Поверхности, заданные в декартовой системе координат уравнением
ТЕМА 1
ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА
Матрицы и определители
Система линейных уравнений
Задачи по теме «Линейная алгебра»
Задача 1. Вычислить определитель III-го порядка:
а) по правилу треугольников ,
б) по теореме разложения , используя свойства определителей .
Решение.
а)
б) прибавим вторую строку сначала к первой, а затем к третьей строкам. Полученный определитель разложим по элементам второго столбца , , :
Ответ:
Задача 2. Используя свойства определителей и теорему разложения , вычислить определитель IV порядка:
Решение.
Ответ:
Задача 3. Даны матрицы А и В. Найти матрицу где
Решение.Найдем слагаемые матрицы С, потом подставим их в правую часть равенства.
|
|
|
|
Задача 4. Решить данную систему линейных уравнений:
|
|
|
Решение.
а) Формулы Крамера:
|
Так как т.е. определитель системы отличен от нуля, система имеет единственное решение. Остается найти , подставив найденные и в любое из уравнений системы, например в первое:
Проверка: подставим найденные значения , , в каждое уравнение системы:
Ответ: , , .
б) Матричный метод:
Введем обозначения
- матрица, составленная из коэффициентов при неизвестных, матрица системы;
- матрица из неизвестных системы;
- матрица из свободных членов системы.
С помощью этих матриц данную систему уравнений можно записать так:
.
|
,
найдем решение системы.
Составим матрицу , обратную по отношению к матрице , т.е. :
|
1. (см решения этой системы по формулам Крамера).
2. Составим матрицу (присоединенную), элементами которой являются алгебраические дополнения соответствующих элементов матрицы :
, где ,
а именно - произвольный элемент новой матрицы; - алгебраическое дополнение элемента матрицы ; - минор этого элемента.
|
4. Запишем .
Остается найти матрицу :
,
т.е. , отсюда по получим Ответ:
в) Метод Гаусса (метод последовательного исключения неизвестных) .
Выполняя элементарные преобразования над строками данной матрицы, стараемся придать ей «форму трапеции», т.е. обращаем в нули элементы, расположенные под главной диагональю матрицы, исключая неизвестные:
|
Полученная матрица равносильна исходной. Восстановим систему уравнений, соответствующую последней матрице (выполним «обратный ход»):
Ответ: , , .
|
В нашем примере .
|
|
|
|
а)
Решение.
~ ~ .
Делаем «обратный ход»:
|
Ответ: система противоречива, т.е. не имеет решений .
|
б)
Решение.
~ ~ .
Система уравнений, соответствующая этой матрице, имеет вид
|
или а
Проверка: Допустим , тогда , , подставим эти значения неизвестных в систему:
Ответ: или .
|
в)
Решение.
~ ~ .
Запишем систему уравнений, соответствующую последней матрице, отбросив «лишнюю» строку:
|
Пусть - любое действительное число – свободная переменная, выразим через нее и :
.
Проверка: положим , тогда , .
|
|
г)
Решение.
~
Запишем систему уравнений, соответствующую последней матрице, т.е. выполним «обратный ход»:
|
|
ТЕМА 2
ВЕКТОРНАЯ АЛГЕБРА
Задачи по теме «Векторная алгебра»
Задача 1. Даны векторы и . Найти вектор .
|
|
;
;
.
Ответ: .
Задача 2. Даны векторы , , . Выяснить, можно ли принять векторы и за базисные, и если можно, то выразить вектор через них. Найти координаты вектора относительно базиса и .
Решение.
|
|
|
|
Решив эту систему, получим , , подставим их в линейную комбинацию: - это разложение вектора в базисе и , а коэффициенты справа – координаты вектора в базисе и .
Ответ: , или .
Задача 3. Доказать, что точки , , и служат вершинами трапеции. Выяснить, которое из оснований трапеции длиннее другого, во сколько раз.
|
|
Задача 4. Найти орт и направляющие конусы вектора , если , .
|
|
|
|
.
Ответ: ; .
Задача 5. На материальную точку действуют силы ; ; . Найти работу равнодействующей этих сил при перемещении точки из положения в положение .
|
|
|
Ответ: .
Задача 6. Даны векторы и . Найти проекцию вектора на направление вектора .
|
|
|
|
Ответ: .
Задача 7. Найти острый угол между диагоналями параллелограмма, построенного на векторах и .
Решение.Найдем, например, косинус угла , который образует векторы и , координаты которых находим по формулам и : ; .
Далее используем формулу :
, где
;
, .
Замечание: т.к. оказался положительным, то - острый угол; косинус угла, смежного с углом , отличается от знаком.
Задача 8. Даны вершины четырехугольника , , и . Доказать, что его диагонали взаимно перпендикулярны.
|
|
|
|
Задача 9. Векторы и образуют угол . Зная, что , , найти длину вектора .
|
,
т.к. , , .
Ответ: .
Задача 10. Найти площадь треугольника с вершинами в точках , , .
Решение.Рассмотрим векторы и , совпадающие со сторонами данного треугольника : и . Используя геометрический смысл векторного произведения двух векторов : , вычислим сначала векторное произведение : - это вектор. Теперь найдем его модуль : .
.
Ответ: кв.ед.
Задача 11. Найти площадь параллелограмма, построенного на векторах и , где , , а угол между векторами и равен .
Решение.По формулам :
кв. ед.
В решении задачи использован распределительный закон, которому подчиняется векторное произведение векторов и свойства векторного произведения: и , а также формула .
Ответ: кв. ед.
Задача 12. Вычислить объем пирамиды, вершины которой находятся в точках , , .
Решение.Найдем координаты векторов, совпадающих с ребрами пирамиды, прилежащими к одной из вершин ее, например , , . Используя геометрический смысл смешанного произведения
, найдем объем параллелепипеда, а затем – объем пирамиды, который равен объема параллелепипеда. По формуле :
куб. ед.
Ответ: куб ед.
Задача 13. Доказать, что четыре данные точки , , лежат в одной плоскости.
|
,
что и требовалось доказать.
ТЕМА 3
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ
Прямая на плоскости
Задачи по теме «Прямая на плоскости»
Задача 1. Через точку провести прямые, параллельные осям координат.
Решение.
|
|
Ответ: : ; : .
Задача 2. На каком расстоянии от начала координат проходит прямая ?
|
Ответ: .
Задача 3. Найти площадь треугольника, образованного прямой и осями координат. Построить эту прямую.
Решение.Приведем уравнение данной прямой к виду «в отрезках на осях» :
, т.е. к виду , где ,
- отрезки, отсекаемые прямой на осях координат.
Треугольник, образованный данной прямой и осями
координат, - прямоугольный, а катеты его равны 3 и 7. Тогда:
кв. ед.
Ответ: кв.ед.
Задача 4. Даны точка и вектор . Через точку провести две прямых, одна из которых параллельна, а другая перпендикулярна вектору .
Решение.
а) - воспользуемся уравнением , где и - координаты точки, лежащей на прямой, а - направляющий вектор прямой. Приняв за него вектор , получим: или .
б) – воспользуемся уравнением , где точка принадлежит прямой, а вектор – нормаль к прямой, за которую примем вектор : или .
Ответ: : ; : .
Задача 5. Какие углы с осью образуют прямые, проходящие через точки:
а) и ; б) и ; в) и ?
Решение.Используем уравнение прямой, проходящей через две данные точки :
.
а) или , где , т.е. , .
б) или , где , т.е. , .
в) или , где не существует, т.е. , .
Ответ: ; ; .
Задача 6. Найти углы, которые получатся при пересечении двух данных прямых и .
Решение.Воспользуемся формулой : , и - где угловые коэффициенты данных прямых соответственно. Преобразуем уравнение данных прямых к виду : ; . Тогда т.е. угол, который образует первая прямая со второй, ; второй, смежный с ним, который образует вторая прямая с первой, .
Ответ: .
Задача 7. Через точку пересечения прямых и провести две прямые, одна из которых параллельна, а другая перпендикулярна прямой ( , ).
|
|
|
|
Ответ: ; .
Задача 8. Показать, что точки , и лежат на одной прямой.
|