Нетревожность (позиция 13)
Шкала «Нетревожность» состоит из следующих вопросов (см. таблицу 3.9).
Таблица 3.9.
№ | Имя переменной | Содержание переменной |
КП В28 | Очень огорчается, если не выходит задание | |
КП В37 | Теряется при ответе у доски | |
КП В12b | Ребенок часто тревожится | |
КП В12d | Ребенок часто боится сделать ошибку |
Примечание: КП – карта первоклассника, АР – анкета родителей, В – вопрос.
Шкала «Нетревожность» полностью совпадает со шкалой «Нетревожность» в начале учебного года.
Такая формулировка шкалы фокусирует внимание на одной из важнейших задач формирования личности школьника – формировании уверенного поведения и умения не пасовать перед трудностями, а преодолевать их. Острая эмоциональная реакция на ошибки, постоянное пребывание в тревоге не дает ребенку в полной мере реализовывать свой учебный потенциал.
Установки родителей по отношению
К школьному обучению (позиция 14)
Шкала «Установки родителей по отношению к школьному обучению» состоит из следующих вопросов (см. таблицу 3.10).
Таблица 3.10.
№ | Имя переменной | Содержание переменной |
КП В6 | Родители участвуют в жизни школы | |
КП В7 | Родители посещают родительские собрания | |
КП В8 | Родители обращаются к педагогу с жалобами и претензиями | |
КП В9 | Родители не проявляют интереса к школьной жизни ребенка | |
КП В4g | В основном оказывает поддержку ребенку в течение учебного года «на продленке» | |
КП В5 | На какие оценки вы настраиваете ребенка? на пятерки | |
КП В13a | Причины трудностей ребенка в школе: в плохой готовности к школе | |
КП В18e | Помогать ребенку готовить уроки должна школа | |
КП В19 | Достаточна ли была помощь со стороны учителя, психолога, других специалистов |
Примечание: КП – карта первоклассника, АР – анкета родителей, В – вопрос.
Шкала «Установки родителей по отношению к школьному обучению» в конце года изменилась. Она состоит из большего числа вопросов, чем в начале года – из 9 вместо 4, остался общим только один вопрос.
О позиции семьи и ее значении уже говорилось ранее. К концу учебного года мы видим, что зрелая позиция семьи проявляется в равномерной поддержке ребенка на протяжении учебного года. Часть родителей уделяют повышенное внимание учебной деятельности в начале учебного года, но затем поддержка резко снижается, предполагается, что ребенок должен быть самостоятельным. Однако первый класс весь, на протяжении всего учебного года, является адаптационным. Все этапы этого года для ребенка происходят впервые. Такие родители могут пропустить момент, когда программа постепенно усложняется, необходимо готовиться более тщательно к урокам и у ребенка постепенно накапливаются трудности, с которыми он сам не может справиться.
Некоторые семьи начинают уделять внимание ребенку только тогда, когда появляются значительные проблемы. Учителю необходимо обращать внимание родителей на негативные последствия подобных моделей воспитания. Например, ребенок, которому уделяют внимание только при возникновении проблем, может использовать в дальнейшем проблемное поведение как способ привлечения внимания родителей.
Условия дома для обучения (позиция 15)
Шкала «Условия ребенка для обучения» состоит из следующих вопросов (см. таблицу 3.11).
Таблица 3.11.
№ | Имя переменной | Содержание переменной |
АР В15 | Стараетесь ли Вы придерживаться режима дня для ребенка? | |
АР В16a | Есть ли у Вашего ребенка «уголок школьника»: своя комната | |
АР В16b | Есть ли у Вашего ребенка «уголок школьника»: часть комнаты, обустроенная для занятий |
Примечание: АР – анкета родителей, В – вопрос.
Условия, созданные дома для обучения ребенка, демонстрируют отношение семьи к учебе ребенка: «уголок школьника» и режим дня по силам организовать семье с соответствующими ценностями.
«Помощь ребенку в обучении» (позиция 16)
Шкала «Помощь ребенку в обучении» состоит из следующих вопросов (см. таблицу 3.12).
Таблица 3.12.
№ | Имя переменной | Содержание переменной |
АР В4a | В основном оказывает поддержку ребенку в течение учебного года мама | |
АР В4b | В основном оказывает поддержку ребенку в течение учебного года папа | |
АР В4c | В основном оказывает поддержку ребенку в течение учебного года бабушка | |
АР В4d | В основном оказывает поддержку ребенку в течение учебного года дедушка | |
АР В4e | В основном оказывает поддержку ребенку в течение учебного года няня | |
АР В4f | В основном оказывает поддержку ребенку в течение учебного года родственники | |
АР В18a | В основном будет помогать ребенку готовить уроки мама | |
АР В18b | В основном будет помогать ребенку готовить уроки папа | |
АР В18c | В основном будет помогать ребенку готовить уроки другие родственники | |
АР В18f | Помогать ребенку готовить уроки будет репетитор | |
АР В18g | Другое |
Примечание: КП – карта первоклассника, АР – анкета родителей, В – вопрос.
Эта шкала также демонстрирует установки семьи на поддержку учебной деятельности ребенка.