Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма.

Расчетно-графическая работа состоит из двух задач и охватывают две основные разделы дисциплины: первая задача «Структурный анализ и кинематика рычажных механизмов», вторая задача «Динамика рычажных механизмов». Все графические построения строятся в масштабе на миллиметровке. Под масштабом в ТММ понимается как отношение действительного значения физической величины в свойственных ей единицах измерения (система СИ) к отрезку (в мм), изображающему её на чертеже. Такое понятие позволяет изображать в виде отрезков на чертеже любые параметры (линейные размеры, скорости, ускорения, силы и др.).

Задача структурного анализа заключается в определении числа и вида подвижных звеньев, числа и вида кинематических пар, в разбивке механизма на группы Асура.

Задачами кинематического анализа являются:

1. Построение плана положений механизма.

2. Определение положений звеньев и траекторий движения точек этих звеньев.

3. Определение угловых скоростей звеньев и линейных скоростей их точек.

4. Определение угловых ускорений звеньев и линейных ускорений их точек.

Исходные данные для обеих задач приведены в таблицах 1 и 2, схемы рычажных механизмов в приложении 1.Варианты схем механизмов выбираются из приложения 1 по последней цифре шифра студента, а вариант числовых данных по последней цифре шифра из таблиц 1 и 2.

1.Решение задачи начинают с определения числа степеней подвижности механизма по формуле Чебышева для плоских механизмов:

W = 3п'-2 p5 - p4,

где n'- число подвижных звеньев;

p5 - количество кинематических пар V класса;

p4-количество кинематических пар IV класса

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Рисунок 1- Кинематическая схема кривошипно-кулисного механизма

2. Затем нужно определить вид структурной группы (Ассура), присоединенной к начальному звену механизма, так как для каждого вида разработана своя методика кинематического и силового расчета.

2. План положений механизма.

Планом положений механизма называют чертеж, построенный в масштабе Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru , представляющий собой ряд последовательных положений звеньев механизма, соответствующий полному циклу его движения. Непрерывные линии, соединяющие на плане последовательные положения одноименных точек, дают траектории движений этих точек.

3. Планом скоростей (ускорений) механизма называют чертеж, построенный в масштабе Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru , на котором скорости (ускорения) различных точек изображены в виде векторов показывающих направления и величины этих скоростей (ускорений) в данный момент времени. На плане абсолютные скорости (ускорения) изображаются векторами, выходящими из полюса плана р (π). На конце вектора ставится строчная буква, соответствующая той точке механизма, которой данный вектор изображает. Отрезок, соединяющий концы векторов абсолютных скоростей, представляет co6oй вектор относительной скорости соответствующих точек.

Рассмотрим построение плана скоростей.

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru


Рисунок 2- План скоростей

1) Рассмотрим построение плана скоростей для механизма представленного на рисунке 2. Кроме всех линейных размеров по условию задачи должна быть задана угловая скорость ведущего звена ω1 =const. Если задается частота вращения [n, об/мин], то ω1 = Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru . Поэтому скорость точки А определяется по формуле

VA = ω1∙lOA. При этом Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru и направлена в сторону, соответствующую направлению угловой скорости звена ω1. Для присоединенной к начальному механизму выберем коэффициент масштабности Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru группе Ассура II класса 3 вида определим скорость точки В2 (точка В2 принадлежит направляющему звену и совпадает с шарниром ползуна В). Для этого составим два векторных уравнения:

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru (1)

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru (2)

Построение плана скоростей ведется в такой последовательности: по векторным уравнениям (1) и (2) от полюса р откладывается отрезок ра, изображающий в масштабе скорость точки А (ра = Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru ). Затем из точки, а проводим направление относительной скорости Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru – линию перпендикулярную звену АС. Переходим к построению решения второго векторного уравнения из полюса р откладываем скорость точки В равную нулю

(принадлежит стойке), т.е. точку в смещаем с точкой р. После этого из точки в проводим прямую до пересечения с перпендикулярной прямой к звену АВ и получаем искомую точку в2.

Изобразим векторный отрезок соединяющий точку полюса р с в2. Вектор

рв2 является вектором абсолютной скорости точки В2.

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Скорость точки С определим из подобия, т.к. точки А ,В и С принадлежат одному и тому же звену:

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Точку с откладываем на плане скоростей в продолжении звена АВ от точки в2. соединим точку полюса р с точкой с векторно и вычислим значение абсолютной скорости т.С :

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Скорость т. Е определяется аналогично из подобия, т.к. принадлежит одному и тому же звену:

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Отложим отрезок ае в мм. Соединим векторно точку полюса р с точкой е и вычислим абсолютную скорость точки:

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru , где Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru и Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru – значения в масштабе. Скорость точки К нельзя определить используя условие подобия, т.к. точка принадлежит третьему звену. На 3 звене известна скорость только одной точки В (VB=0). Поэтому составим векторное уравнение: Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru , Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Скорость точки Д определим через скорость т.Е. Для этого составим векторное уравнение:

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Далее определим положения центров масс S на плане скоростей и соединив векторно вычислим их абсолютные значения скоростей с точкой полюса

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru .

2) Построение плана ускорений ведется в такой же последовательности.

Для определения ускорения точки В2 запишем два векторных уравнения:

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru ,

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru (направлено от точки А к точке О). Нормальное ускорение: Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru - (направлено от точки В2 к точке А).

Касательное ускорение: Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru , направленно перпендикулярно Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru значение определить не можем, т.к. не известно Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru (принадлежит к стойке).

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Рисунок 3 План ускорений механизма

Ускорение Кориолиса по модулю равно:

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru .

для определения его направления необходимо вектор скорости Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru на плане скоростей повернуть в сторону вращения АВ. После нахождения точки в2 на плане ускорений можно определить угловое ускорение второго звена ( Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru ).

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Релятивистское ускорение направлено вдоль направляющей ползуна, т.е.параллельно звену АВ:

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Точка пересечения с тангенсальным и релятивистским ускорениями будет являться ускорением точки В2. Соединим векторно точку полюса π с точкой в 2 и вычислим абсолютное ускорение точки.

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Для определения ускорений точек С и Е применим подобие (см. план скоростей)

Определим ускорение точки К:

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Так как все слагаемые известны по направлениям и значениям ( Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru ; Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru второго уравнения не требуется.

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Определим ускорение точки Д:

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru (направлено от точки Д к точке Е)

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru (направлено перпендикулярно к нормальному ускорению)

Соединим точку полюса π с точкой д .Определим абсолютное ускорение точки Д:

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Далее определим положения центров масс (S) из подобия, соединив векторно с точкой полюса, вычислим их абсолютные ускорения.

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

2. При выполнении силового расчета по методу Н.Е. Бруевича используют принцип кинетостатики: если ко всем внешним действующим на звенья механизма силам добавить силы инерции и моменты сил инерций, то механизм будет находиться в состоянии статического равновесия. Силовой расчет проводится по группам Ассура, начиная с наиболее отдалённой структурной группы (в случае, если их несколько) от начального механизма. Заканчивается решение расчетом кривошипа, входящего начальный механизм, для которого определяют уравновешивающий момент.

Некоторые свойства планов скоростей и ускорений.

  1. Отрезки, изображающие на плане абсолютные скорости и ускорения выходят из полюсов.
  2. Отрезки, соединяющие концы векторов абсолютных скоростей (ускорений) - есть относительные скорости (ускорения) и направлены всегда к той букве, которая в индексе стоит первой.
  3. Фигуры, образованные точками звена, подобны фигурам, образованным соответствующими точками на плане. Поэтому, если известны скорости и ускорения двух точек звена, то можно определить скорость и ускорение любой другой точки этого же звена.
  4. Имея план скоростей можно определить условие скорости любого звена. Для этого относительную скорость одной точки относительно другой точки этого же звена необходимо разделить на расстояние между этими точками:

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

  1. Имея план ускорений можно определить угловое ускорение звеньев механизма. Для этого тангенциальную составляющую относительного ускорения между двумя точками разделить на расстояние между ними:

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

3) Силовой расчет методом планов рассмотрим на примере механизма, рассмотренного в предыдущей задаче. Силу инерции звеньев ( Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru ) необходимо направить противоположно направлениям центрам масс звеньев. Инерционные моменты ( Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru где Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru - момент инерции масс звена 1 относительно центральной оси), направляются против угловых ускорений ( Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru .

Для того чтобы механизм находился в равновесии под воздействием всех сил к ведущему звену должен быть приложен уравновешивающий момент или уравновешивающая сила.

Силовой расчет следует начинать с группы Ассура, присоединенной к механизму при его образовании в последнюю очередь. В данном примере от механизма может быть отделена только одна группа. Это структурная группа II класса 3 вида. Группу Ассура начертим отдельно в масштабе (рисунок 4).

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru = м/мм

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Рисунок 4 Силовой расчет для группы Ассура 2 класса 3 вида.

При этом в кинематических парах А и В прикладываем реакции R12 и R43, которые неизвестны ни по величине, ни по направлению. Одну из реакций (например, R12) разложим на две составляющих: Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru , направленную перпендикулярно линии АВ, и Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru , направленную параллельно линии АВ. Затем составляем следующие уравнения равновесия.

1) Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru определим Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru .

2) Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru определим Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru , Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru .

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Рисунок 5 План сил

3) Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru определим h32.

4) Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru определим R43.

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

При решении уравнения (1) плечи h измеряем на чертеже в мм и умножаем на коэффициент масштабности μl .

При построении плана сил по уравнению (2) вначале проводим направление неизвестной по величине реакции Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru , а затем, с любой точки на этой прямой, откладываем вектора согласно уравнению (2). Направление последней реакции Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru проводим с конца предпоследнего слагаемого Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru , до пересечения с направлением Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru . Для определения модулей неизвестных реакций полученные вектора умножаем на масштаб плана сил. Решая уравнения (3) находим точку приложения реакции R32 в поступательной паре. При этом плечи h и h' по уравнениям (1) и (3) отличается, т.к. моменты составлены относительно разных точек "B" и "А". Решая уравнение (4) реакции Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru , определяем и по величине и по направлению (при этом необходимо помнить что Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru ).

В заключение проводим силовой расчет ведущего звена 1:

1) Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru ;

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Рисунок 6 Кинетостатика ведущего звена

2) Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Рисунок 7 План сил

Вариант схемы механизмов выбирается по предпоследней цифре шифра студента, а вариант числовых данных – по последней цифре шифра.

ЗАДАЧИ 1 И 2

Варианты схем механизмов выбираются из рисунков 1, 2, 3, а числовые данные и соотношения звеньев – из таблиц 1 и 2

Таблица 1

  Варианты схемы   Обозначения                      
  0, 2, 5,   ОА, м 0,1 0,14 0,18 0,2 0,25 0,12 0,16 0,2 0,22 0,24
Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru , рад/с
Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru , град
Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru , кг
Мпс, Н∙м 20,0 25,0 30,0 35,0 40,0 22,0 28,0 32,0 36.0 45,0
  1, 3, 4,   ОА, м 0,1 0,14 0,18 0,2 0,25 0,12 0,16 0,2 0,22 0,24
Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru , рад/с
Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru , град
Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru , кг
Fпс, Н∙м
  8, ОА, м 0,2 0,22 0,25 0,28 0,3 0,35 0,4 0,24 0,32 0,36
Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru , рад/с
Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru , град
Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru , кг
Мпс, Н∙м
Примечания: 1. Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru - угол поворота ведущего звена ОА от оси х в сторону угловой скорости Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru ; 2. Fпс – сила полезного сопротивления. Направить против скорости точки приложения; 3. Мпс – момент сил полезных сопротивлений. Направить против угловой скорости звена приложения.

Таблица 2

Варианты схем     Соотношение параметров звеньев
ОВ=1,8∙ОА; ВС=3∙ОА; АК=0,5∙ОА; BS3=0,5∙ВС; AS2=0,3∙AK;m2=m1; m3=3∙m1; Is3=0,1∙m3∙BC2;Is2=0,2∙Is3
ОВ=1,5∙ОА; ВС=2,8∙ОА; BC=0,8∙ОА; AK=0,6∙OA; BS3=0,4∙ВD; AS2=0,3∙AK; m2=0,8∙m1; m3=3,2∙m1; Is3=0,12∙m1∙BD2;Is2=0,3∙Is3
ВC1,6∙ОА; ВС=2,2∙ОА; AE=KE=0,8∙ОА; BD=0,5∙OA; ES2=0,4∙ED; CS3=0,5∙BC; m2=3∙m1; m3=2∙m1; Is2=0, 15∙m2∙BE2;Is3=0,1∙m3∙BC2.
AВ=2∙ОА; AС=ОА; KC=0,6∙ОА; BS2=0,6∙ВC; m2=2,8∙m1; m3=3,2∙m1; Is3=0,12∙m1∙BC2.
AВ=1,8∙ОА; BС=0,5∙ОА; AD=KD=0,7∙ОА; AS2=0,5∙AВ; CS3=0,4∙BC; m2=2,2∙m1; m3=m1; Is3=0,15∙m2∙AB2; Is3=0,4∙Is2.
a=0,5∙OA; в=2∙OA; BC=0,6∙OA; AD=3,6∙OA; AE=KE=0,8∙OA; ES2=0,5∙ED; BS3=0,3∙BC; m2=2,2∙m1; m3=m1; Is3=0,12∙m2∙ED2; Is3=0,25∙Is2
OВ=1,5∙ОА; AС=2,8∙ОА; AK=1,2∙ОА; BD=0,6∙OA; KS2=0,5∙KC; BS3=0,4∙BD; m2=3∙m1; m3=m1; Is3=0,1∙m2∙KC2; Is3=0,3∙Is2.
OВ=2∙ОА; AС=3,2∙ОА; AD=KD=0,6∙ОА; AS2=0,5∙AC; m2=2,5∙m1; m3=1,5∙m1; Is3=0,15∙m2∙AC2; Is3=0,2∙Is2.
OC=0,2∙ОА; BС=0,8∙ОА; KB=0,3∙ОА; BS2=0,4∙KB; BS3=0,5∙BC; m2=0, 8∙m1; m3=2∙m1; Is3=0, 1∙m3∙BC2; Is3=0,3∙Is2.
OD=0,3∙ОА; СD=0,4∙ОА; CB=0,2∙ОА; ED=0,1∙OA; BS2=S2K=0,4∙BC; CS3=0,5∙CE; m2=0, 6∙m1; m3=1,5∙m1; Is3=0,12∙m3∙CE2; Is2=0,25∙Is3.

Примечание – центр масс звена ОА во всех вариантах OS1= 0,5∙ОА

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(обязательное)

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(обязательное)

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

(обязательное)

Кинематическое и силовое исследование рычажного механизма. - student2.ru

Рекомендуемая литература:

  1. Артоболевский И.И., Эдельштеин Б.В. Сборник задач по теории механизмов и машин. – М.: Наука, 1973. – 256 с.
  2. Иосилевич Г.Б., Строганов Г.Б., Маслов Г.С. Прикладная механика: Учеб. для вузов – М.: Высшая школа,1989. – 351 с.
  3. Степин П.С. Сопротивление материалов. Учебник. М.: Высшая школа,

1989. – 366 с.

  1. Улитин Н.С., Першин А.Н., Лаунберг Л.В. Сборник задач по технической механике – М.: Высшая школа,1978. – 398 с.

Наши рекомендации