I. Организационный момент. Математика сложна
* *
Математика сложна,
Но скажу с почтеньем:
Математика нужна
Всем без исключения!
− Ребята, любите ли вы играть? Игра творит чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку — знающим, неумелого — умельцем. Желаю, чтобы сегодня игра сделала для вас математику увлекательной, интересной и полезной.
II. Проверка домашнего задания.
а) Задание № 10. с. 15.
− Сколько страниц мальчик прочитал за 3 дня? (126 страниц.)
— Сколько страниц ему осталось прочитать? (2 страницы.)
б) Задание N°11 (2—3-й столбцы), с. 15.
— Назовите значения выражений 2-го столбца в порядке возрастания. (528, 645, 672, 830.)
— Назовите значения выражений 3-го столбца в порядке убывания. (856, 417, 393, 206.)
III. Целеполагание.
Задание № 1. с. 16.
− Составьте задачи по выражению «24 : 3».
— Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Ответы.)
— Какие цели перед собой поставим?
— Как называются компоненты действия деления? (Ответы.)
IV. Устный счет.
1) Игра-соревнование «Кто быстрее доберется до флажка?».
Два ученика работают на доске, остальные парами играют в игру «Да — нет».
2) Игра «Да — нет» (работа в парах).
− Если вы согласны с утверждением, запишите «да», если не согласны — «нет».
— Сумма чисел 320 и 680 равна 1 ООО.
— Если 870 уменьшить на 130, то получится 750.
— Число 560 больше числа 60 на 500.
— Число 350 — это разность чисел 900 и 550.
— Если 448 увеличить на 200, то получится 700.
— Если 120 умножить на 3, то получится 360.
— При делении 800 на 40 получится 20.
— 20 — частное чисел 1 000 и 50.
3) Задание № 3. с. 16.
− Сравните не вычисляя. Обратите внимание, что в каждой паре делимые одинаковые.
Вывод: при одинаковых делимых то частное больше, у которого делитель будет меньше.
4) Задание № 10. с. 17.
х = 300; 300 : 300 = 1.
5) Головоломка.
− Попробуйте фигуру поделить на: а) 3 равные части; б) 4 равные части; в) 6 равных частей. \
6) Решение задач.
а) Дедушке 72 года. Сколько лет внуку Пете, если он младше дедушки в 6 раз?
б) В 6 одинаковых пакетах 18 кг апельсинов. Сколько кг апельсинов в одном пакете? Сколько нужно взять пакетов, чтобы разместить в них 54 кг апельсинов?
в) За 3 дня хозяйка израсходовала 300 г масла. Сколько масла потребуется из того же расчета на 10 дней?
V. Повторение пройденного материала.
Задание Ns 2. с, 16.
96 :4 = 24
Ученики находят частное при уменьшении делимого в трех случаях и сравнивают его с данным частным.
Вывод: при уменьшении делимого в несколько раз частное также уменьшается во столько же раз.
VI. Закрепление изученного материала.
1) Задание № 4. с. 16 (решить задачу).
1) 924 : 3 = 308 (кг) — моркови;
2) 308 + 318 = 626 (кг) — собрали капусты;
3) 924 - 626 = 298 (кг) — на столько больше собрали картофеля, чем капусты.
С помощью рисунка можно увидеть и другие способы решения.
Физкультминутка.
Упражнения выполняются согласно тексту.
* * *
Как же долго мы сидели, Раз, два, три, потом — прыжок,
Наши руки онемели, А теперь присядь скорее,
Наши ноги затекли; Не держись за батарею.
Ими топнем — раз, два, три! Со здоровьем все в порядке,
Руки в стороны, дружок, Если делаешь зарядку.
2) Дифференцированная работа по группам.
Учитель раздает учащимся геометрические фигуры желтого, синего и красного цвета, после этого дети образовывают группы в соответствии с цветом фигур.
Группа с желтыми фигурами — задание № 6, с. 16.
Группа с синими фигурами — задание № 8, с. 17.
Группа с красными фигурами — задание № 5 *, с. 16.
Проверка работы групп.
3) Решение уравнений (с комментированием).
Задание № 9 (2—3-й столбцы), с. 17.
4) Составление выражений.
Задание № 12. с. 17.
761 человека работают у доски, остальные составляют самостоятельно одно выражение на выбор.
5) Самостоятельная работа.
Задание № 7. с. 17.
Задание выполняется по рядам. Первый ряд решает примеры, записанные в первой строке, второй ряд — во второй строке, третий ряд — в третьей строке.
Самопроверка.
VII.Дополнительный материал для устного счета.
− Проведем математические соревнования. Организовываются три команды: «Квадрат», «Треугольник», «Круг».
1) Игра «Цепочная.
Учитель. Кто быстрее найдёт ответ?
2) Веселые задачки.
За каждый правильный ответ команда получает баллы.
* * *
Бабка в горшок посадила горох.
И урожай получился неплох.
В каждом стручке -- По четыре хороших,
Крупных да чистых И вкусных горошин.
Собрано бабкой 17 стручков.
Надо узнать, урожай-то каков?
(17-4 = 68.)
* * *
Десять солдат шли на парад,
Ладно мундиры на каждом сидят.
Пуговиц было на каждом мундире По два ряда, а в ряду по четыре.
Первым ответит кто из ребят,
Сколько там пуговиц «шло» на парад?
(2 • 4 * 10 = 80.)
# % *
Я с утра сегодня к деду С какой же скоростью
На велосипеде еду. Домчали меня два колеса?
И 12 километров (12 : 2 = 6 км/ч.)
Преодолел за 2 часа.
* *
На птичьем дворе гусей дети кормили.
Целыми семьями их выводили.
Всего было пять гусиных семей,
В каждой семье по двенадцать детей,
Папа и мама, и бабушка с дедом.
Сколько гусей собралось за обедом?
(5-(12 +1 + 1 +1 + 1) = 80.)