ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ. Методические указания

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА

С.В. Романцова, С.Е. Синютина, А.Г. Шубина

Методические указания

К лабораторному практикуму

По общей и биоОРГАНИЧЕСКой ХИМИИ

Часть 2

Допущено Редакционно-издательским

советом ТГУ им. Г.Р. Державина в качестве

учебно-методического пособия для студентов,

обучающихся по специальности

060101 – «Лечебное дело»

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ. Методические указания - student2.ru

Тамбов 2008

УДК 547.(075.8) ББК 24.2 я73 Р69  

.

Рецензенты:

доктор медицинских наук, профессорС.Н. Симонов

кандидат химических наук, доцент Л.Г. Князева

  Р69 Романцова, С.В. Методические указания к лабораторному практикуму по общей и биоорганической химии: Учеб.-метод. пособие для студентов мед. спец. ун-тов / С.В. Романцова, С.Е. Синютина, А.г. Шубина; Федеральное агентство по образованию; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. 30 с.
    Настоящее учебно-методическое пособие написано в соответствии с программой курса «Биоорганическая химия» для студентов специальности «Лечебное дело». Пособие охватывает все основные разделы курса биоорганической химии. В пособии поясняется и закрепляется теоретический материал лекций путём выполнения лабораторного эксперимента. Большинство опытов иллюстрируется уравнениями или схемами реакций. Для более глубокого понимания цели лабораторной работы по каждой теме приводятся контрольные вопросы.   УДК 547.(075.8) ББК 24.2 я73 © Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2008

СОдержАНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
1. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    
2. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РЕАКЦИОННОЙ СПОСОБНОСТИ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. . . . . . . . . . .  
Лабораторная работа № 1. Биологически важные реакции электрофильного присоединения, электрофильного замещения и элиминирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    
Лабораторная работа № 2. Биологически важные реакции нуклеофильного замещения, нуклеофильного присоединения, нуклеофильного присоединения – элиминирования, радикального замещения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Лабораторная работа № 3.Изучение химических свойств гетерофункциональных соединений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Лабораторная работа № 4. Окислительно - восстановительные свойства веществ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Лабораторная работа № 5. Свойства биологически активных гетероциклических соединений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    
3. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА БИОПОЛИМЕРОВ. . . . . . . . . . .
Лабораторная работа № 6.Строение и свойства аминокислот, пептидов и белков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Лабораторная работа № 7. Строение и свойства углеводов
Лабораторная работа № 8. Нуклеиновые кислоты и их структурные компоненты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Лабораторная работа № 9. Изучение свойств липидов и их структурных компонентов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ВВЕДЕНИЕ

Целью лабораторного практикума по биоорганической химии является формирование умений и навыков по выполнению типовых реакций по обнаружению функциональных групп и качественному определению биологически значимых органических соединений.

Для экономии аудиторного времени и более глубокого понимания лабораторной работы необходимо в процессе домашней самоподготовки прочитать описание опытов, частично заполнить протокол лабораторной работы и продумать ответы на вопросы к опытам. Темы работ сообщаются студентам заранее и соответствуют календарному плану, размещённому на доске объявлений. Рекомендуется единая форма протокола, который следует располагать на развернутом листе тетради:

Номер занятия и название темы Дата
№ опыта Название опыта Схема реакции с указанием механизма Условия реакции (температура, катализатор и т.д.) Наблюдаемый результат (изменение окрашивания и т.п.) Выводы

Графы 1 - 4 заполняют при предварительной подготовке к занятию, а графы 5 и 6 – после выполнения опыта. Для облегчения понимания происходящих процессов большинство лабораторных опытов снабжено схемами реакций.

Наблюдаемый результат следует записывать в журнал как можно подробнее. Никогда не следует полагаться на свою память, а запись на отдельных листочках недопустима.

Выводы должны характеризовать физические или химические свойства изучаемых соединений и содержать элементы обобщения, сделанные на основе опыта. Такой вывод свидетельствует о сознательном и глубоком усвоении учебного материала. В выводах желательно указать медицинское значение исходных и конечных продуктов реакции.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Наши рекомендации