Линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным
Учитель математики высшей категории
Цапиева Тамара Васильевна
Город Удомля Тверской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Удомельская средняя общеобразовательная школа № 5
С углубленным изучением отдельных предметов»
E-mail: eljvkz88@ mail.ru
Телефон: 89201618411
УРАВНЕНИЯ С ПАРАМЕТРОМ
(методическое пособие для учащихся 7-9 класс)
СОДЕРЖАНИЕ
· Пояснительная записка.
· .Уравнения с параметром, сводящие к линейным.
· .Квадратные уравнения с параметром.
· Применение теоремы Виета и исследование расположения
· корней квадратного уравнения относительно нуля.
· Расположения корней квадратной функции относительно
· заданных точек.
· Решение биквадратных уравнений с параметром.
· Уравнения с параметром, содержащие модуль.
Пояснительная записка.
Решение уравнений с параметрами можно считать деятельностью, близкой по своему характеру к исследовательской. Это обусловлено тем, что выбор метода решения, запись ответа предполагают определенный уровень сформированности умений наблюдать, сравнивать, анализировать, выдвигать и проверять гипотезу, обобщать полученные результаты.
Без сомнения, задачи с параметрами дают развивающий эффект, научный подход к решению задач. И в то же время наша программа не включает в себя этот важный раздел. С этим противоречием я и столкнулась, так как в наших школьных учебниках не содержится теоретического материала о решении заданий с параметрами, всего несколько упражнений, которые идут со звездочкой и не даются систематически. То есть, возникает противоречие между необходимостью увеличить объем информации, включаемый в общеобразовательную программу и возможностью ее усвоения каждым учеником.
Предложенное методическое пособие может быть использовано на уроках математики в 7 - 9 классах.
Решение уравнений с параметром.
В школе первые представления о параметре мы получаем при изучении прямой пропорциональности; линейной функции; линейного уравнения; уравнения первой степени; квадратного уравнения; исследования количества корней квадратного уравнения в зависимости от значений параметра.
Параметр, будучи фиксированным, но неизвестным числом, имеет как бы двойственную природу. Во-первых, предполагаемая известность позволяет «общаться» с параметром как с числом, а во-вторых,- степень свободы общения ограничивается его неизвестностью.
Обычно в уравнении буквами обозначают неизвестные. Решить уравнение– значит найти множество значений неизвестных, удовлетворяющих этому уравнению. Иногда уравнения кроме букв, обозначающих неизвестные, содержат другие буквы, называемые параметрами. Тогда мы имеем дело не с одним, а с бесконечным множеством уравнений. При этом бывает, что при одних значениях параметров уравнение не имеет корней, при других – имеет только один корень, при третьих – два корня. При решении таких уравнений надо сначала найти множество всех допустимых значений параметров, а затем разбить это множество на части, в каждой из которых ответ выражается одной и той же функцией через параметры.
.. Многие учащиеся слабо владеют методами их решения, часто воспринимают параметр как величину известную и проводят соответствующие выкладки без должного анализа различных ситуаций, диктуемых параметром. Отсюда неверные выводы, порою даже парадоксальные. Чтобы избежать этого, необходимо тщательно продумывать каждый шаг решения задачи с параметром, логически обосновывать любое преобразование, в котором участвует параметр.
Если в уравнении , кроме неизвестных, входят числа, обозначенные буквами, то они называются параметрами, а такое уравнение – параметрическим. Решить уравнение, содержащее параметр-это значит для каждого допустимого значения параметра найти множество всех значений данного уравнения.
Линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным.
Рассмотрим уравнение
(1)
где - неизвестная величина, и - параметры уравнения. Достаточно очевиден следующий результат.
Теорема. Если , то уравнение (1) при любом имеет единственное решение если и то уравнение (1) имеет бесчисленное множество решений (именно любое является решением уравнения (1); если и то уравнение (1) не имеет решений (т.е. ).
1). Для каждого допустимого значения параметра решить уравнение
Решение. В данном уравнении допустимыми являются любые значения параметра Уравнение равносильно такому уравнению:
(2)
Используя теорему 1, получаем
а) если то уравнение (2) равносильно уравнению
⟺
б) если то уравнение (3) равносильно уравнению
⟺
в) если и то из (3) следует, что
.
Ответ. Если то
если то если то
2.) Решить уравнение :
Решение. Если не учитывать теории линейных уравнений, то в лучшем случае можно получить ответ , являющийся ошибочным, так как не учтены различные ситуации, связанные с параметром.
Правильный же результат запишется так:
Если то если то
Ответ. Если то если то
3).Решить уравнение:
Решение. Если не принять во внимание, что в данном уравнении параметр может принимать любые значения (в том числе и обращаться в нуль), то можно получит результат который является исчерпывающим лишь при . Если же то уравнение приводится к виду решением которого является любое число
Ответ. Если то если , то
4).Решить и исследовать в зависимости от параметра уравнение:
Решение:
возможны три случая:
а) если , т о уравнение имеет единственное решение
;
б) если , то , а тогда решений нет;
в) то и уравнение имеет бесконечное множество решений .
Ответ: при
при , решения нет;
при .
5). Для каждого допустимого значения параметра решить уравнение
и указать все значения параметра, при которых корни уравнения больше
Решение. В данном уравнении допустимыми являются любые значения параметра При каждом значении параметра уравнение равносильно системе
⟺ (3)
Решим сначала уравнении системы (3); оно линейно и по теореме 1 имеем:
а) если то указанное уравнение равносильно такому уравнению:
⟺ ;
б) если то .
Найдем теперь те значения параметра при которых найденное решение уравнения удовлетворяет неравенствам из (3).
8∙
⟺ ⟺ ⟺
Итак, если то данное уравнение имеет единственный корень
если же или то данное уравнение корней не имеет .
Найдем теперь те значения параметра при которых найденный корень превосходит . Имеем
⟺ ⟺
⟺
Ответ. Если то
если или то
Если то корень больше
6).Решить уравнение.
Решение.
Обозначим , где получим уравнение
Подставим , получим ,
Откуда
то есть
.
Возможны два случая:
а) если т.е. , то решения нет;
в) если т.е. , то ,
значит последнее уравнение имеет бесконечное множество решений .
Однако надо проверить, что следовательно, исходное уравнение имеет решение .
Ответ: при , решений нет
при , то
7).Решить уравнение.
Решение:
Уравнение равносильно системе:
Последнее уравнение перепишем в виде ;
При получаем нет корней.
При получаем единственное решение.
Однако надо проверить, что
Ответ: при нет решения;
при .
8).Решить уравнение. ОДЗ:
Решение:
Упростим уравнение.
,
,
,
,
Последнее уравнение является линейным относительно х, и оно равносильно исходному в ОДЗ заданного уравнения.
1) При уравнение имеет единственное решение
.
Полученное решение входит в ОДЗ, если
Таким образом исходное уравнение имеет единственное решение
при .
2) при линейное уравнение примет вид и, значит, имеет бесконечное множество решений ,
3) при уравнение очевидно решений не имеет.
Ответ: при
при ,
при решений нет.
9).При каком значении а уравнение имеет единственное решение
ОДЗ
Решение:
Упростим уравнение:
Последнее уравнение является линейным относительно х , и оно равносильно исходному в ОДЗ заданного уравнения.
При уравнение имеет единственное решение
Полученное решение входит в ОДЗ, если
ОДЗ
Ответ: при
Задачи для самостоятельного решения:
1). Найти значения параметра m , при которых уравнение
а) имеет единственное решение,
б) не имеет решений,
в) имеет бесконечное множество решений.
Ответ:
a)
б)
в) .
2) При каких значениях параметра а уравнение
имеет единственное решение
Ответ .
3). При каких значениях параметра а уравнение
имеет единственное решение
Ответ
4). При каких значениях параметра а уравнение
имеет единственное решение
Ответ: .