Социальная ответственность руководителя
Социальная ответственность является свойством(чертой)характераличности. Ответственность личности – это черта характера, приобретае-мая путем воспитания и учета моральных норм общества. Два этапа развития ответственности личности:овладение практическими правиламии осознание правил.
4 стадии первого этапа:
1) следование правилам своего «Я»;
2) включение приемлемых правил, принятых в ближайшем окруже-нии людей (производственном коллективе, неформальном объединении);
3) использование преимущественно корпоративных правил;
4) полное подчинение корпоративным правилам.
3 стадии второго этапа:
1) механистическое восприятие правил (так всегда было и будет);
2) правила связываются с общественными, культурными, научными и другими авторитетами страны и мира;
3) правила связывают с конкретной общественно-политической и нравственной обстановкой, понимают возможность их изменения, ликви-дации или возникновения новых.
Характерные черты характера, придающие личности ответственность: точность, пунктуальность, верность, честность, справедливость, принци-пиальность. Данные черты характера могут проявляться при условии раз-витых способностей к сопереживанию, чуткости к чужой беде и радости.
Социальная ответственность реализуются в форме замечаний, осуждений, изменения, выполнения предписанных действий, изменения общественного мнения о руководителе, вынесения ему обще-ственного порицания, объявления о его несоответствии должности по об-щечеловеческим или экологическим соображениям.
Объекты социальной ответственности:элементы технической,
биологической и социальной системы.
Виды ответственности:за техническое состояние какого-либо объ-екта, за сохранность флоры и фауны на закрепленной территории, за ре-зультаты деятельности подчиненных людей (рис. 1).
Объекты | Человек, коллектив, общество | |||
Характер | Перед кем, за кого, какая? | |||
Социальная | ||||
ответственность | Объекты | Технические и биологические | ||
Характер | Перед кем, за что, какая? | |||
Рис. 1. Объекты и характер социальной ответственности
Социальная ответственность может быть индивидуальной, групповой и общественной. Она неразрывно связана с реализацией социальных ини-циатив в рамках принятых социальных целей (рис. 2).
Социальная | Социальные | Социальные | ||
ответственность | цели | инициативы |
Рис. 2. Элементы, сопутствующие социальной ответственности
Социальные цели компании:достижение социальной справедливо-сти, охрана окружающей среды, создание положительной мотивации тру-да, достойное пенсионное обеспечение, формирование условий для разви-тия личности.
Динамика развития социальной ответственности заключается втом, что она постепенно охватывает руководителей и подчиненных в про-цессе их деятельности. Осознание необходимой сопричастности компании с окружающей средой является важнейшей составной частью профессио-нального управления.
Социальная ответственность руководителя отражается в его решени-ях, поставленных целях и приоритетах, средствах и методах реализации решений. Социальная ответственность компании явно или неявно отража-ется в ее уставных документах. Особенно это проявляется в миссии и ос-новных целях компании. Если основная цель компании направлена на максимальное удовлетворение потребностей и интересов персонала и кли-ентов – это высшее проявление социальной ответственности. Если же ос-новной целью является получение максимальной прибыли в интересах уч-редителей – это минимальная социальная ответственность компании. При этом руководители компании будут сильно ограничены в попытках рас-ширить свою социальную ответственность.
Параметры социальной ответственности:широта,временной ин-
тервал, придаваемое значение и вовлеченность персонала.
Широта определяет диапазон функций производства и управления,по которым компания берет на себя социальную ответственность (напри-мер, техническая безопасность, своевременная оплата труда, социальная справедливость и др.).
Временной интервал –период устойчивого внимания и конкретныхдействий по соблюдению моральных норм во всем диапазоне заявленных функций производства и управления компании. Временной интервал мо-жет быть бессрочным и на заданный срок (например, на период выполне-ния определенного задания).
Придаваемое значение –важность социальной ответственности передтехнологическими целями компании. Для этого в приоритетном порядке выделяются ресурсы для реализации важнейших социальных целей ком-пании.
Вовлеченность персонала –это уровень участия персонала компаниив реализации социальных целей. Два основных варианта организации вы-полнения социальных целей:
– за счет формирования отдельных коллективов в составе компании для их профессионального выполнения;
– за счет участия всего коллектива компании на общественных нача-лах во внеурочное время для их выполнения.
Процесс гармонизации общества и компании идет через реализацию социальных инициатив и юридических требований. Иногда закон опере-жает появление социальных инициатив и тогда он предусматривает юридическую и социальную (моральную) ответственность руководителя или компании.
Мотивы, активизирующие социальную активность компании, специалистов или руководителя:
– чувство долга, предвыборные обещания;
– желание принести больше пользы своим работникам, населению, прилегающей территории;
– получение удовлетворения от видимых работниками и населением результатов (самовыражение, самопроявление);
– избежание общественных порицаний и взысканий;
– повышение имиджа или карьерный рост;
– выигрыш в споре или конкурсе;
– отвлечение от постоянных личных переживаний.