Анализ занятия и других воспитательных мероприятий (схема 2.6.)
1.Общая характеристика анализируемого явления.
2. Характеристика фактов, оказывающих положительное или отрицательное влияние на результат воспитательно-образовательной работы, взаимосвязь этих факторов и степень влияния на изучаемый объект.
3. Причины возникновения факторов, положительно или отрицательно влияющих на анализируемый объект.
4. Обобщенные выводы по итогам анализа.
5. Предложения по ликвидации причин выявленных недостатков.
Воспитаниекультурно-гигиенических навыков и культуры поведения (схема 2.7)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
Навыки пользования мылом, расческой, полотенцем, носовым платком | ||||
Культура еды | ||||
Навыки пользования столовыми приборами: а) ложкой б)вилкой в) ножом г) салфеткой | ||||
Содержание в порядке одежды | ||||
Обращение ко взрослому по имени-отчеству | ||||
Благодарит взрослых и сверстников за оказанную помощь | ||||
Бережное отношение к игрушкам | ||||
Соблюдение элементарных правил поведения в группе | ||||
Знание и соблюдение правил поведения в общественных местах |
Организация и проведение занятий (схема 2.8)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично | |||
Характеристика программного содержания: соответствие задач программе группы; соответствие уровню развития детей данной группы; объем программного содержания; конкретность формулировок программного содержания | |||||||
Характеристика деятельности воспитателя: выделение приемов, используемых для решения поставленных задач; соответствие приемов возрасту детей, требованиям методики данной программы; правильность, точность применения этих приемов | |||||||
Характеристика деятельности детей: освоение детьми программного содержания по задачам; особенности поведения детей на занятии (активность, внимание, интерес, отношение к занятию); учебные навыки детей | |||||||
Характеристика условий проведения занятия: соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий; соответствие требованиям материально-технических условий; соответствие требованиям функционально-педагогических условий | |||||||
Аспектами анализ поведения детей на занятии (схема 2.9)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
Проявляют ли дети познавательную активность? | ||||
Реагируют ли дети на приемы активизации деятельности? | ||||
Достигнута ли детьми дидактическая цель? |
Аспектами анализ деятельности детей (схема 2.10)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
Принятие детьми цели занятия | ||||
Проявление активности в процессе выполнения задания | ||||
Использования знаний и умений для достижения результата деятельности |
Качество знаний и способов действий (схема 2.11)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
Полнота и глубина знаний | ||||
Осознанность знаний | ||||
Умение ими оперировать, применять в разных ситуациях | ||||
Прочность сформированных знаний | ||||
Оценочные суждения | ||||
Формирование и развитие учебных умений | ||||
Научность | ||||
Учет индивидуальных особенностей детей | ||||
Формирование у детей навыков контроля и самоконтроля |
Умение обобщать, сравнивать и прогнозировать (схема 2.12)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично | |||
Умеют ли дети увидеть и понять связи и отношения природных явлений? | |||||||
Умеют ли дети замечать изменения развития? | |||||||
Умеет ли определять, замечать и видеть: свойство и качество объекта изменение развития взаимодействия живой и неживой природы | |||||||
Умеют ли высказывать оценочные явления (есть ли суждения), значимость? | |||||||
Умеют ли обобщать явления природы? | |||||||
Вызывает ли наблюдение в природе радость и восторг от наблюдаемого объекта? | |||||||
Эмоции детей: восторг восхищение изумление интерес равнодушие пассивность | |||||||
Умение применять знания и умения на практике (схема 2.13)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
Умение применять на практике полученные знания? | ||||
Самостоятельность применения разных способов воздействия на природу? | ||||
Ухаживают ли за животными и растениями по собственной инициативе? | ||||
Правильно ли выбирают орудия труда? | ||||
Постоянство проявления заботы, доброты по отношению к растениям, животным | ||||
Знание последовательности ухода за растениями и животными? | ||||
Эмоциональность наблюдения в природе у детей? | ||||
Отвечает ли объем знаний о природе требованиям программы данной группы? |
Психологический анализ занятия (схема 2.14)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
Психологический анализ учебной деятельности детей. Активная позиция детей на занятии, позитивное отношение детей к воспитателю, преобладающее на занятии самочувствие детей | ||||
Психологическая оценка занятия: а) уровень организации занятия (психологический настрой на занятие, использование игровых организационных моментов); б) соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем на занятиях (преобладание речи воспитателя, преобладание речи детей, равное соотношение); в) соответствие форм и методов занятия возрастным психофизиологическим особенностям детей (учитывает ли воспитатель индивидуальные и психологические особенности детей при проведении занятий) | ||||
Психологический анализ деятельности воспитателя на занятии: а) наличие психологической дистанции между воспитателем и детьми («над», «под», «рядом», «вместе»); б) коммуникабельность (умение устанавливать контакт с группой и каждым ребенком); в) внешний облик воспитателя (поза, мимика, пантомимика, вкус и стиль в одежде и прическе) |
Организация разнообразной деятельности на прогулке (схема 2.15)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
Удовлетворительность условий для двигательной деятельности на участке? | ||||
Пути педагогического содействия игровой деятельности | ||||
Содержание, характер индивидуальных занятий с детьми |
Блок 3. Физическое воспитание
Физическое воспитание (схема 3.1)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично | |
Имеются ли в занятии задачи: оздоровительная воспитательная образовательная какие превалируют | |||||
• 2 | Понимают ли дети цель занятия? | ||||
Доступно ли содержание занятия детям? | |||||
Применяются ли нетрадиционные формы в занятии? | |||||
Соответствуют ли приемы, используемые в занятии, возрасту детей: словесные наглядный показ взрослого наглядный показ ребенка напоминание частичный показ другие | |||||
Поддерживается ли воспитателем интерес к занятию на протяжении всего занятия? | |||||
Умеет ли ребенок сопереживать товарищу? | |||||
Присутствует ли на занятиях дух соперничества? | |||||
Использует ли ребенок свои способы выполнения? | |||||
Показывает ли воспитатель разные варианты выполнения упражнений? | |||||
Проявляет ли ребенок инициативу в подготовке оборудования? | |||||
Моторная плотность (ее реализация в соответствии с возрастом детей) | |||||
Нагрузка (соответствие индивидуальных особенностей детей) | |||||
Использование физкультурного уголка детьми в течение дня (схема 3.2)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
Эстетичность оформления уголка? | ||||
Соответствие уголка возрастным особенностям детей данной группы | ||||
Соответствие атрибутов подвижных игр для данного возраста | ||||
Наличие инвентаря для каждого ребенка (для занятий по подгруппам) | ||||
Занимаются ли дети в физкультурном уголке: с удовольствием с подсказкой воспитателя непринужденно | ||||
Используют ли дети в игре персонажные шапочки? | ||||
Придумывают ли свои игры с имеющимися атрибутами и снарядами? |
Анализ физкультурного занятия (схема 3.3)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично | |||
Выполнялись ли гигиенические требования к организации всего занятия (помещение, одежда, оборудование) | |||||||
Полнота осуществления задач: оздоровительных воспитательных образовательных | |||||||
Соответствие задач данному возрасту | |||||||
Понимают ли дети поставленные перед ними задачи? индивидуальный подход фронтальный поточный подгрупповой словесный показ взрослого показ ребенка напоминание и др. | |||||||
Соответствие физической нагрузки нормам: в водной в основной в заключительной | |||||||
Моторная плотность | |||||||
Общая плотность | |||||||
Используются ли нетрадиционные формы в занятии? | |||||||
Активность выполнения ОРУ, ОД подвижных игр (%) | |||||||
Осознанно ли дети воспринимают материал? | |||||||
Понимают ли дети поставленные задачи? | |||||||
Проявляют ли дети самостоятельность в поисках новых способов действий? | |||||||
Присутствуют ли на занятии соперничество и сопереживание? | |||||||
Осуществляется ли работа по ознакомлению детей разным способам выполнения движений? | |||||||
Была ли инициатива со стороны детей в подготовке атрибутов и пособий? | |||||||
Ваши предложения | |||||||
Умение детей самостоятельно использовать подвижную игру в своей деятельности (схема 3.4)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично | |
Самостоятельно ли дети выбирают знакомую игру? | |||||
Согласовывают ли дети в игре свои действия с действиями партнера? | |||||
Способствует ли игра самовыражению детей? | |||||
При объяснении воспитателя воспринимают ли дети правила игры? | |||||
Какие игры больше используют дети: игры с бегом игры с пользованием и лазанием игры с метанием и ловлей народные игры эстафеты игры на ориентировку в пространстве | |||||
Улучшают ли дети в игре свои физические качества? | |||||
Эмоциональны ли дети в игре? | |||||
Достаточно ли времени для игровой деятельности? | |||||
9 | Учит ли игра детей: честности справедливости дружелюбности организованности самостоятельности | ||||
Оценка двигательной среды развития (схема 3.5)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
Минимально-необходимое оборудование для выполнения программы (II категория) | ||||
Современное спортивное оборудование, соответствующее требованиям Госстандарта + требования П категории (I категория) | ||||
Усовершенствованное спортивное оборудование с элементами собственных конструкций + требования I категории (высшая категория) |
Оценка эффективности физзанятия (схема 3.6)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично | ||
Программное содержание: целесообразность поставленных задач (образовательной, воспитательной, оздоровительной); преемственность структурных частей занятия (соответствие типу занятия, наличие специфических физических упражнений в каждой части занятия); осуществление комплексного подбора всего программного материала по развитию движений и физических качеств | ||||||
Деятельность педагога: соответствие методов обучения поставленным задачам; обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом состояния их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности; стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка, детской самостоятельности; достижение высокой моторной плотности и хорошего тренирующего эффекта; использование специальных приемов повышения физической нагрузки; эмоциональный микроклимат занятия и стиль общения | ||||||
Деятельность детей: особенности поведения на занятии (активность, внимание, интерес, соответствие нагрузок); освоение детьми программного содержания по задачам; навыки самостоятельной деятельности; проявление двигательной инициативы и творчества детей | ||||||
Оценка эффективности досуга (схема 3.7] | ||||
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
Деятельность детей: интерес, увлеченность; самочувствие, настроение; соответствие нагрузки уровню физического развития детей и их физической подготовленности; проявление двигательной инициативы и творчества детей; навыки самостоятельной двигательной активности | ||||
Деятельность инструктора по физической культуре: эффективность использования оборудования и инвентаря; соответствие содержания праздника (досуга) теме, сезону и условиям проведения; динамичность праздника (досуга); разнообразие игр, упражнений по двигательному содержанию и способы их подачи; стиль общения |
Оценка эффективности секционного занятия (схема 3.8)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично | ||
Постановка цели | ||||||
Эффективность использования оборудования и инвентаря | ||||||
Соответствие содержания занятия поставленной цели | ||||||
Методы проведения занятий в секции: обеспечение контроля и коррекции при выполнении двигательных заданий; использование традиционных методик; применение авторских приемов | ||||||
Результативность занятий: овладение детьми данным материалом; навыки самостоятельной работы детей | ||||||
Эмоциональный настрой детей к восприятию материала | ||||||
Стиль общения | ||||||
Дополнительный показатель: участие детей в открытых мероприятиях (соревнованиях, показательных выступлениях) района, города, области | ||||||
Блок 4. Игровая деятельность
Анализ условий проведения игр (схема 4.1)
№ | Объект наблюдения | Да | Нет | Частично |
Соблюдение игрового режима | ||||
Наличие оборудованной игровой площадки | ||||
Расположение и хранение игрушек | ||||
Соблюдение правил пользования игрушками | ||||
Подбор игрушек и других материалов в соответствии с тематикой игр | ||||
Взаимосвязь игры с другими видами деятельности детей. | ||||
Развитие чувства ответственности у детей за сохранение игрушек и умения приводить их в порядок | ||||
Условные обозначения |
Анализ руководства воспитателем играми детей (схема 4.2)
№ | Объект наблюдения | Да | Нет | Частично | ||
Приемы воздействия воспитателя на игровую деятельность детей | ||||||
Игры: показ, совет. Указание, помощь в налаживании конфликтов между детьми, обсуждение с детьми сюжета | ||||||
Оказание помощи детям в осуществлении игровых замыслов | ||||||
Приемы, направленные на целеустремленность и активность в играх | ||||||
Руководство поведением детей | ||||||
Создание положительных эмоций | ||||||
Условные обозначения | ||||||
Поведение и знания ребенка в игре (схема 4.3)
Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично | |||
Содержит ли игра элементы новизны? | ||||||
Содержание игры вводит ребенка в условную ситуацию? | ||||||
Присутствует ли информация, которая связана с содержанием отображаемой жизненной ситуации? | ||||||
Меняется ли в процессе игры игровая среда (игрушки-заместители, игровой материал)? | ||||||
Использованные методы и приемы побуждают их к разным способам воспроизведения действительности в игре? | ||||||
Все ли задействованы в игре? | ||||||
Умеют ли распределять роли? | ||||||
Создает ли воспитатель проблемную ситуацию для выявления знаний о чем-либо? | ||||||
Побуждает ли воспитатель добиваться воображаемого результата? | ||||||
Как отражена нравственная сторона в игре? | ||||||
Присутствуют ли отрицательные качества: конфликт грубость в обращении всегда быть первым споры | ||||||
Умеют ли решать коллективные задачи? | ||||||
Анализ руководства педагога играми детей (схема 4.4)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
Правильно ли воспитатель понимает свою роль в руководстве игрой? | ||||
Насколько полно использует игру? | ||||
Развивается ли игровая деятельность с учетом уровня развития детей? | ||||
Полно ли раскрыты в содержании игры те или иные события или явления? | ||||
Доиграли ли до конца? | ||||
Обсуждается ли с детьми прошедшая игра? | ||||
Формируется ли у них оценочное отношение не только к выполнению ролей, но и ко всей игре в целом? | ||||
Достаточно ли хорошо оснащена игра необходимым материалом? | ||||
Доступен ли игровой материал для использования его детьми? |
Развитие нравственных качеств детей через игру (схема 4.5)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
Рождаются ли во время игры новые варианты? | ||||
Умеют ли дети применять свои знания на практике? | ||||
Выполняются ли эстетические нормы поведения во время игры: доброжелательность отзывчивость чуткость агрессивность умение договариваться доверие сопереживание взаимопомощь правдивость справедливость | ||||
Имеет ли в игре отражение знаний о профессиях взрослых? | ||||
Какие приемы, побуждающие детей к началу игры, использовал воспитатель: предложение игрушки взятие на себя роли предложение темпа игры совместное обсуждение плана игры подготовка оборудования к игре внесение нового оборудования и др. | ||||
Формирует ли способности управлять своим поведением? | ||||
Изменяют ли предметно-игровую среду с учетом практического и игрового опыта? |
Игровая деятельность (схема 4.6)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично | |||
Умеют ли ориентироваться в игровой задаче? | |||||||
Умеет ли ребенок строить по чертежу? | |||||||
Умеют ли отражать реальные факты или события, знания о профессии взрослых? | |||||||
Умеют ли в процессе игры регулировать свои желания? | |||||||
Умеют ли дети: анализировать обобщать рассуждать делать выводы, умозаключение | |||||||
Проявляется ли творчество в создании игры (выбор тем) | |||||||
Умеют ли ставить перед собой цель, находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности? | |||||||
Есть ли у ребенка чувство ответственности за выполнение порученной ему роли? | |||||||
Рождаются ли во время игры новые варианты? | |||||||
Выполняют ли дети этические нормы поведения во время игры: доброжелательность отзывчивость агрессивность неумение договариваться умение договариваться доверие сопереживание взаимопомощь правдивость справедливость | |||||||
Используют ли пространственную среду для развертывания игры? | |||||||
Формируют ли способности управлять своим поведением? | ||||
Изменяют ли предметно-игровую среду с учетом практического и игрового опыта? |
Оценка руководства игровой деятельностью дошкольников (схема 4.7)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично | |
Наблюдение игры, анализ, оценка уровня развития игровой деятельности детей | |||||
Проектирование развития игровой деятельности, планирование приемов, направленных на ее развитие | |||||
Обогащение впечатлений детей с целью развития игр | |||||
Организация начала игры, побуждение детей к игре | |||||
Проектирование развития конкретной игры, предвидение ее развития | |||||
Пользование прямыми приемами руководства игровой деятельностью (вопросы к детям, предложение новой игры, и т.д.) | |||||
Включение в игру на главных или второстепенных ролях | |||||
Выражение своих чувств, мыслей с помощью речи, мимики, пантомимики в процессе воплощения взятой на себя роли | |||||
Пользование косвенными методами руководства игрой | |||||
Регулирование взаимоотношений детей, разрешение конфликтов, возникающих в процессе игры | |||||
Включение в игровую деятельность застенчивых, неуверенных и малоподвижных детей | |||||
Обсуждение с детьми и оценивание игры | |||||
Блок 5. Интеллектуально-познавательная деятельность
Анализ занятия по математике (логика мыслительной деятельности ребенка) (схема 5.1)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
Соответствует ли программное содержание данному возрасту? | ||||
Имеется ли наличие нового, обеспечивающее некоторое усилие и напряжение мысли? | ||||
Имеются ли в занятии элементы занимательности? | ||||
Присутствуют ли приемы, направленные на: привлечение и сосредоточение внимания активизацию и самостоятельность мысли подачу нового с опорой на имеющийся опыт у детей | ||||
Доступно ли воспитатель объясняет задания детям? | ||||
Понятно ли ставит вопросы перед детьми? | ||||
Повторяются ли вопросы, задания несколько раз? | ||||
Имеются ли содержания в ответах? | ||||
Могут ли дети устанавливать связи? | ||||
Поведение ребенка на занятии в процессе работы: с удовольствием и интересом с увлечением помогает при ответах другим детям |
Анализ занятия по математике (схема 5.2)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
Достигнуты ли цели занятия? | ||||
Развивался ли интерес детей в процессе занятия? | ■ | |||
Соответствие методов и приемов обучения (в зависимости от возраста): роль образа показа действий словесные приемы, их характер в зависимости от возраста (вопросы, задания, инструкции, оценка детских ответов) упражнения детей занимательные игры задачи, загадки | ||||
Анализ деятельности педагога на занятии: грамотность, четкость, лаконичность или полнота демонстрации объяснений, заданий, указаний; умение организовать самостоятельную практическую деятельность детей; умение активизировать мысленную деятельность детей, подводить к обобщению, делать выводы, доступность обобщения воспитателя; умение активизировать речь детей (конкретность, точность вопросов, разнообразие их формулировок); |
индивидуальная работа на занятии; воспитательное влияние на детей (демократизм, плюрализм, сотрудничество, культура общения); подведение итога, обобщения | ||||
Анализ деятельности детей на занятии: заинтересованность внимание желание работать организованность спокойное поведение умение и желание отвечать на вопросы самостоятельность полнота ответов желание исправить дополнить ответ товарища помочь ответу товарища |
Анализ занятия познавательного характера (схема 5.3)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично | |
Соответствует ли программное содержание уровню развития детей? | |||||
Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное | |||||
Умение детей принимать познавательную задачу | |||||
Стремление к разрешению возникших проблем, непонятных вопросов: задает вопросы пытается разобраться сам уходит от разрешения проблемы | |||||
Побуждают ли вопросы педагога детей раскрывать причинно-следственные связи? | |||||
Учитываются ли индивидуальные особенности детей? | |||||
Умеет ли ребенок обобщать, находить сходство, отличить существенное от несущественного? | |||||
Беседы воспитателя на занятиях (развитие мыслительной деятельности) (схема 5.4.)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
Содержат ли вопросы конкретную и понятную мысль, выраженную в краткой и четкой форме? | ||||
Активизируют ли воспитание ребенка, способствуют лучшему усвоению нового материала и связывание его с имеющимся личным опытом? | ||||
Стимулируют ли развитие сообразительности ребенка, критичности и самостоятельности его мысли? | ||||
Направляют ли внимание ребенка на отыскание и название в определенной последовательности? | ||||
Вопросы направляют внимание детей на сравнительный анализ предметов, явлений? | ||||
Стимулируют ли на образование доступных обобщений, усвоения навыков классификации? |
Анализ сенсорного развития детей (схема 5.5.)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично | |
Умеют ли обследовать предметы при выполнении разных заданий? | |||||
Владеют ли содержанием сенсорных представлений? | |||||
Отражается ли в речи сенсорный опыт (назначение обследования, назначение качеств и свойств предметов, понимание указаний взрослого)? | |||||
Понимает и принимает ли ребенок задачу? | |||||
Начало выполнения задания (например: собрать башенку): оценивает ли зрительно величину колец и сразу выбирает по убывающей, раскладывает ли кольца в порядке убывания величины, сравнивает ли их попарно, нанизывает ли кольца беспорядочно | |||||
Сопровождали ли деятельность речевые реакции? | |||||
Организация и проведение наблюдения (схема 5.6)