Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста вне занятий
Элементарные математические представления у детей дошкольного возраста развиваются не только на занятиях, но и вне занятий - различные игры, индивидуальная работа, занятия детей на прогулке, деятельность ребёнка в математическом уголке, в других видах деятельности на физкультурно-оздоровительных мероприятиях, в изобразительной деятельности, конструировании, в повседневных играх. В дошкольном образовании математика - это не предмет в чистом виде, а развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. В данном возрасте ведущий вид деятельности - игра поэтому, весь образовательный процесс в дошкольного учреждения строится на основе игр. Игра как ведущий вид деятельности вызывает качественные изменения у дошкольников. Дети в игре отражают окружающие их многообразие действительности и взаимоотношения людей в ней. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности детей. Игра решает такие задачи как развитие мышления, памяти, внимания, воображения, наблюдательности. Сюжетно-развивающая игра в математическом развитии дошкольников - это средство углубления интереса и потребности в математических знаниях. Выполнение действий в воображаемой ситуации, способ побуждения к творчеству и самостоятельности. Сравнение предметов по различным признакам; сравнение групп предметов; навыки счета, сравнение смежных чисел, средство формирования простейших геометрических представлений о геометрических фигурах. Дидактическая игра имеет познавательную направленность: развивает индивидуальные способности к математике; воспитывает познавательную активность; вызывает интерес у детей к математике; способствует обогащению и закреплению математических представлений детей дошкольного возраста; обеспечивает динамичность и продуктивность мышления; развивает память, внимание, логику мышления
Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления у детей. Игры должны быть направлены на развитие логического мышления, а именно на умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Должное внимание уделено развитию речи. В ходе игры воспитатель не только задаёт заранее подготовленные вопросы, но и непринужденно разговаривает с детьми по теме и сюжету игры, содействует вхождению ребёнка в игровую ситуацию. Детям очень нравится играть различными играми. Игровые занимательные задачи содержаться в разного рода увлекательном материале. Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Дети могут не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества необходимые в дальнейшем для профессионального мастерства. В свою очередь на прогулках используют разные методы и приёмы для развития математических потребностей у детей старшего дошкольного возраста. Например: «Поиск тайника» даётся задание: сделать пять шагов от беседки вправо, семь шагов прямо и три прыжка влево повернуться кругом и посмотреть вверх. Или найди самое высокое дерево. «Подбери слово» дерево высокое, а трава… (низкая). Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду. Поэтому с детьми, пропустившими более одного занятия, занимаются индивидуально, чтобы не допустить их отставания от остальных детей. Особое внимание уделяют индивидуальной работе с теми детьми, которые в силу особенностей развития не могут усваивать на занятии новые знания наравне со всеми. С ними ведут работу с некоторым опережением, чтобы подготовить к работе на занятиях. Для проведения индивидуальной работы с детьми следует использовать все возможные ситуации, какие могут складываться при игре в куклы, в процессе конструирования, во время дежурства. Так, например, дежурному, накрывающему на стол, можно предложить сосчитать, как детей сидящих за столами, так и подаваемые предметы (тарелки, ложки, чашки, вилки).
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет/ Творческий центр Сфера М. 2005
2. Асмолов А.Г. «Психология личности» М. Просвещение 1990 г.
3. Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников / Ростов-на-Дону Феникс 2005. С. 251.
4. Воспитатель ДОУ 2008. №6. С. 60-62 Гумен О.И. Игра как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
5. Дошкольное воспитание 2000 №9 С. 46-49. Г. Корнеева, Е. Родина. Современные подходы к обучению дошкольников математике.
6. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под редакцией Т.И. Бабаевой, З.И. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб. «Детство-Пресс» 2000. С. 243
7. Козина Л.Ю. Игры по математике для дошкольников / Творческий центр Сфера М. 2008. С. 63.
8. Методика воспитательной работы. Под. ред. В.А. Сластёнина М. Изд. центр «Академия» 2009 г. 7-е издание.
9. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников Современные направления. Творческий центр Сфера М. 2008. С. 127.
10. Ребёнок в детском саду 2009. №1. С. 16-19. Ю. Микляева Комплексный подход к проведению занятий по формированию элементарных математических представлений.
11. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. М. Academia 2000. С. 132.