Глава 1. дидактические игры, расчитаные на весь урок
СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
На уроках математики
Для 2 класса
составитель: | |
учитель начальных классов: | |
Миниахметова Галия Игоревна | |
Екатеринбург, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Глава 1. Дидактические игры, рассчитанные на весь урок | |
1.1. Веселая математика | |
1.2. Путешествие на луну | |
1.3. Математическая зимушка | |
Глава 2. Дидактические игры, рассчитанные на этап урока | |
2.1. Математические игры | |
2.2. Старинные задачи | |
2.3. Занимательные задачи | |
2.4. Задачи-шутки | |
2.5. Математические ребусы | |
2.6. Математические кроссворды | |
2.7. Математические головоломки | |
Список литературы |
ВВЕДЕНИЕ
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Сухомлинский В. А. |
Проходит время, ребенок подрастает, и вот ему уже пора идти в школу. В школе ему придется столкнуться с множеством трудностей, получить огромное количество новых впечатлений, приобрести принципиально иной, чем в семье опыт общения. Все это требует немало усилий как умственных, так и эмоциональных. Процесс овладения новыми знаниями и навыками будет протекать для ребенка легче и эффективнее, если педагоги смогут внести в него определенную долю игры. Эта форма умственной деятельности является для ребенка привычной, а потому помогает ему справиться с трудностями, ожидающими его в первые годы обучения.
Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения. Вообще термин «игра» включает в себя разнообразные виды деятельности. Именно она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память, мышление, воображение, внимание. Одиночная игра развивает индивидуальные качества ребенка, знакомит его с характеристиками и свойствами тех или иных предметов. Игра в группе приучает ребенка к общественной жизни, социальным ролям и отношениям между людьми. Ролевые игры помогают ученику осваивать нормы и стереотипы поведения в современном обществе. Таким образом, можно дать игре четкое определение. Игра представляет собой вид деятельности, в которой человек добровольно принимает участие и получает удовольствие и возможность исследовательского поведения.
Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д. Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития», в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью…
Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицируетпредметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.
Игре свойственны определенный темп, ритм; в процессе ее недопустимы пространные объяснения; правила должны излагаться кратко, доступно, лаконично. Снижает интерес обилие замечаний дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребенка своего участия в игре.
Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх он создает ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель ее проводит. Вялость, безразличие улавливается детьми, и интерес к игре быстро угасает.
Форма проведения игры может быть разной:
· Коллективной;
· Групповой;
· Индивидуальной.
Дидактические игры представляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание, память, познавательную активность. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требует не только умственных, но и волевых усилий - организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других – только отдельные элементы: действие или правило или то и другое.
Поэтому по структуре дидактические игры делятся на: сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны соответствовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослым, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.
В этом сборнике собран интересный и полезный материал, который можно учителю начальной школы включить в ход уроков: разнообразить его, дать возможность ученикам несколько минут отдохнуть, восстановиться физически и эмоционально. Предлагаемые игры помогут учащимся, с одной стороны, лучше усвоить изучаемый материал, сформировать познавательную активность, а с другой – снимут напряжение и усталость. Игры подобраны несложные по содержанию, соответствующие умственному развитию детей 7-10 лет.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его — от проверки домашнего задания до выполнения проверочной работы и обобщения.
В основе предлагаемых материалов лежит идея использования в обучении младших школьников игр. В игре для ребенка появляется возможность добывать знания самостоятельно; он ощущает радость успеха и уверенность в своих силах. Каждый педагог может найти несколько минут в учебном дне для того, чтобы окунуться с младшими школьниками в игровую деятельность. Игры повышают эмоциональный тонус школьника, а без положительных эмоций не может быть плодотворной учебной деятельности. Использование игровых технологий несомненно даст заметный эффект в развитии детей, а также, улучшит эмоциональное состояние детей, поддержит у младших школьников интерес к учебной деятельности, минуя неблагоприятные тенденции школьного обучения.
ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, РАСЧИТАНЫЕ НА ВЕСЬ УРОК
Веселая математика
Ход мероприятия:
– Внимание! Внимание!
Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
– Ребята, на каком уроке вы часто слышите такие слова? Сегодня у нас тоже урок математики, но он необычный. Давайте хором прочитаем тему нашего урока (ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА).
– Сегодня на уроке
Затеи, и задачи,
Игры, шутки – всё для вас!
Пожелаем всем удачи!
За работу, в добрый час!
– Итак, задания будем выполнять командами (2 команды).
1 задание:
– 2 класс, прочитайте как можно быстрее пословицу о науке математике (один читает)
«Не выучил таблицу умножения – не будет тебе в жизни продвижения».
– Ты будешь капитаном первой команды.
«Будет проще жить, если будешь друзей умножать и радость делить».
– Ты будешь капитаном второй команды.
2 задание:
Итак, капитаны команд уже заработали по 1 очку для своей команды, а теперь наберём сами команды. (По очереди задавать вопросы учащимся. Тот, кто отвечает на вопрос, становится членом команды и приносит ей очко. В каждой команде вместе с капитаном 8 человек.
1. Загадка:
Мой дружок – циркач лихой,
Чертит круг одной ногой. (Циркуль)
2. Решите: XII – V=
3. Продолжи ряд: 1,2,4, 8,…..
4. Загадка:
То считаю втихомолку я,
То костяшками стучу.
Если правильно считать,
То всегда получишь 5. (Счёты.)
5. Задача:
Девять расписных матрёшек:
В каждой – 5 дочурок-крошек.
Если бы все дочки рядом встали,
Сколько бы вы их насчитали? (45)
6. Какой фигуры не хватает?
7. Первый Назар шёл на базар,
второй Назар – с базара.
Какой Назар купил товар,
какой шёл без товара?
(С товаром тот, который идёт с базара.)
8. Бабка в горшок посадила горох,
И урожай получился неплох.
В каждом стручке – по 4 хороших,
Крупных, да чистых, и вкусных горошин.
Собрано бабкой 17 стручков.
Надо узнать: урожай-то каков? (68)
9. Росли 2 вербы.
На каждой вербе по две ветки.
На каждой ветке по 2 груши.
Сколько всего груш?
10. Мельник пришёл на мельницу.
В каждом углу он увидел по 3 мешка,
на каждом мешке сидели по 3 кошки,
у каждой кошки по 3 котёнка.
Сколько ног было на мельнице? (Две.)
11. Сколько минут нужно варить яйцо, сваренное вкрутую?
12. Две дочери, две матери да бабушка с внучкой. Сколько всех? (3)
13. Маленькому Родику
минуло два годика.
А его сестричка Аза
Старше Родика в 3 раза.
Отыщите-ка ответ:
Сколько нашей Азе лет? (6)
14. На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше.
Сколько всего было яблок? (10)
3 задание:
– Итак, команды набраны, а названий у них нет.
Соедините на скорость числа по порядку и узнайте своё название.
Ответы: Жираф, Лошадка
4 задание:
– (Конкурс капитанов.) В течение 10 секунд посмотреть на фигуру и за то время, пока все учащиеся споют песню «Дважды два – четыре», разрезать квадрат и по памяти выполнить аппликацию на своём листе. Побеждает тот, кто выполнил аппликацию точнее и быстрее.
6 задание:
– Помоги своей команде набрать очки. Скоро Новый год. Нужно нарядить к празднику ёлочку. Для этого нужно ответить на вопросы, которые написаны на новогодних шарах. Если член команды не отвечает, один раз ему может помочь болельщик из его класса.
1. Как найти неизвестное уменьшаемое?
2. Как найти неизвестное делимое?
3. Сколько в одном дециметре сантиметров?
4. Сколько в одном центнере килограммов?
5. Как найти цену?
6.Чему равна одна пятая часть числа 15?
7. Что значит умножить одно число на другое?
8. Назовите переместительное свойство сложения.
9. Сколько миллиметров составляют 1дециметр?
10. Сколько миллиметров составляют 1метр?
11. Назови действие, обратное действию вычитания.
12. Назови действие, обратное действию деления.
13. Если уменьшаемое увеличится, то, что произойдёт с разностью?
14. Назови самое большое четырёхзначное число.
15. Назови самое большое двузначное число.
16. Если делитель увеличится, то, что произойдёт с частным?
Итог:
Подсчитываются баллы, награждаются команды.
Путешествие на луну.
–Здравствуйте, ребята. Какое у вас настроение? Покажем все хорошее настроение. Поднимем руки, потянемся к солнышку. Почувствуем его тёплые лучи. Улыбнёмся друг другу. Начинаем наш урок. Откройте тетради, запишите число. Сегодня мы отправляемся в путешествие. Для того чтобы узнать куда, нужно отгадать загадки.
1. Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …(телескоп)
2. Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …(астроном)
3. Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …(Луна)
4. До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …(ракета)
5. У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски …Космонавт
– Кто догадался, в какое путешествие мы отправляемся? Правильно, в космос, а точнее на Луну. Давайте подумаем с вами, каким должен быть настоящий космонавт?
Настоящий космонавт должен быть сильным, выносливым, уметь оказывать помощь и хорошо знать математику, уметь считать, решать, вычислять.
Итак, все готовы к полёту? Встали, поднимаем руки вверх, закрываем глаза. Начинаем отсчёт. Считаем десятками от 10 до 100. Открываем глаза, садимся. Считаем десятками назад от 100 до 0.
– До Луны мы долетаем.
И посадку совершаем.
Здесь нас радостно встречает….
Лунтик. Будет нас сопровождать и задания давать.
Испытание нас ждёт,
Отправляемся вперёд.
Задание 1:
– Приготовьте веера чисел. Посмотрите, какое первое задание приготовил вам Лунтик.
1. В небе скворушки порхали.
20 штук мы насчитали.
Пять из них улетели,
Остальные звонко пели.
Ты их сосчитай скорей.
Сколько в небе пернатых друзей?
2. На аэродроме самолёты
Ровно в ряд стояли.
Мы их 12 насчитали.
Два самолёта в воздух поднялись.
Сколько осталось?
Сосчитать не ленись.
3. С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Шесть кричат во след за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
4. Если звёздочку возьмём,
То 5 лучиков найдём.
Три звезды себе представьте,
Все лучи сосчитайте.
Задание 2:
– Посмотрим, как графически записан пример.
– Что обозначают треугольники?... (Десятки)
– Что обозначают точки?... (Единицы)
– Прочитаем пример.
Чтение с места: Двадцать четыре плюс тринадцать равно тридцать семь.
– Запишем его с помощью цифр: 24 + 13 = 37.
– Как сложить двузначные числа?
(Дети высказывают своё мнение)
– Чтобы сложить...
ПРАВИЛО-ВЫВОД
– На доске графически записан следующий пример.
– Прочитаем его.
…Сорок пять минус четырнадцать равно тридцать один.
– Запишем его с помощью цифр 45 –14 = 31
– Сделаем вывод: чтобы вычесть двузначные числа, нужно из единиц вычесть единицы, а из десятков – десятки.
Задание 3:
– Третье задание, которое предлагает выполнить Лунтик «Математический диктант». Записывать будем только ответы в одну строку.
1. 40 увеличить на 8
2. 52 уменьшить на 20
3. К 40 прибавить столько же
4. Какое число предшествует числу 60?
5. Первое слагаемое 10, второе слагаемое 7. Найти значение суммы.
6. Найдите значение разности чисел 66 и 6
7. 3 дм 2 см. сколько это сантиметров?
8. Уменьшаемое 90, вычитаемое 50. Найдите значение разности.
(48, 32, 80, 59, 17,60, 32 см, 40)
– Какое число можно назвать лишним? Это величина или именованное число? Выпишите ниже круглые числа. (80, 60, 40) Какую закономерность заметили? Продолжите ряд чисел.
(80, 60, 40, 20, 0)
– Оставшиеся числа представьте в виде суммы разрядных слагаемых.
Задание 4:
Учитель. Молодцы! Лунтику понравилось, как вы справились, и он просит помочь разобраться со следующим заданием. Он перепутал все ключи и не может открыть двери. Поможем ему?
70+20, 80+5, 40-20, 39-30, 16-6
Космическая Физкультминутка:
– Сейчас все встаньте, изобразите, как ходят на Луне, т.е. ноги на ширине плеч и медленно прыгаем вбок.
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потянуться – руки вверх.)
А внизу леса, поля –
(Наклониться.)
Расстилается земля.
(Руки развести в стороны.)
Задание5:
– Продолжаем наше путешествие. Сейчас Лунтик предлагает вам поиграть в игру «Шестой лишний».
1. 30, 32, 10, 40, 80, 60 (Лишнее число 31, т.к. все остальные числа круглые).
2. 12, 13, 16, 18, 22, 19 (Лишнее число 22, т.к. это число третьего десятка, а остальные числа второго десятка. 22, т. к. количество единиц и десятков в этом числе одинаковое, а в остальных числах – разное).
3. 47, 27, 17, 68, 67, 97 (Лишнее число 68, т. к. во все остальных числах количество единиц равно 7).
4. 21, 43, 32, 87 45, 65 (Лишнее число 45, т. к. во всех остальных числах количество десятков на 1 больше, чем количество единиц, а в числе 45 количество десятков на один меньше, чем количество единиц).
Задание 6:
– Лунтик просит вас прочитать следующее задание. Сравнить, поставить знак «больше», «меньше» или «равно». Составьте самостоятельно одно неравенство и одно равенство и запишите.
Задание 7:
– Прочитайте задание «12 апреля». Каждый человек должен знать историю своего народа. Кто знает, что это за дата? 12 апреля – День космонавтики. В этот день в 1961 году первый космонавт совершил полёт в космос на космическом корабле-спутнике «Восток». Он облетел земной шар за 108 минут (это приблизительно три урока) и благополучно вернулся на Землю. Кто знает фамилию космонавта? Чтобы узнать фамилию космонавта, нужно расположить данные числа в порядке возрастания.
а | г | г | и | н | а | р |
– Ребята давайте запишем фамилию первого космонавта в тетрадь. Какую орфограмму нужно вспомнить, чтобы правильно записать слово? (Фамилии пишутся с заглавной буквы.) Посмотрите на числа, которые мы расположили в порядке возрастания. Используя только эти числа, составьте равенства.
– Обменяйтесь тетрадями. Будем проверять так: около верно составленного выражения ставим карандашом «+», если неверно составлено выражение (используются другие числа, неправильный ответ) ставим «-».
Итог урока:
– Наше космическое путешествие подходит к концу. Лунтик говорит нам, что мы – молодцы. Вы отлично справились со всеми заданиями. Наша ракета нас ждёт. Пора возвращаться на Землю. Устраиваемся поудобнее, начинаем отсчёт - 10, 9, 8, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, … ВПЕРЁД!