — группы слов (например, сахар, мыло, суп, хлеб, ворона, гусь, утка и т. д.).

Дидактический материал — предметные картинки (на­пример, сахарница, мыльница, супница, хлебница, вороне­нок, утенок, гусенок и т. д.).

Логопед предлагает ребенку образовать новые слова с опо­рой на образец (например, сухарь — сухарница, суп — ...; аист — аистенок, утка — ... и т. д.). В случае затруднений можно использовать картинки.

В процессе коррекционного воздействия для развития умения производить морфологический анализ слов прово­дится работа по развитию умения выделять в качестве об­щей морфемы: а) окончание; б) корень; в) приставку; г) суф­фикс.

Примерные виды заданий

а) Нахождение в словах общего окончания.

Речевой материал — группы слов {коты, столы, вазы, дома; ведра, зеркала, гнезда, собаки; мальчики, лошади, кле­ны, скамейки; мыло, стулья, платья, листья; большой, си­ний, голубой, дорогой; кот, дом, белка, сок и т. д.).

Логопед просит ребенка внимательно прослушать груп­пу слов и сказать: какие слова похожи друг на друга; какое слово «лишнее» (например, в группе слов: коты, столы, вазы, дома, «лишнее» слово — дома).

б) Нахождение в словах общего корня.

Речевой материал — группы слов (винт, завинтить, пин­гвин; снег, снеговик, снимать; унес, шел, принес; книжка, книжный, скинул; унес, вынес, пришел; плыл, отплыл, пе­решел и т. д.).

Логопед просит ребенка внимательно прослушать слова и сказать, какие слова похожи друг на друга.

в) Нахождение в словах обшей приставки.

Речевой материал — группы слов (пришел, перелил, при­летел; отполз, отбежал, зашел; прибежал, зашел, принес; выкинул, вошел, выпрыгнул и т. д.).

Задание выполняется аналогично предыдущему.

г) Нахождение в словах общего суффикса.

Речевой материал — группы слов (столик, печка, домик; каменщик, сахарница, носильщик; носище, водичка, доми­ще; беловатый, зеленый, сероватый; печка, дочка, носик, кочка; бабушкин, дедушкин, дубовый, папин и т. д.).

Задание выполняется аналогично предыдущему.

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО АНА­ЛИЗА И СИНТЕЗА

Логопедическую работу по развитию языкового анализа и синтеза у дошкольников с ЗПР следует проводить по сле­дующим направлениям:

1) развитие анализа предложений на слова;

2) развитие слогового анализа и синтеза;

3) развитие фонематического анализа и синтеза.

Наши рекомендации