Закрепление изученного материала. Ученики знают два способа сравнения выражений
Задание 2 (с. 14) – устно
Ученики знают два способа сравнения выражений. Желательно, чтобы эти выражения сравнивались без нахождения их значений. Нужно увидеть закономерность: каждая пара произведений имеет по одному одинаковому множителю. В таком случае большим будет то произведение, у которого больше второй множитель.
48 • 26 > 40 • 15, поскольку 48 > 40 и 26 > 15.
Задание 3 (с. 14) – устно
При увеличении (уменьшении) одного множителя в несколько раз произведение увеличивается (уменьшается) во столько же раз.
Рассмотрим конкретный пример.
3 • 10 = 30. Увеличим первый множитель в 2 раза получим (3 • 2) • 10 = 60. Произведение стало в 2 раза больше. (60 : 30 = 2.)
6 • 5 = 30. Уменьшим первый множитель в 2 раза получим (6 : 2)·5 = 15. Произведение стало в 2 раза меньше. (30 : 15 = 2.)
Задание 1 (с. 14)
Задание 4 (с. 14)
Ученики в тетрадях рисуют под линейку друг под другом три отрезка. Длина первого отрезка 2 см, второго - 6 см (2 см • 3 = 6 см), третьего - 12 см (6 см· 2 = 12 см).
Во сколько раз длина третьего отрезка больше длины первого отрезка? 12:2 = 6 (раз).
Итог: увеличение одной и той же величины сначала в 3 раза, а потом в 2 раза вызывает ее увеличение в 6 раз (3 • 2 = 6).
Задание 6 (с. 15)
Способ I.
1) 248 • 3 = 744 (кг);
2) 248 + 744 = 992 (кг);
3) 992 - 538 = 454 (кг).
Способ II.
1) 1 + 3 = 4 (части) — составляют два участка;
2) 248 • 4 = 992 (кг) — собрали с двух участков;
3) 992-538 = 454 (кг).
Задание 9 (с. 15)
Задание 7 (с. 15)
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: № 10, № 11 (ст. 3), стр. 15
Задание 10 (с. 15)
128 - 42·3 = 2 (стр.).
Задание 11 (с. 15)
160 645 856
448 528 393
111 672 206
196 830 417
МАТЕМАТИКА
Тема: Деление. Приёмы деления. Связь между компонентами действия деления
Цели: повторить конкретный смысл действия деления, названия компонентов действия и связь между ними; отрабатывать навыки умножения и деления трехзначных чисел.
Организационный момент
2. Устный счёт
Игра "Молчанка". Учитель на доске делает рисунки, ученики в тетрадях записывают математические выражения и находят их значения.
2. Сколько треугольников в нарисованной на доске фигуре?
3. Решите задачи:
а) Синица может пролететь за день 100км. Какое расстояние она пролетит за 6 дней? Какое расстояние она преодолеет за 6 дней, если в день будет пролетать на 10 км больше?
б) В отряде было 14 девочек и 10 мальчиков. Отряд поделили на группы, по 6 человек в каждой. На сколько групп поделили отряд?
в) В баке было 30 л бензина. Когда израсходовали несколько литров, то в баке осталось 25 л. Сколько литров бензина израсходовали?
Задание 1 (с. 16)
Предлагается несколько вариантов простых задач. Среди них должны быть задачи на деление двух видов (деление по содержанию и деление на равные части).
Задание 5* (с. 16)
Каждый день в бочку наливали 10 ведер воды, а брали — 7. Значит, каждый день в бочке прибавлялось 3 ведра воды. (10-7 = 3.) Поскольку сначала бочка была пустой, то 12 ведер в ней набиралось за 4 дня (12:3 = 4).
Сообщение темы и целей урока