Теоретические сведения и примеры

Абсолютной величиной (модулем) Теоретические сведения и примеры - student2.ru действительного числа а называется число а, если а положительно или равно нулю, и число –а, если а отрицательно.

Иначе говоря, Теоретические сведения и примеры - student2.ru откуда Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Абсолютную величину числа также можно определить как арифметический квадратный корень (т. е. положительное значение корня) из квадрата действительного числа Теоретические сведения и примеры - student2.ru Удобно также вводить понятие абсолютной величины, рассматривая точки действительной числовой оси. Как известно, между всеми точками числовой оси и действительными числами существует взаимно-однозначное соответствие, т. е. каждому действительному числу соответствует ровно одна точка числовой оси, а каждой точке числовой оси соответствует ровно одно действительное число. Исходя из этого, можно определить абсолютную величину числа а как расстояние от начала отсчета (от точки ноль) до числа а на действительной оси.

Решая уравнения, содержащие знак абсолютной величины, нужно учитывать все три определения и выбирать то, которое в данной ситуации приведет к ответу быстрее.

Пример 1. Решить уравнение Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Решение. Воспользуемся определением абсолютной величины как арифметическим значением корня, тогда заданное уравнение можно переписать в виде :

Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Возведем обе части в квадрат Теоретические сведения и примеры - student2.ru раскроем скобки и приведем подобные:

Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Поскольку возведение в квадрат обеих частей равенства может привести к появлению посторонних корней, то следует проверить, является ли найденное значение Теоретические сведения и примеры - student2.ru корнем исходного уравнения. Проверка показывает, что найденное значение удовлетворяет уравнению.

Ответ: Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Замечание. При решении уравнения примера 1 можно было использовать геометрическое определение модуля.

Действительно, величина Теоретические сведения и примеры - student2.ru в силу определения, представляет собой расстояние между точками (х) и (2), а величина Теоретические сведения и примеры - student2.ru – расстояние между точками (х) и (–4). Таким образом, исходное уравнение имеет решением точку, находящуюся на действительной оси на одинаковом расстоянии от точек (–4) и (2). Иначе говоря, надо найти середину отрезка с конечными точками (–4) и (2). Следовательно, Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Пример 2. Решить уравнение Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Решение. Поскольку модуль некоторого числа есть величина неотрицательная, то, по определению, либо Теоретические сведения и примеры - student2.ru тогда Теоретические сведения и примеры - student2.ru либо Теоретические сведения и примеры - student2.ru тогда Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Ответ: данное уравнение имеет два корня Теоретические сведения и примеры - student2.ru и Теоретические сведения и примеры - student2.ru .

Пример 3. Решить уравнение Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Решение. По определению, либо Теоретические сведения и примеры - student2.ru тогда Теоретические сведения и примеры - student2.ru либо Теоретические сведения и примеры - student2.ru тогда Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Проверка показывает, что при Теоретические сведения и примеры - student2.ru левая часть уравнения равна 19, а правая часть уравнения равна (–19). Поскольку Теоретические сведения и примеры - student2.ru то значение Теоретические сведения и примеры - student2.ru не является корнем уравнения. Подстановка значения Теоретические сведения и примеры - student2.ru обращает исходное уравнение в тождество.

Ответ: х = – 0,4.

В более сложных случаях, когда уравнение не является линейным или содержит несколько знаков абсолютной величины, следует отдельно рассматривать каждый модуль, определяя, каким образом он будет раскрыт на том или ином множестве. Рекомендуется при решении уравнения, содержащего знак абсолютной величины, разбить область допустимых значений уравнения (ОДЗ) на множества, в каждом из которых выражения, стоящие под знаком модуля, сохраняют знак. На каждом таком множестве записать уравнение, раскрыв знак модуля, и решить на этом множестве. Объединение решений, найденных на всех частях ОДЗ уравнения, составляет множество всех решений уравнения.

В последующих примерах рассмотрим некоторые виды уравнений, содержащих знак модуля.

Уравнение вида Теоретические сведения и примеры - student2.ru равносильно совокупности систем Теоретические сведения и примеры - student2.ru и Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Пример 4. Решить уравнение Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Решение. Исходное уравнение равносильно совокупности систем:

Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Для первой системы посторонним является значение Теоретические сведения и примеры - student2.ru а для второй – значение Теоретические сведения и примеры - student2.ru Таким образом, данное уравнение имеет два корня Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Ответ: Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Замечание. В данном примере можно было воспользоваться свойством четности функции. Обозначим Теоретические сведения и примеры - student2.ru и примем во внимание, что Теоретические сведения и примеры - student2.ru поэтому Теоретические сведения и примеры - student2.ru . Левая часть уравнения представляет собой четную функцию. Это означает, что если мы найдем корни при Теоретические сведения и примеры - student2.ru то решениями будут также числа, равные найденным корням по модулю, но с противоположным знаком.

Если Теоретические сведения и примеры - student2.ru то уравнение принимает вид Теоретические сведения и примеры - student2.ru и Теоретические сведения и примеры - student2.ru поскольку значение Теоретические сведения и примеры - student2.ru не удовлетворяет неравенству Теоретические сведения и примеры - student2.ru

В силу четности функции Теоретические сведения и примеры - student2.ru также будет решением равнения.

Ответ: Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Уравнение вида Теоретические сведения и примеры - student2.ru можно решить, исходя из условия, что либо Теоретические сведения и примеры - student2.ru либо Теоретические сведения и примеры - student2.ru т. е., рассматривая совокупности систем:

Теоретические сведения и примеры - student2.ru

В примерах 2 и 3 приведены наиболее простые из уравнений подобного типа.

Заметим, что равенство Теоретические сведения и примеры - student2.ru означает, что Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Пример 5. Найти все корни уравнения:

Теоретические сведения и примеры - student2.ru удовлетворяющие неравенству Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Решение. Данное уравнение равносильно совокупности систем:

Теоретические сведения и примеры - student2.ru и Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Решая каждую из систем в отдельности, получим:

Теоретические сведения и примеры - student2.ru Только один корень Теоретические сведения и примеры - student2.ru принадлежит промежутку Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Ответ: Теоретические сведения и примеры - student2.ru .

При решении уравнения, в котором под знаком модуля находится выражение, также содержащее модуль, следует сначала освободиться от внутренних модулей, а затем в полученных уравнениях раскрыть оставшиеся модули.

Пример 6. Решить уравнение:

Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Решение. Исходное уравнение равносильно совокупности систем:

Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Теоретические сведения и примеры - student2.ruТеоретические сведения и примеры - student2.ru

Единственным решением совокупности систем является значение х = 3.

Ответ: х = 3.

Уравнение вида Теоретические сведения и примеры - student2.ru где Теоретические сведения и примеры - student2.ru – некоторые функции, удобно решать методом интервалов. Для этого необходимо найти все точки, в которых хотя бы одна из функций меняет знак. Эти точки делят ОДЗ на промежутки, на каждом из которых все функции Теоретические сведения и примеры - student2.ru сохраняют знак. Затем, используя определение абсолютной величины, перейти от уравнения к совокупности систем, не содержащих знаков модуля.

Пример 7.

Решить уравнение: Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Решение. Находим интервалы знакопостоянства выражений Теоретические сведения и примеры - student2.ru и Теоретические сведения и примеры - student2.ru Теоретические сведения и примеры - student2.ru Таким образом, уравнение равносильно совокупности четырех систем:

Теоретические сведения и примеры - student2.ru Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Вторая и третья системы не имеют решения. Решениями исходного уравнения являются числа 2 и –6.

Ответ: x = 2 и x = –6.

Замечание. Можно, решая пример 7, для наглядности рассмотреть числовую ось и соответствующие промежутки.

Согласно определению,

Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Получается, что на действительной оси следует выделить четыре промежутка: Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Теоретические сведения и примеры - student2.ru

на каждом из которых знаки модулей раскрываются различным образом. Начертим числовую ось и укажем знаки раскрытия модулей на промежутках (рис. 3.1).

X
Теоретические сведения и примеры - student2.ru Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Рис. 3.1. Числовая ось, знаки раскрытия модулей на промежутках.

Найдем решение на каждом из промежутков.

Если Теоретические сведения и примеры - student2.ru то все три модуля раскрываются с противоположным знаком:

Теоретические сведения и примеры - student2.ru что удовлетворяет неравенству Теоретические сведения и примеры - student2.ru .

Если Теоретические сведения и примеры - student2.ru то Теоретические сведения и примеры - student2.ru что соответствует неравенству Теоретические сведения и примеры - student2.ru .

Если Теоретические сведения и примеры - student2.ru то Теоретические сведения и примеры - student2.ru что не удовлетворяет неравенству Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Если Теоретические сведения и примеры - student2.ru то Теоретические сведения и примеры - student2.ru , Теоретические сведения и примеры - student2.ru что не входит в область Теоретические сведения и примеры - student2.ru Следовательно, как и было указано ранее, решениями являются Теоретические сведения и примеры - student2.ru В сущности, мы повторили рассуждения, которые проводились в примере 7, но только добавили наглядности. Читатель может выбирать тот подход к решению, который ему удобнее.

При решении неравенств, содержащих знак абсолютной величины, следует разбить область допустимых значений неравенства на множества, на каждом из которых выражения, стоящие под знаком модуля, сохраняют знак. На каждом таком множестве нужно решать неравенство и полученные решения объединять в множество решений исходного неравенства. Этот подход уже был продемонстрирован в примере 7.

Пример 8. Решить неравенство Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Решение. Точки х = –1,5и х = 0 делят числовую ось на три промежутка: Теоретические сведения и примеры - student2.ru Решим данное неравенство на каждом из этих промежутков.

Если Теоретические сведения и примеры - student2.ru то неравенство имеет вид

Теоретические сведения и примеры - student2.ru или 3х < 2, т. е. Теоретические сведения и примеры - student2.ru Следовательно, на данном промежутке неравенство решения не имеет.

Если Теоретические сведения и примеры - student2.ru то Теоретические сведения и примеры - student2.ru или Теоретические сведения и примеры - student2.ru Таким образом, Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Если Теоретические сведения и примеры - student2.ru то Теоретические сведения и примеры - student2.ru или Теоретические сведения и примеры - student2.ru В этом случае решениями неравенства являются все положительные числа.

Объединяя найденные решения неравенства на всех частях ОДЗ, получаем Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Ответ: Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Пример 9. Решить неравенство:

Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Решение. Данное неравенство равносильно объединению решений двух неравенств:

Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Методом интервалов находим решение первого неравенства, сос­тоящее из объединения двух промежутков Теоретические сведения и примеры - student2.ru Решением второго неравенства является промежуток (–2; –1). Объединение этих множеств составляет решение исходного неравенства, т. е. Теоретические сведения и примеры - student2.ru

Ответ: Теоретические сведения и примеры - student2.ru .

Наши рекомендации