Дидактические игры и задания

1. Игра «Что в магазине?» (на дифференциацию существительных единственного и множественного числа).

У взрослого один предмет, у ребенка («на прилавке магазина») несколько предметов.

Логопед. У меня яблоко, а в магазине?

Ребенок. А в магазине яблоки. Логопед. У меня огурец, а в магазине?

Ребенок. А в магазине огурцы. И т. д.

Вариант игры

Логопед. У меня яблоко, а в магазине много ... (?)

Ребенок. А в магазине много яблок.

2. Игра «Убираем урожай» (закрепление формы винительного падежа существительных).

Логопед объясняет детям, что овощи убирают по-разному: морковь, свеклу, репу, редис дергают; огурцы, помидоры, горох срывают; картофель выкапывают. Затем логопед показывает картинки овощей и просит детей ответить на вопрос: «Как убирают данный овощ?»

Дети составляют предложения типа: Морковь дергают. Картофель копают. Капусту срезают. Горох срывают. Свеклу дергают. И т. д.

3. Игра «Огород» (закрепление формы винительного падежа существительных).

Логопед предлагает детям «посадить» овощи, затем спрашивает каждого ребенка, что он делает.

§ Лена, что ты сажаешь? (Я сажаю огурцы)

§ Ира, что ты посадила? (Я посадила редис)

§ Вова, что ты посадишь? (Я посажу капусту) и т. д.

4. Игра «Кто подберет больше слов?» (закрепление формы винительного падежа существительных).

Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

§ Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)

§ Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)

§ Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)

§ Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)

§ Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)

§ Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)

§ Что можно «надвинуть» на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)

Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

5. Игра «Охотник и пастух» на тему «Дикие и домашние животные» (закрепление формы винительногопадежа существительных).

На доске выставляются картинки: слева — охотника и пастуха, справа — домашних и диких животных.

§ Кто изображен на картинках слева? (Пастух, охотник )

§ Что делает пастух? (Пастух пасет домашних животных )

§ Что делает охотник? (Охотник охотится на диких животных )

Логопед предлагает детям поместить картинки с изображением домашних и диких животных под соответствующими картинками пастуха и охотника. Затем логопед задает вопросы, указывая на картинки с изображением животных.

§ Пастух пасет кого? (Корову, лошадь, овцу... ; коров, лошадей, овец...)

§ Охотник охотится на кого? (На зайца, белку, волка... ; на зайцев, белок, волков...)

6. Игра «Что без чего?» на тему «Мебель, посуда, транспорт, одежда» (закрепление формы родительного падежа существительных).

На доске выставляются картинки с изображением предметов, которые надо починить. Логопед задает вопрос: «Что без чего?»

Стул без ножки.

Машина без колеса.

Стул без спинки.

Платье без рукава.

Шуба без воротника.

Кофта без пуговиц.

Кастрюля без ручки.

Ботинки без шнурков.

Чайник без носика.

Грузовик без фары.

Расческа без зубьев.

7. Игра «Кому что дадим?» на тему «Домашние и дикие животные» (закрепление формы дательного падежа существительных).

На доске расставлены картинки с изображением корма для животных (сено, яблоко, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко и др.). На столе — игрушечные животные (корова, лошадь, еж, белка, медведь, кошка, собака, свинья). В ходе игры дети берут по одной картинке с изображением корма, кладут ее около соответствующей игрушки, отвечая на вопрос: «Кому что дадим?»

Сено дадим корове, лошади.

Грибы дадим белке.

Орехи дадим тоже белке.

Яблоко дадим ежу.

Малину дадим медведю.

Мед дадим тоже медведю.

Молоко дадим кошке.

Косточку дадим собаке.

Овощи дадим свинье.

8. Игра «Угадай, кому нужны эти вещи?» (закрепление формы дательного падежа существительных).

На доске слева — картинки, на которых изображены люди разных профессий и занятий, на каждой картинке недостает по какому-либо предмету. Справа —картинки недостающих предметов. Логопед показывает
детям предмет, предлагает назвать, кому нужен этот предмет, и положить к соответствующей картинке.

указка — учителю

шприц — медсестре

весы — продавцу

ружье — охотнику

термометр — доктору

удочка — рыболову

кисть — художнику

ножницы — парикмахеру

9. Заучивание стихотворения «Кому что?» и его анализ (закрепление формы дательного падежа существительных).

Иголке — нитка,

Уткам — пруд.

Забору — калитка.

А лентяю — труд.

Супу — картошка,

Солнышко — лету,

А книжке — обложка.

Стихи — поэту.

Мышке — нора,

И всем воскресенья

А братишке — сестра.

Нужны, без сомненья.

10. Игра «Кто чем управляет?» на тему «Транспорт» (закрепление формы творительного падежа существительных).

На доске картинки с изображением различных видов транспорта. Логопед показывает картинку и задает вопрос: «Кто управляет автобусом (самолетом и т. д.)?» Дети отвечают полным предложением. Например:

Автобусом управляет водитель. Грузовиком управляет шофер. Поездом управляет машинист. Вертолетом управляет вертолетчик. Самолетом управляет летчик. Кораблем управляет капитан. Мотоциклом управляет мотоциклист.

11. Игра «Кого мы видели?» на тему «Животные жарких стран» (закрепление правильного употребления окончания существительных винительного падежа множественного числа).

На доске выставляются картинки с изображениями различных животных. Логопед дает детям задание отобрать картинки только тех животных, которые живут в жарких странах.

§ А кто из сказочных героев ездил в Африку лечить животных? (Айболит)

§ Представим себе, что мы вместе с Айболитом поехали в Африку и увидели там много разных животных. Мы видели много ... (львов, тигров, носорогов, слонов, верблюдов, бегемотов, леопардов, крокодилов, кенгуру, обезьян).

12. Игра в лото «Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного имножественного числа).

Детям раздаются карточки лото с изображением двух и пяти предметов, например: два помидора, пять вишен, два огурца, пять яблок и т. д. Логопед называет предмет. Дети находят на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой. Выигрывает тот, кто правильно называл количество предметов и раньше других закрыл все карточки лото.

13. Игра «Кто чем работает?» (закрепление формы существительных творительного падежа).

Детям предлагаются картинки с изображением людей разных профессий: парикмахер, маляр, плотник, портниха, дворник, садовник и др. Логопед предлагает детям ответить на вопрос «Кто чем работает?»

Маляр — кистью.

Парикмахер — ножницами.

Плотник — топором.

Лесоруб — пилой.

Дворник — метлой.

Садовник —.лопатой.

14. Добавление слова-существительного к глаголу при ответе на вопрос «Чем можно ... ?» (закрепление формы творительного падежа существительных).

Например: Чем можно писать? — ручкой.

...рисовать — карандашом, красками.

...красить — кисточкой.

...пилить — пилой.

...рубить — топором.

...мести — метлой.

...копать — лопатой.

...причесываться — расческой.

...умываться — мылом.

...вытираться — полотенцем.

15. Игра «Что с чем?» — назвать пары предметов (закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С).

Детям предлагаются картинки, например: корова с теленком, чашка с блюдцем, кружка с клубникой, корзина с яблоками, ваза с цветами, стакан с молоком.

Логопед предлагает детям назвать, что с чем изображено на картинке.

16. Игра «С чем корзинка, с чем ящик?» (закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С).

У детей игрушечные корзинки, ящички, муляжи овощей и фруктов. Логопед задает вопросы, дети отвечают.

- Куда мы положим фрукты?

- В корзинку.

- А куда мы положим овощи?

- В ящик.

- Саша, с чем у тебя ящик?

17. Игра «Приглашение к чаю» (закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С).

Логопед говорит:

- Сегодня мы приглашаем к чаю гостей: Мишку, куклу Таню, Винни-Пуха, зайчика и лисичку. Чтобы накрыть стол к чаю, надо знать, с чем любят пить чай наши гости. Как вы думаете, с чем?

Дети отвечают:

- Мишка любит чай с медом.

- Винни-Пух — с вареньем.

- Зайчик — с булочкой.

- Лисичка — с печеньем. И т. д.

Затем логопед спрашивает: «А с чем вы любите пить чай?»

18. Игра «Где что растет?» (закрепление формы предложного падежа существительных).

На доске слева — картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота; справа — картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.

Логопед говорит:

- Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?

Дети отвечают:

- Овощи растут на огороде.

Картинка с овощами располагается около изображения огорода. И т. д.

Аналогичным образом проводятся игры «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко), «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).

В процессе игры используются сюжетные картинки «Огород», «Сад», «Лес», «Зоопарк». Логопед обращается к детям с вопросами: «Где ты был? Что ты видел?»

Примерные ответы:

Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков ... .

Я был в саду. Видел много яблок, груш, слив, абрикосов ... .

Я был в лесу. Видел много сосен, елок, дубов, кустов ... .

Я был в зоопарке. Видел много тигров, обезьян, волков ... .

19. Игра «Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных).

На доске выставляются картинки с изображением жилья животных. Логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Кто где живет (или зимует)?»

Примерные ответы:

Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Медведь зимует в берлоге. Ежик живет в гнезде. Волк живет в логове. Мышка живет в норе. Корова живет в коровнике. Лошади живут в конюшне. Телята живут в телятнике. Свиньи живут в свинарнике. Кролики живут в крольчатнике.

20. Игра «Что в чем?» на тему «Посуда» (закрепление формы предложного падежа существительных).

На доске выставляются картинки с изображением посуды. Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.

В чем варят суп? — Суп варят в кастрюле.

В чем носят воду из колодца? — Воду носят в ведре.

В чем кипятят воду? — Воду кипятят в чайнике.

В чем носят молоко? — Молоко носят в бидоне.

В чем хранят сахар? — Сахар хранят в сахарнице.

В чем подогревают еду? — Еду подогревают в миске.

Аналогичным образом проводится игра «Где что лежит? »

Где лежит хлеб? — Хлеб лежит в хлебнице.

Где лежит салат? — Салат лежит в салатнице.

Где лежат конфеты? — Конфеты лежат в конфетнице.

Где (на чем) жарится рыба? — Рыба жарится на сковородке.

21. Игра «Где мы были, что мы видели?» (закрепление окончаний существительных родительного падежа множественного числа).

22. Игра «Сделай, не ошибись» (закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий).

Логопед предлагает детям выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади и др.).

Положи эту вещь правее другого предмета. Где она?

Положи эту вещь левее другого предмета. Где она?

Встань так, чтобы дверь была справа от тебя. Где дверь?

Встань так, чтобы дверь была слева от тебя. Где она?

Встань так, чтобы дверь была сзади от тебя. Где дверь?

Встань так, чтобы дверь была перед тобой. Где дверь?

23. Игра с мячом «Добавь слова» (закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади ).

Логопед начинает предложение и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.

Стол стоит ... . Полочка с цветами висит ... . Мишка сидит ... . Пирамидка стоит ... . Кукла лежит ... . Лампа висит ... . Дверь находится ...

24. Игра «Умей найти свое место» (закрепление предложно-падежных конструкций).

Логопед предлагает детям быстро встать друг за другом, уточняя место каждого ребенка по отношению к соседям. При этом логопед использует слова за, перед, между, впереди, сзади (Коля за Костей, Сережа впереди Кости и т. д.). Затем логопед просит каждого ребенка ответить на вопрос: «За кем ты стоишь (перед кем, между кем, впереди кого, позади кого)?»

25. Игра «Исправь ошибки» (закрепление предложно-падежных конструкций).

Логопед говорит:

- «Жил человек рассеянный на улице Бассейной...» Кто написал про этого рассеянного человека?

Один такой рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Помогите ему правильно прочитать и правильно понять предложения. Вот как он прочитал:

«Дед в печи, дрова на печи». Исправьте его.

«На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать?

«Овечки в речке, караси у речки». А как правильно?

«Под столом портрет, над столом табурет». Исправьте его. И т. д.

26. Игра «Юный архитектор».

В процессе игры используется макет улицы с поворотами, а также картинки или бумажные макеты с изображениями различных объектов (высотный дом, маленький дом, школа, детский сад, магазин, грузовик, такси, автобус). Игра может быть проведена на магнитной доске.

Логопед говорит:

- Сегодня мы поиграем в архитектора. Я буду главным архитектором, а вы — моими помощниками. Мы должны разработать проект одной улицы. На ней будут высокие и низкие дома, школа, детский сад, детская площадка, сквер. По этой улице пойдут автобусы, легковые машины, грузовики. На доске вы видите дорогу. Слева — начало улицы, справа — ее конец. Итак, начнем планировать. Маленький дом мы разместим в начале улицы, справа от дороги. (Ребенок располагает его на макете.) А где бы вы хотели расположить высокий дом? Справа или слева от дороги, в начале или в конце улицы? (Слева от дороги в конце улицы.)

В наших домах живет много детей. Что нужно для них? (Детский сад и школа.) Построим школу слева от дороги в начале улицы, а между школой и высоким домом — детский сад. Дети любят гулять и играть. Нужно сделать для них детскую площадку: качели, горку... А где мы сделаем сквер? (Между детским садом и школой.)

А что еще можно разместить справа от дороги? (Кинотеатр, магазин.)

Итак, что мы разместили слева от дороги? Справа от дороги? Что мы построили между высоким домом и школой? А что находится между детским садом и высоким домом?

А теперь покажем движение по улице. Автобус идет направо от нас. (Ребенок размещает картинку или макет автобуса.) Такси движется налево от нас, а грузовик едет впереди автобуса.

Итак, куда едут грузовик, автобус, такси?

27. «Игра в неделю» (закрепление предложно-падежных конструкций).

В игре принимают участие семеро детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Логопед предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели. Затем задает, например, такие вопросы: «Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»

Аналогичным образом проводится игра в части суток, игра во времена года и т. п.

28. Игра «Расположим красиво мебель в нашей комнате» на тему «Мебель» (закрепление предложно-падежных конструкций).

Используется игрушечная мебель. Игра может проводиться в двух вариантах.

I вариант. Предлагается картинка, изображающая комнату. Логопед задает вопросы о расположении в ней различных предметов (мебели) и просит детей в ответах использовать слова справа, слева, спереди, позади.

II вариант. Дети самостоятельно располагают игрушечную мебель в комнате. При этом логопед задает вопросы типа: «Где находится шкаф по отношению к столу?», «Где расположен торшер по отношению к шкафу?» и т. д.

29. «Игра в поезд» (закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов В,НА, ПОД).

На доске выставляется макет поезда. Логопед говорит:

- Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом В. Во втором вагоне — вещи, про которые можно придумать предложение со словом НА, а в третьем — со словом ПОД. —

Логопед показывает картинки. Дети придумывают предложения и помещают картинки в соответствующие «вагоны». Например, картинка «Мяч лежит на стуле» помещается во второй вагон, картинка «Цветы стоят в вазе» — в первый вагон, а картинка «Туфли стоят под стулом» — в третий вагон.

30. Игра в лото (закрепление и дифференциация предлогов В, НА, ПОД, НАД).

У детей карточки лото и фишки с изображением схем предлогов:

На карточках лото изображено по два предмета: один внутри другого, один на или под другим предметом. Логопед называет пары предметов (например, мяч и стул). Дети находят картинку с этими предметами и закрывают ее соответствующей схемой предлога, называя расположение мяча (мяч под стулом).

31. Игра «Сделай правильно» (закрепление предложно-падежных конструкций).

Логопед показывает схемы предлогов. Дети располагают предметы (мяч и ящик, карандаш и книга, пенал и ручка и др.) по отношению друг к другу в соответствии со схемой предлога.

32. Игра «Различай предлоги».

На доске схемы предлогов В, НА, ПОД, НАД и их буквенные обозначения. У детей картинки, на каждой из которых изображено по два предмета с различным пространственным расположением. Дети называют расположение предметов и помещают свою картинку под соответствующей схемой предлога.

33. Игра «Правильно подними карточку». Логопед называет словосочетания с предлогами В, НА, ПОД, НАД. Дети поднимают карточку с соответствующей схемой предлога.

34. Игра «Скажи наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В — ИЗ, НА — С, К — ОТ).

Логопед называет предложение и просит детей сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в ящик. —

Мальчик вынул мяч из ящика.

Девочка налила воду в графин. - ...

Мама положила яблоки на стол. — ...

Брат поставил лампу на тумбочку. - ...

Машина подъехала к дому. — ...

Дедушка подошел к забору. — ...

35. Составление рассказа по графической схеме.

На доске выставляется ряд различных схем предлогов. Логопед предлагает детям по данному ряду составить рассказ на тему, например: «Как Вова гулял», «Прогулка на велосипеде», «Куда ездила машина».

36. Игра «Машина едет по дороге» (закрепление предложно-падежных конструкций).

Детям предлагается макет дороги, по которой «поедет» машина. С одной стороны дороги — гараж, с другой — база (или магазин). Вдоль дороги располагаются макеты разноцветных домиков, горки, сквера, мостика.

Игра может проводиться в нескольких вариантах.

I вариант. Логопед дает инструкцию, например: «Машина объехала вокруг красного дома». Дети «регулируют» движение машины в соответствии с данной инструкцией.

II вариант. Логопед помещает машину на макете в определенное место. Дети определяют, где «едет» машина (машина выехала из гаража, машина подъехала к зеленому дому, машина переехала через мост, машина едет по дороге, машина отъезжает от красного дома, машина въезжает на гору, машина съезжает с горы, машина въезжает во двор магазина).

III вариант. В процессе игры дети находят соответствующие схемы предлогов и размещают их на макете. В дальнейшем они воспроизводят рассказ о движении машины только на основании схем предлогов.

37. Игра «Умная стрелка» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе).

Используется наглядное пособие: круг, разделенный на части, в которых нарисованы сюжетные картинки, изображающие действия; в центре круга закреплена подвижная стрелка. Логопед называет действие: копает, рисует, играют, строят, умывается, причесывает и т. д. Дети ставят стрелку на соответствующую действию картинку и придумывают предложение по ней: Дети строят башню. Мальчик рисует дом. Дети играют в мяч. И т. д.

38. Игра «Мой, моя, мое, мои» (закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными).

Логопед просит назвать предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д.), «это моя» (моя кукла, моя груша, моя сумка, моя машинка и т. д.), «это мое» (мое платье, мое дерево, мое пальто, мое кашне и т. д.).

39. Игра «Чьи предметы?» (закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными).

Игра может проводиться в нескольких вариантах.

I вариант. Детям раздаются предметные картинки, например: кукла, мяч, дерево, шарф, машинка и т. д. На доске картинки с изображением мальчика, девочки, группы детей. Ребенок кладет свою предметную картинку к изображению девочки, мальчика или группы детей и называет, чей это предмет (например: это ее мишка, или это его мишка, или это их мишка). Игра заканчивается, когда все дети используют свои картинки и правильно назовут словосочетания притяжательных местоимений с существительными.

II вариант. Логопед выставляет на доске предметную картинку и называет местоимения: мы, вы, они. Дети называют словосочетание притяжательного местоимения с существительным (наш мишка, ваш мишка, их мишка).

III вариант. Около доски выстраиваются две группы детей: группа МЫ — слева, группа ВЫ — справа. Логопед выставляет предметную картинку слева или справа от середины доски и задает ребенку из той или иной группы вопрос: «Чей это предмет?» (Это наш мяч — это ваш мяч. Это наша кукла — это ваша кукла).

40. Игра с мячом «Какой это предмет?» (закрепление согласования прилагательного с существительным).

Логопед называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч называет предмет, который обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду. Логопед бросает мяч по очереди всем детям.

Примеры:

Длинная — веревка, шуба, колбаса, речка, улица, резинка, лента, дорога, нитка, коса, юбка, рубашка.

Длинный — поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, переулок.

Широкая — улица, речка, дорога, кофта, лента.

Красный — шар, флаг, шарф, цветок, бант, мяч.

Красная — звезда, ягода, лента, шапочка, рубашка.

Круглый — мяч, шар, лепесток.

Круглое — солнце, яблоко, колесо.

41. Игра в лото «Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательного с существительным).

Игра может проводиться в двух вариантах.

I вариант. У детей карточки с изображением предметов разного цвета. Логопед называет цвет. Дети находят на карточках соответствующий предмет и называют предмет и его цвет (например: у меня красная шапка, у меня красный шар и т. д.).

II вариант. У каждого ребенка карточки, на которых изображены разные предметы одного цвета. Логопед называет предмет. Дети находят изображение данного предмета у себя на карточках и называют его цвет
(например, один ребенок говорит: у меня красная машина, второй — у меня зеленая машина и т. д.).

42. Игра «Найти по цвету» (закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе).

Детям предлагаются картинки с изображением предметов разного цвета. Логопед называет цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число). Дети находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме прилагательного. Например:

Красное — яблоко, кашне, платье.

Желтая — репа, тыква, сумка.

Синий — василек, баклажан, карандаш.

43. Игра «Радуга» (закрепление согласования прилагательного с существительным).

На большом плакате на доске изображена радуга. Уточняется название цветов радуги. Дети получают предметные картинки разного цвета. Логопед говорит: «У каждого цвета радуги есть свои любимые предметы, которые всегда имеют этот цвет. Подберите картинки к каждому цвету радуги».

Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета изображенных на них предметов: помидор красный, апельсин оранжевый, лимон желтый, лист зеленый, трава зеленая, небо голубое, незабудки синие (голубые), колокольчик синий.

44. Игра «Юный художник» (закрепление согласования прилагательного с существительным).

Дети выбирают себе краски — кружки разного цвета. Затем кладут их на «палитру» и называют краску: «У меня красная краска» и т. д. После этого детям раздают нераскрашенные картинки овощей (фруктов). Дети должны назвать, какой краской они будут раскрашивать данный овощ или фрукт. Например: «У меня помидор. Он красный, поэтому я возьму красную краску».

45. Игра «Карандашом какого цвета ты будешь раскрашивать?» (закрепление согласования прилагательного с существительным).

Логопед раздает детям нераскрашенные картинки. Дети определяют, каким цветом и что они будут раскрашивать. Например: «Зеленым карандашом я буду раскрашивать траву, листья на деревьях». «Желтым карандашом я буду раскрашивать подсолнух, солнце». И т. д.

46. Игра «Незнайка пришел в магазин» (закрепление согласования прилагательного с существительным, развитие диалогической речи).

Незнайка. Я забыл, как называется то, что я хотел купить.

Продавец. Вы хотели купить овощ или фрукт?

Незнайка. Я хотел купить фрукт.

Продавец. Какой он по цвету?

Незнайка. Он желтый.

Продавец. А какой он по форме

Незнайка. Этот фрукт овальный.

Продавец. А какой он на вкус?

Незнайка. Этот фрукт кислый.

Продавец. Наверное, вы хотели купить лимон.

Незнайка. Правильно, я хотел купить лимон. Он фрукт, желтый, овальный и кислый.

47. Игра «Магазин "Овощи"».

Продавец. Что вы хотите купить?

Покупатель. Мне нужны огурцы.

Продавец. У нас есть только большие огурцы.

Покупатель. А маленьких огурчиков у вас нет?

Продавец. Я выберу вам огурцы поменьше.

Покупатель. Большое спасибо. Мне нужно два килограмма огурцов.

Аналогичным образом проводится работа со словами кабачки (большие — маленькие), морковь (крупная — мелкая).

48. Игра «Магазин "Фрукты"».

Продавец. Что вы хотите купить?

Покупатель. Мне нужны сливы. У вас есть спелые сливы?

Продавец. Сливы неспелые, зеленые. Но у нас есть спелые абрикосы.

Покупатель. Тогда взвесьте мне, пожалуйста, два килограмма абрикосов.

Продавец. А что вы еще хотите купить?

Покупатель. Еще мне нужны красные яблоки.

Продавец. У нас есть только зеленые яблоки.

Покупатель. А они сладкие или кислые?

Продавец. Яблоки зеленые, но сочные и сладкие.

Покупатель. Тогда я куплю один килограмм яблок.

49. Игра «Назови ласково» (закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных).

Логопед произносит часть фразы, а дети ее заканчивают.

Цветок красный, а цветочек ... (красненький).

Яблоко сладкое, а яблочко ... (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка ... (синенькая).

Груша желтая, а грушка ... (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко ... (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко ... (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек ... (пушистенький ).

Дом низкий, а домик ... (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка ... (вкусненькая).

50. «Исправь ошибки» (работа над пониманием распространенных предложений).

Логопед говорит: «Незнайка придумывал предложения по картинкам и все перепутал. Помогите Незнайке исправить ошибки».

Коза принесла корм девочке.

Чашка разбила Лену.

Мяч играет с Сашей.

Дорога едет по машине.

Вова разбил стеклом мяч.

Оля с картинкой рисуют папу.

Мама несет сумку в капусте.

51. Составление предложений по опорным словам. Запись графической схемы предложения.

а. На тему «Транспорт».

Машина, ехать, дорога. Самолет, небо, летит, высоко. Корабль, большой, волны, плывет.

Шоссе, автомобиль, по, мчится. Магазин, около, мотоцикл, остановился.

б. На тему «Зима».

Дети, снеговик, слепили.

Дети, санках, на, катаются.

Снежки, мальчики, в, играют.

Земля, покрыть, снег.

Снежинки, падать, тихо.

в. На тему «Весна».

Греет, солнце, жарче.

Деревьях, на, почки, появляются.

Окном, за, тает, снег.

Капает, крыш, с, капель.

Солнце, на, тают, сосульки.

Рекомендуемая литература

1. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. — М., 1948.

2. Белова-Давид Р. А. Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи у детей дошкольного возраста // Нарушение речи у дошкольников. — М., 1972.

3. Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников. — М., 1972.

4. Белътюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. — М., 1977.

5. Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. — М., 1983.

6. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1934.

7. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. —М., 1961.

8. Гуровец Г. В., Маевская С. И. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. — М., 1982.

9. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1981.

10. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. — М., 1966.

11. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.

12. Залевская А. А. Вопросы организации лексикона человека в лингвистических и психолингвистических исследованиях. — Калинин, 1978.

13. Зиндер Л. Р. Общая фонетика. — М., 1979.

14. Исследование речевого мышления в психолингвистике / Под ред. Е. Ф. Тарасова. — М., 1985.

15. Караулов Ю. Н. Частотный словарь семантических множителей русского языка. — М., 1980.

16. Карпова С. Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. — М., 1978.

17. Клименко А. П. Лексическая системность и ее психолингвистическое изучение. — Минск, 1974.

18. Комлев Н. Г. Компоненты содержательной структуры слова. — М., 1969.

19. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности). — М., 1973.

20. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи. — Л., 1990.

21. Леонтьев А. А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова. — М., 1971.

22. Лопатина Л. В. Методика исследования экспрессивной речи детей дошкольного возраста, страдающих стертой формой дизартрии // Изучение и коррекция речевых расстройств. — Л., 1987.

23. Лопатина Л. В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией. Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. — СПб., 1996.

24. ЛурияА.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М., 1968.

25. ЛурияА. Р. Язык и сознание. — М., 1975.

26. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной динамией // Расстройства речи и методы их устранения. — М., 1976.

27. Сахарный Л. В. Введение в психолингвистику. — Л., 1989.

28. Святозарова Н. Д. Интонационная система русского языка. — Л., 1982.

29. Серебрякова Н. В. Сравнительный анализ формирования семантических полей у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития. — СПб., 1995.

30. Серебрякова Н. В. Особенности ориентировки на семантическую структуру слова у дошкольников со стертой формой дизартрии // Проблемы детской речи: Сборник. — СПб., 1996.

31. Сизова Э. Я. Нейрофонетическая характеристика бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. — Л., 1976.

32. Сизова Э. Я., Макарова Э. К. О механизме бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. — Л., 1979.

33. Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. — Л., 1976.

34. Соботович Е. Ф., Чернополъская А. Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. 1974. № 4.

35. Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. —М., 1967.

36. Уфимцева Н. В. Опыт экспериментального исследования развития словесного значения // Психолингвистические проблемы семантики. — М., 1983.

37. Цейтлин С. Н. Детские словообразовательные инновации. — Л., 1986.

38. Черемухина Г. А., Шахнарович А. М. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. — М., 1976.

39. Чиркина Г. В. Дети с нарушением артикуляторного аппарата. — М., 1969.

40. Чиркина Г. В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания речи // Методы обследования нарушений речи у детей. — М., 1982.

41. Чистович Л. А., Кожевников В. А., Алякринский В. В. и др. Речь, артикуляция и восприятие. — М.; Л., 1965.

42. Шахнарович А. М. К проблеме исследования

43. Штерн А. С. Артикуляторные таблицы (методическая разработка для развития навыка аудирования и тестирования слуховой функции). — Л., 1984.

44. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность.Л., 1974.

45. Элъконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1969.

Наши рекомендации