I. Организационный момент. 1. Для повторения состава чисел в пределах 10 используется задание «Набери слагаемыми
II. Устный счёт.
1. Для повторения состава чисел в пределах 10 используется задание «Набери слагаемыми число 8» на с. 7.
2. В целях закрепления и проверки знания таблиц сложения и вычитания в пределах 20 проводим арифметический диктант с использованием известных детям терминов, например:
– сложить числа 8 и 9;
– из 12 вычесть 4;
– найти сумму чисел 6 и 7;
– найти разность чисел 15 и 8;
– первое слагаемое 6, второе – 5, найти сумму;
– уменьшаемое 14, вычитаемое 7, найти разность
– увеличить на 6 число 5 (7, 9);
– уменьшить на 7 число 12 (15, 16).
III. Работа над новым материалом.
Для ознакомления с выражениями с переменной можно использовать пособие:
записав, например, на неподвижной части 12 + £, а на движущейся ленте числа 10, 8, 20, 9, 15. Тогда при движении ленты в «окошечке» будут появляться соответствующие числа, и получатся выражения:
12 + 10, 12 + 8, 12 + 20, 12 + 9, 12 + 15.
Дети читают эти выражения, записывают их, находят значения этих выражений. Выясняется, что в «окошечко» можно подставлять и другие числа, получая новые выражения, и что таких выражений можно получить очень много.
Учитель. Ребята, в математике принято говорить не «окошко», а «переменная» и обозначать её латинскими буквами. Для записи можно использовать различные латинские буквы. Давайте откроем с. 103 учебника и познакомимся с некоторыми из них.
Ученики рассматривают на с.103 учебника, как записываются и как произносятся некоторые латинские буквы. Записав вместо «окошечка», например, букву с, получают выражение 12 + с. Затем учащиеся называют значения буквы с и значения выражения при этих значениях буквы.
Для закрепления материала ученики читают объяснение в учебнике на с. 6–7, затем выполняют задание № 1.
З а д а н и е № 1:
В следующих записях подставляйте в «окошко» числа: 7, 4, 5, 3, 2, 6, 8, 9 – и вычисляй значения получаемых выражений:
Объясните, почему в последней табличке нельзя подставить в «окошко» числа 7, 8, 9.
Учитель. Ребята, почему мы не смогли подставить в последнее выражение числа 7, 8, 9?
Учащиеся. Потому что числа 7, 8 и 9 больше 6. А мы не можем из меньшего числа вычитать большее.
Далее учащиеся выполняют задание № 2: читают выражение (сумма чисел k и 7), называют данные значения буквы (10 и 7) и находят значение выражения при данных значениях буквы, запись оформляют так:
k + 7
k = 10 10 + 7 = 17
k = 7 7 + 7 = 14.
Аналогичная работа проводится с выражением k – 7.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.