Тема «Структура воспитательных мероприятий»

«Мероприятие» – специально организованный педагогический акт, занятие или событие с целью непосредственного воспитательного воздействия на личность. Анализ определения позволяет говорить о том, что оно реализует технологию педагогического воздействия. Педагогическое воздействие – необходимый инструмент воспитателя (куратора) как субъекта педагогического процесса. Ибо обучающийся, формирующий свою субъектную позицию в деятельности, общении определенное время нуждается в целенаправленной организации своей жизни, ситуаций осмысления происходящего. Этой цели служат воспитательные мероприятия, которые:

– предлагают для осмысления те или иные события, идеи, научные факты, нравственные коллизии;

– культивируют социально ценную реакцию на предмет мероприятия;

– вызывают высокие переживание, которые не всегда возможны в обыденной жизни;

– устанавливают (декларируют) общепринятые нормы поведения, отношений, способствуют формированию общественного мнения в сообществе сверстников.

К мероприятиям могут быть отнесены: беседы, лекции, встречи, экскурсии, культпоходы, конференции, митинги, практикумы, тренинги и т.д.

Технологический алгоритм воспитательного мероприятия:

1. Определение целей. Цель мероприятия может быть продиктована событиями текущего момента, а может быть обращена к вечным проблемам нравственной жизни людей, искусства, экономики, права. Самое важное. Чтобы цель была своевременна, отвечала реальным потребностям обучающихся и была ими принята.

2. Построение содержания и выбор форм мероприятия.Каждое мероприятие связано с определенной областью культуры, задача педагога в том, чтобы подобрать необходимое содержание, ориентирующее на основную цель мероприятия. Содержание мероприятия органично связан с формой его реализации. Педагогу следует определить насколько массовым будет мероприятие, какая форма общения будет ведущей (монолог, дискуссия).

3. Подготовка мероприятия требует соблюдения таких важных моментов: определение времени проведения мероприятия, определения места его проведения. Кроме этого, важно само оформление мероприятия. Каждое из них требует создания определенного эмоционального настроя участников. С этой целью могут быть использованы музыкальное сопровождение, демонстрация видеоматериалов, слайдов, оформление помещения плакатами и др. А также организация участников мероприятия. Значительная часть подготовки мероприятия возлагается на педагога, поскольку последний реализует технологию педагогического воздействия. Он, как правило, выступает в роли ведущего, и его слово выражает главные идеи мероприятия. Следовательно, педагог должен тщательно отобрать содержание, найти нужный уровень эмоциональной интонации, быть искренним и убежденным. Однако в подготовке мероприятия должны участвовать и сами обучаемые. Поручения могут быть адресованы как отдельным студентам, так и микро группам.

4. Проведение мероприятия. Если алгоритм подготовки мероприятия выдержан, оно ожидаемо группой и интересно для нее.

5. Анализ итогов мероприятия. Это не маловажный компонент технологии организации воспитательного мероприятия. В центре обсуждения должно быть не просто «понравилось – не понравилось», а вопросы следующего плана: что нового узнал, в чем изменил свое представление о проблеме, что привлекло в подготовке к мероприятию, что стоило сделать иначе и почему, ваши предложения в план мероприятий на будущее.

Тема «Подготовка и организация этической беседы»

Этическая беседа — метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон, воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Цель этической беседы — углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Этическая беседа— метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение

В практике школьного воспитания используются плановые и неплановые этические беседы. Первые намечаются классным руководителем заранее, к ним ведется подготовка, а вторые возникают непреднамеренно, стихийно, рождаются школьной и общественной жизнью. Темы плановых этических бесед определяются исходя из общего содержания воспитательного процесса, уровня воспитанности и возраста школьников. Поскольку этическая беседа предполагает не только изложение знаний педагогом, но и активное участие в ней воспитанников, то ее план или основные вопросы заблаговременно сообщаются участникам беседы. Допускается предварительная подготовка выступающих по отдельным вопросам. К беседе рекомендуется литература, подбираются факты, примеры из жизни, литературные иллюстрации. Ведущий делает вступление, затем ставит вопросы перед участниками беседы, стимулирует их активность, выслушивает различные точки зрения, дает оценку выступлениям, дополняет, исправляет и обобщает высказанные мнения, подводит итоги. Хорошо, когда этическая беседа завершается реальным полезным делом, в котором ее участники могут практически закрепить рассмотренные во время беседы положения, нормы и правила поведения.

В большинстве случаев поводом для этической беседы становятся конкретные факты, события, поступки одноклассников. Такая беседа, как правило, проводится по «горячим следам», т. е. сразу же после события, поступка или несколько позже, когда ребята осмыслят и поймут их.

Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

— проблемный характер, т. е. предполагается борьба взглядов, идей, мнений. Воспитатель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы;

— нельзя допускать, чтобы беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают, учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатывать правильную точку зрения;

— нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют воспитателю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу;

— близость материала для беседы эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты или явления, связанные с непонятными либо чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными;

— выявление и сопоставление всех точек зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения — объективности, справедливости, культуры общения;

— правильное руководство ходом беседы, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к нужному выводу. Для этого воспитатель должен уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Ошибочно думать, будто беседа — метод спонтанный. Высокопрофессиональные воспитатели проводят беседы нечасто и готовятся к ним основательно. Этические беседы строятся примерно по такому сценарию: сообщение конкретных фактов, объяснение этих фактов и их анализ с активным участием всех собеседников, обсуждение конкретных аналогичных ситуаций, обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила, применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

В школе первой ступени этическая беседа имеет более простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. В средних и старших классах беседу можно начать с формулировки морального правила и для иллюстрации использовать конкретный материал из жизни, художественной литературы.

Высокого профессионализма требуют индивидуальные этические беседы с провинившимися воспитанниками. Очень важно, чтобы во время такой беседы не возник психологический барьер. Если ученик неправильно понимает ситуацию, надо тактично, не ущемляя его достоинства, объяснить, что он ошибается. В присутствии товарищей беседа должна быть краткой, деловой, спокойной, без иронии или высокомерия. Воспитанник лишь тогда откликнется на призыв воспитателя, когда почувствует, что обсуждаемый вопрос действительно беспокоит его наставника, что он болеет за дело и хочет помочь. Если воспитатель сумеет придать индивидуальной беседе задушевный характер, то можно рассчитывать на полный успех.

Наши рекомендации