Развивающие методики и технологии
На занятиях по ФЭМП целесообразно использовать современные технологии, приёмы, средства (ТРИЗ, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, В. Воскобовича, А. Зака, Б. Никитина). Благодаря использованию развивающих игр, процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1.
Игры В. Воскобовича
Совершенствуют память, воображения, внимания, восприятия, логического и творческого мышления, речь. Особенностями развивающих игр Воскобовича являются:
-связь образного восприятия с логическим (через образ и сказочный сюжет, через символ и алгоритм решения);
-система постоянно усложняющихся вопросов и познавательных заданий к каждой игре.
В таких играх как «ГЕОКОНТ» развиваются сенсорные и познавательные способности. Игра погружает ребёнка в мир геометрии. Он осваивает основные понятия: луч, точка, отрезок, угол и т.д. Я использую эту игру для знакомства с предметным миром, формирование навыков, конструирование и решение творческих задач.
Очень интересная игра «Квадрат Воскобовича» (двух и четырёх цветные). Она способствует развитию тонкой моторики руки, пространственного мышления, творческого воображения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять. Ребёнок, складывая геометрические фигуры разного размера, усваивает эталоны формы и величины, осознаёт структуру геометрических фигур (стороны, углы, вершины). Очень часто мы вместе с детьми придумываем и конструируем фигуры без опоры на схему, что способствует развитию творческих способностей и воображения. Квадрат интересен ещё и тем, что схемы сложения фигур различны. Это простые плоскостные (домик, конфета), сложные плоскостные (башмачок), объёмные (самолёт). Ребёнок определяет цвет фигуры, затем находит геометрические фигуры, из которых она состоит. Дети конструируют геометрические фигуры, называют признаки сходства и различия этих фигур.
Игра «Прозрачный квадрат» это прозрачные пластинки, частично закрашенные. Закрашенная часть - это какая либо геометрическая фигура. В процессе игровой деятельности у ребёнка развиваются познавательные и творческие способности. Дошкольник знакомиться с эталонами формы и величины, соотношением целого и части (дроби), пространственными отношениями предметов. Дошкольник, играя с головоломками знакомиться с эталонами формы, цвета и величины. Развитию глазомера способствуют складывание фигур из частей. Головоломки развивают познавательные и творческие способности детей. В процессе игры ребёнок познаёт структуру геометрических фигур (стороны, углы) свойства симметрии, соотношение целого и части (чудо-крестик, чудо-соты, чудо-цветик).
«Игровизор»- это игровое обучающее средство, интеллектуальный тренажер. Игровое пособие «Катя, рыжик и рыбка», знакомит детей с эталонами формы, развивает умение определять форму окружающих предметов и ориентироваться в пространстве.
Игровое пособие «лабиринты цифр» направлена на развитие внимания, логического мышления, умению соотносить цифру и количество, пониманию принципа независимости количества предметов от их расположения в пространстве и по группам. «Предметный мир вокруг нас» - знакомит детей с предметным миром и трудом взрослых. У ребёнка формируется представление о предметах, их строении и назначении, выделения существенных признаков объединяющих предметы в родовые обобщения(инструмент, обувь и т.д.) Кораблик «Плюх-плюх» в этой игре развиваются сенсорные способности (раскладывание предметов в группы по одному признаку: цвету), мелкая моторика рук (нанизывание флажков на шнурок), внимание, мышление, память, речь, математические представления (ребёнок узнает что значит высокий и низкий, определяет мало и много, поровну, учиться считать).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2.
Интеллектуальные игры Б.П. Никитина
«Сложи квадрат» - тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблем, частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположения.
«Угадай-ка» направлена на развитие способности у ребёнка видеть и запоминать увиденное.
Часы - ориентировка во времени.
«Сложи узор» - развивает пространственное воображение, сообразительность и логическое мышление, навыки счёта и графические способности, цветоощущение, умение анализировать, синтезировать и комбинировать.
«Кубики для всех» - одновременно решаются 2 задачи: во первых, выбор фигур, которые необходимы для построения модели; во вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т.е. соединить их и уложить в модель.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3.
Н.В.ПЕТКЕВИЧ
Разработал комплект демонстрационных наглядных пособий «Изучения чисел первого-второго десятка». При работе с пособиями формируются математические понятия и вычислительные навыки.
«Таблица - сказочный счёт». Знакомит с цифрами первого десятка.
«Линейка». Для счёта в пределах десяти (формирует понятия о натуральном ряде чисел и его свойстве)
Счётная линейка по сложению однозначных чисел с переходом через десяток. Позволяет продемонстрировать последовательные действия сложения с фиксацией промежуточного и конечного результата, заменить второе слагаемое суммой удобных слагаемых, сделать вывод, что для его выполнения необходимо знать состав чисел от 1 до 9, состав числа 10, прибавление однозначных чисел к 10.
Арифметическая горка. Для определения состава числа первого десятка, для нахождения суммы или слагаемого, сложение и вычитание.
Пособие развивает:
Зрительную ориентировку (по цвету, по месту расположения)
Логическое мышление (умение сосредотачивать и рассредоточивать внимание)
Исследовательские качества ума и другое.
Компьютер. Позволяет самостоятельно моделировать математические понятия, осуществлять самоконтроль, дать понятия об устройстве компьютеров и принципов его действия.
Он даёт возможность познакомиться с:
— Числами первого десятка и соответствующим им цифрами.
— Свойствами натурального ряда чисел.
— Составом чисел первого десятка.
— Арифметическими действиями: сложением и вычитанием.
— Алгоритмом сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
Телефон- справочник.
Служит для:
— формирования вычислительных навыков;
— развития памяти и увеличения её объёма;
— формирования умения концентрировать и рассредоточивать.
Игра используется для прохождения темы « Сложение однозначных чисел с переходом через десяток». А также способствует развитию зрительной и слуховой памяти.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 4.
А. ЗАК
Игра «почтальон вычислитель» направлена на развитие и совершенствование навыков устного счёта. Решение поисковых задач, с элементами арифметики, даёт хорошую возможность для развития математических способностей детей. Все задачи характеризуются поисковой целью: в одних случаях нужно отгадать, по какой дорожки пошёл почтальон; в других – определить путь, состоящий из 2 и более дорожек, по которому прошёл почтальон.
«Как гусеница и муравей в гости ходили». Задание игры создают условия для активизации развития умственной деятельности ребёнка. Это предусматривается рядом обстоятельств. Во-первых, успешное выполнение заданий требует от ребёнка нереальных, а воображаемых изменений ситуаций, по сколько в игре не нужно ничего реально перемещать, а необходимо лишь представить, куда возможны передвижения её персонажей. Во-вторых, содержание занятий составлено так, что на одних из них ребёнок будет в позиции отгадывающего, в других проверяющего отгадки, в иных- позиции отгадывающего. В-третьих, сложность последующих занятий постоянно возрастает. В-четвёртых, последующее занятие никогда не повторяет предыдущего. В - пятых, позволить ребёнку проявить инициативу в поиске путей достижения цели, что способствует развитию у ребёнка интеллектуальной гибкости, возможности с разных сторон посмотреть на одну и ту же ситуацию.
Палочки Кюизенера.
С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно, как результат его самостоятельной практической деятельности. Использование "чисел в цвете" позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе пректической деятельности, в результате разнообразных упражнений. С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше-меньше, больше-меньше на..., научить целое делить на части, измерять объекты условными мерками, поупражнять в в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к математическим действиям. Играя с палочками дети легко усваивают понятия "левое", "длинное" , "между", "каждый", "одна из...", "быть не одного цвета" и др. Палочки как дидактическое средство вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 5.
Соты Кайе
Соты Кайе формируют творческое, объемно-пространственное и ассоциативное мышление, сенсомоторные координации. Они помогают развивать фантазию, воображение (в том числе пространственное), глазомер, архитектурно-художественный вкус, творческое начало, индивидуальность в сочетании с умением работать в творческом коллективе сверстников. Соты Кайе способствуют формированию таких качеств, как аккуратность, сосредоточенность, усидчивость, терпение. Также способствуют осмысленному восприятию внешнего мира, ориентации на плоскости и в пространстве, развитию чувства гармонии, композиции, пропорции, симметрии и асимметрии, формы и красоты. Позволяют проводить занятия в области геометрии, математики и логики, игры с замещением, а также использовать набор в качестве крупной мозаики и домино. Ценным качеством сот Кайе является то, что их можно использовать как материал для проектного конструирования и экспериментирования в области детского дизайна, т.е. художественного конструирования.
Играющий может экспериментировать и изобретать композиции, применяя одинаковые или разные по рисунку и цвету элементы, имеющиеся в наборе. Эта особенность детской деятельности программируется универсальными свойствами примененной формы элементов, которые позволяют располагать их особым образом на плоскости по отношению друг к другу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.6.
Блоки Дьенеша
Учебно-игровое пособие логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 логических блоков, различающихся между собой четырьмя свойствами: формой, цветом, размером, толщиной. Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Основная цель использования дидактического материала (по имени автора называемого "блоки Дьенеша"): научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременное два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем признакам с учетом наличия или отсутствия каждого.