Методика проведения консультаций по курсовому проектированию
Курсовой проект по дисциплине предусмотрен учебным планом в VI семестре, должен быть выполнен за 12 недель и защищен за 2 недели до начала летней экзаменационной сессии. Исходя из этих требований, составлен рабочий график выполнения студентами курсового проекта, который, как показывает опыт, выдерживается большинством студентов Учебным планом предусмотрено при курсовом проектировании на одну подгруппу 2 часа консультаций по расписанию и по часа дополнительных еженедельных консультаций, проводимых вне расписания. Кафедра определяет дни дополнительных консультаций, обычно в начале и конце недели (вторник, пятница). Посещение дополнительных консультаций для студентов, не выполняющих график курсового проектирования, является обязательным. Остальные студенты посещают эти консультации по желанию. Преподаватель ведет учет проведения плановых и дополнительных консультаций в журнале индивидуальной работы со студентами, отмечая по каждому студенту процент выполнения проекта, выставляет еженедельно оценку его работы над заданием за неделю, приводит дату вызова студента на дополнительную консультацию и определяет меры воздействия для отстающих студентов. Применяемые кафедрой меры воздействия на студентов, без уважительной причины не выполняющих график работы над проектом, следующие:
· вызов на ближайшую дополнительную консультацию, беседа с лектором курса ДМ;
· беседа с куратором группы;
· вызов на заседание кафедры ОКММ для определения причин отставания, необходимой помощи студенту и установления сроков ликвидации задолженности;
· вызов на УВК факультета;
· вызов в деканат по представлению кафедры ОКММ;
· сообщение родителям студента о его отношении к учебе;
· вызов на заседание выпускающей кафедры;
· привлечение к воздействию на студента общественных организаций и т.п.
Первая консультация по расписанию в начале семестра разбивается на две части. Сначала студенты делятся на подгруппы, затем преподаватель знакомит студентов с назначением, содержанием, объемом курсового проекта, с требованиями кафедры к студентам при выполнении проекта, графиком выполнения проекта, методикой работы над проектом, необходимой литературой. Эта часть консультации занимает 20…30 минут. Затем начинается индивидуальная консультация, при участии всех студентов подгруппы, рассматривается задание каждого студента, анализируется расчетная часть, выполненная в осеннем семестре, рекомендуются схемы, указываются аналогичные конструкции, выдается задание на неделю с записью в тетради студентов. Ведение отдельной тетради по курсовому проекту каждым студентом обязательно.
Последующие консультации проводятся по определенной схеме с изменениями, вносимыми каждым преподавателем в зависимости от состава подгруппы студентов, их общей подготовки, собственного опыта.
На кафедре сложилась следующая схема проведения консультаций:
· после звонка преподавателем отмечаются присутствующие студенты и выясняются причины, по которым отсутствуют отдельные студенты (1-2 мин);
· дается вводная часть, общая для всех студентов, в которой преподаватель напоминает, что нужно было сделать за время, прошедшее с прошлой консультации, коротко рассказывает, как нужно было это сделать, какую литературу использовать (до 3 мин);
· указывается задание на следующий (обычно недельный) срок проектирования, при этом подробно рассказывается методика;
· рекомендуется литература, рисуются схемы, примеры. Преподаватель следит, чтобы все студенты активно работали, заносили заметки в тетрадь, больше чертили. Необходимо учить студентов «думать руками», т.е. заставлять чертить варианты конструктивных решений, вырабатывая у них навыки проектанта, конструктора, подчеркивать гармоничность, красоту, целесообразность конструктивных решений, пропорциональность элементов чертежа, рисунка. Иногда задание на следующий недельный срок целесообразно выдать в конце консультации (10 мин);
· проводится индивидуальная консультация студентов. Обычно преподаватель выбирает порядок консультации по списку студентов. При этом следует чередовать порядок консультации студентов, например на одной консультации – с начала списка, на следующей - с конца, затем - с середины и т.д. Это позволяет уделять студентам примерно одинаковое время. При индивидуальной консультации важно не подсказывать технические решение, а подводить студента к поиску и принятию самостоятельного решения, учить их анализировать варианты. Интерес у студентов вызывает общий обмен мнениями по конкретным вопросам проектирования, взятым из проекта консультирующегося студента. Нужно следить, чтобы всем студентам было интересно и полезно участвовать в консультации. Для этого в некоторых случаях студентам, которые уже проконсультировались или ждущим своей очереди, целесообразно дать индивидуальные задания с проверкой их выполнения в конце консультации. Это позволяет эффективно использовать время, отведенное для консультации;
· в конце консультации еще раз напоминаются задания, сроки их выполнения, указываются студенты, которые должны явиться на дополнительную консультацию (3 мин).
Дополнительные консультации строятся на основе индивидуальной работы со студентами. Важно, чтобы студенты полезно использовали время консультации. Поэтому перед началом индивидуальной работы иногда целесообразно быстро просмотреть материалы каждого студента и дать им конкретное задание, подключаясь к его выполнению, когда подходит очередь на индивидуальную консультацию студента.
Время, отводимое каждому студенту на консультацию, определяет при этом преподаватель, учитывая объем работы, отношение студента к работе над проектом, подготовку студента.
Важно, чтобы все студенты активно работали 2 часа, отведенные на консультацию. Преподаватель постоянно следит за временем, распределяя его примерно поровну между студентами (5…7 минут на студента). Студенты, имеющие слабую подготовку, должны быть под особым контролем преподавателя. Их чаще следует вызывать на дополнительную консультацию, в некоторых случаях подсказывать им технические решения, даже иногда рисовать варианты конструкции в их тетрадях и на черновиках (60…70 мин).
Важное значение при проведении консультаций по курсовому проектированию имеет ведение учета работы студента и преподавателя. Каждый преподаватель ведет журнал индивидуальной работы со студентами, где отмечает посещаемость, процент выполнения проекта, оценку работы за неделю, вызовы на дополнительную консультацию и явку на нее, меры воздействия на отстающих студентов. При защите проекта должна учитываться работа студента над проектом в течение семестра.