Методические приемы, используемые при обучении решению задач

В связи с тем, что задачи по ныне действующим программам располагаются не по отдельным видам, а вперемешку, большую помощь в формировании умения решать задачи оказывают различные методические приемы. При обучении решению задач используется целый ряд методических приемов:

1. Наиболее универсальный прием - фронтальная беседа. Беседа может использоваться практически на каждом этапе работы над задачей, Она позволяет включить в работу весь класс и оказывает помощь детям в уяснении наиболее существенных моментов в решении задачи.

2. Приемы, объединяемые общим названием "наглядная интерпрета­ция задачи". Под ней понимается использование различных средств, с по­мощью которых ученики уясняют суть содержания задачи. В качестве та­ких средств используются предметные картинки, рисунки учебника или специально приготовленные таблицы (фабричные, самодельные), схемы, чертежи, рисунки, сделанные самими учащимися, краткая запись.

Краткую запись задачи необходимо рассматривать, как одно из средств, которое помогает ученику разобраться в содержании задачи, помогает установить связи, заложенные в условии задачи, найти путь решения задачи.

Задача учителя - научить детей пользоваться этим средством.

3. Сравнение задач и их решений. Чаще всего этот прием использует­ся для рассмотрения сходных в каком-то отношении задач, чтобы пре­дупредить их смешение.

Примеры. Можно предлагать для сравнения задачи 1) и 2), 1) и 3).

1) На клумбе расцвели 8 тюльпанов, а нарциссов на 2 меньше. Сколько нарциссов расцвели на клумбе?

2) На клумбе расцвели 8 тюльпанов, а нарциссов в 2 раза меньше. Сколько нарциссов расцвели на клумбе?

3) На клумбе расцвели 8 тюльпанов, а нарциссов на 2 больше. Сколько нарциссов расцвели на клумбе?

4. Преобразование задач. Этот прием может выражаться:

а) в составлении задачи, обратной данной;

Пример. На полке стояло 5 красных кружек и 3 зеленых. Сколько всего кружек стояло на полке?

Составьте задачу, обратную данной. Сколько обратных задач можно составить?

б) в дополнении задачи недостающими данными;

Пример. На спортивной площадке были мальчики и 5 девочек. Сколько де­тей было на спортивной площадке?

Можно ли ответить на вопрос задачи? (Нет) Дополните условие задачи и решите ее.

в) в изменении какого-то элемента задачи (одного из данных или вопроса);

Пример. Книга стоит 12 рублей, а блокнот на 7 рублей меньше. Сколько стоит блокнот?

Измените, условие задачи так, чтобы задача решалась действием сложения. Измените вопрос задачи так, чтобы задача решалась в два действия.

5. Составление задач учащимися.

а) по краткой записи;

Пример. Составьте задачу по краткой записи.

Было - 7 шт.

Подарили - 2 шт.

Осталось - ?

б) по рисунку, чертежу, таблице;

Пример. Составьте задачу по чертежу.

6 м 2 м

!----------------------!------------!

10 м

в) по вопросу;

Пример. Составьте задачу, в которой надо узнать, на сколько больше времени длятся зимние каникулы, чем осенние?

г) по аналогии;

Пример. В троллейбусе ехали пассажиры. После того, как на остановкевышли 7 пассажиров, в троллейбусе осталось 12 пассажиров. Сколько пассажиров было в троллейбусе? Составьте аналогичную задачу.

д) по решению;

Пример. Составьте задачу, которая решается так: 12 : 3 = 4.

е) на определенное действие.

Пример. Составьте задачу, которая решается действием сложения.

6. Рассмотрение задач с недостающими и лишними данными. Прием способствует воспитанию у детей осознанно и вдумчиво анализировать текст задачи.

1. За два дня ученик прочитал 37 страниц книги. Сколько страниц прочитал ученик во второй день?

2. За три дня ученик прочитал 57 страниц книги. В первый день он прочитал 19 страниц, во второй на 5 страниц больше, чем в первый, а в третий на 5 страниц меньше, чем в первый. Сколько страниц прочитал ученик во второй день, если в третий день он прочитал 14 страниц?

7. В практике работы учителя начальных классов с целью формирования умения решать задачи используются памятки.

Памятка – это краткое описание деятельности учащихся при решении задач. Приведем пример одной из возможных памяток.

1. Читай задачу и представляй себе то, о чем говорится в задаче.

2. Подумай, как сделать краткую запись задачи. Выполни ее.

3. Объясни, что показывает каждое число и назови вопрос задачи.

4. Подумай, какое число получится в ответе: больше или меньше, чем данное число.

5. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что можно узнать сначала, что потом. Составь план решения.

6. Выполни решение.

7. Проверь решение и ответь на вопрос задачи.

8. Подумай, могло ли получиться в ответе число больше или меньше. При каких условиях?

При работе с памяткой учитель должен организовать работу так, чтобы у каждого ученика был ее текст. Затем он добивается ее осмысления, усвоения и умения работать с нею. Вначале учитель при решении задачи показывает, в чем состоит деятельность, соответствующая каждому пункту.

Выглядит это примерно так.

После чтения задачи и повторения ее содержания учитель сообща детям, что они работали по первому пункту памятки, и предлагает детям зачитать ее. Также поступает с другими пунктами. Некоторое время спустя учитель дает задание работать по определенным пунктам памятки (Работаем по первому пункту. Что мы делаем? и т.д.). И, наконец, учащиеся начинают работать с памяткой самостоятельно.

Наши рекомендации