Качественные и количественные результаты экспериментальной работы, статистическая обработка результатов исследования.
Метод № 1.
Наблюдение, объектом, которого является ориентация в пространстве школы:
Артём. Недостаточно хорошо ориентируется в пространстве школы. Самостоятельно может найти столовую, спортивный зал, гардероб, актовый зал и библиотеку. Не может найти классы по труду и музыке. Степень адаптации: средняя.
Иван. Достаточно хорошо ориентируется в пространстве школы. Может самостоятельно найти столовую, спортивный зал, гардероб, библиотеку, актовый зал, классы по музыке и труду. Степень адаптации: лёгкая.
Константин. Недостаточно хорошо ориентируется в пространстве школы. Может самостоятельно найти спортивный зал, столовую, гардероб, библиотеку и актовый зал. Не может найти классы по музыке и труду. Степень адаптации: средняя.
Наблюдение, объектом которого является социальное поведение в школе:
Артём. Во время уроков шумит (сам отвлекается и отвлекает одноклассников от занятий разговорами, играми и другими посторонними делами); рисует на партах; при выяснении отношений с другими учащимися применяет физическую силу; к учителю обращается на «Ты»; отказывается дежурить в классе; отказывается помогать учителю, когда он его о чём-либо просит; выкрикивает с места, не поднимая при этом руки; на переменах садится на подоконник и бегает по лестницам; опаздывает на уроки, не объясняя при этом причины; небрежно относится как к своему, так и к имуществу своих одноклассников; очень часто забывает приносить с собой сменную обувь; иногда забывает приносить с собой на уроки учебники, тетради по тому или иному предмету. Не выбегает из класса без разрешения учителя, когда звенит звонок, не пропускает уроки, не предъявляя при этом медицинской справки; при входе учителя в класс, встаёт. Степень адаптации: тяжёлая.
Иван. Во время уроков шумит (сам отвлекается и отвлекает одноклассников от занятий разговорами, играми и другими посторонними делами); при выяснении отношений с другими учащимися применяет физическую силу; на переменах садится на подоконник и бегает по лестницам; очень часто забывает приносить с собой сменную обувь; иногда забывает приносить с собой на уроки учебники, тетради по тому или иному предмету. Не рисует на партах; не выбегает из класса без разрешения учителя, когда звенит звонок, не пропускает уроки; не обращается к учителю на «Ты»; не отказывается дежурить в классе; не отказывается помогать учителю, когда он его об этом просит; при входе учителя в класс, встаёт; не выкрикивает с места, не поднимая при этом руки; не опаздывает на уроки; хорошо относится как к своему, так и к имуществу своих одноклассников. Степень адаптации: средняя.
Константин. Во время уроков шумит (сам отвлекается и отвлекает одноклассников от занятий разговорами, играми и другими посторонними делами); рисует на партах; при выяснении отношений с другими учащимися применяет физическую силу; отказывается помогать учителю, когда он его о чём-либо просит; на переменах садится на подоконник и бегает по лестницам; опаздывает на уроки, не объясняя при этом причины; небрежно относится как к своему, так и к имуществу своих одноклассников; очень часто забывает приносить с собой сменную обувь; иногда забывает приносить с собой на уроки учебники, тетради по тому или иному предмету. Не выбегает из класса без разрешения учителя, когда звенит звонок; не пропускает уроки, без предъявления медицинской справки; не обращается к учителю на «Ты»; не отказывается дежурить в классе; при входе учителя в класс, встаёт; не выкрикивает с места. Степень адаптации: тяжёлая.
Метод № 2.
Беседа с ребёнком на тему ориентации в пространстве школы:
Артём. Не испытывает трудностей в ориентации пространства школы. Самостоятельно может найти столовую, спортивный зал, гардероб, актовый зал, библиотеку, классы по труду и по музыке. Степень адаптации: лёгкая.
Иван. Достаточно хорошо ориентируется в пространстве школы. Может самостоятельно найти столовую, спортивный зал, гардероб, библиотеку, актовый зал, классы по музыке и труду. Степень адаптации: лёгкая.
Константин. Ориентируется в пространстве школы. Может самостоятельно найти спортивный зал, столовую, гардероб, библиотеку, актовый зал, классы по музыке и труду. Степень адаптации: лёгкая.
Беседа с ребёнком на тему отношения к школе, учебному процессу и урокам:
Артём. Испытывает трудности в выполнении школьных заданий; ему не нравится учиться; не расстраивается, когда у него, что-либо не получается, не задаёт учителю вопросы, если ему, что-либо непонятно; разговаривает на уроках; не испытывает интерес к урокам. Степень адаптации: тяжёлая.
Иван. Испытывает трудности в выполнении школьных заданий; ему нравится учиться, но он не расстраивается, когда у него, что-либо не получается; он не задаёт вопросы учителю, если ему, что-либо непонятно в выполнении заданий; не всегда испытывает интерес к урокам. Он не разговаривает на уроках и внимательно слушает учителя. Степень адаптации: средняя.
Константин. Легко и быстро выполняет школьные задания; ему не нравится учиться; он не расстраивается, когда у него, что-либо не получается; он не задаёт учителю вопросы, если, что-либо непонятно, разговаривает на уроках; не испытывает интерес к урокам. Степень адаптации: тяжёлая.
Беседа с учителем на тему учебной деятельности школьника:
Артём. Не всегда справляется с большинством школьных заданий; не расстраивается, когда у него, что-либо не получается; не задаёт вопросы, если ему, что-либо непонятно в заданиях; новые материалы усваивает трудно; на уроках слушает невнимательно, отвлекается; не работает на уроках. Степень адаптации: тяжёлая.
Иван. Справляется не со всеми школьными заданиями; расстраивается, когда у него, что-либо не получается; не задаёт вопросы, если ему, что-либо непонятно в выполнении заданий; не всегда быстро усваивает новый материал; на уроках невнимателен, отвлекается; активность на уроках не проявляет. Степень адаптации: средняя.
Константин. Не всегда справляется с большинством школьных заданий; не расстраивается, когда у него, что-либо не получается; не задаёт вопросы, если ему, что-либо непонятно в заданиях; новые материалы усваивает трудно; на уроках слушает невнимательно, отвлекается; не работает на уроках. Степень адаптации: тяжёлая.
Метод № 3.
Социометрическая методика:
Артём. Ни одного положительного выбора; три отрицательных выбора; два взаимных выбора. Статус ребёнка в классе – игнорируемый. Следовательно, у Артёма имеются два друга, с которыми у него наиболее хорошие отношения. Остальные одноклассники негативно настроены по отношению к Артёму. Степень адаптации: тяжёлая.
Иван. Шесть положительных выборов; четыре отрицательных выбора; три взаимных выбора; Статус ребёнка в классе – предпочитаемый. Следовательно, у Ивана три друга в классе, с которыми он очень хорошо общается. Шесть ребят положительно настроены к Ивану, а четыре – испытывают к нему негатив. Степень адаптации: средняя.
Константин. Ни одного положительного выбора; два отрицательных выбора; один взаимный выбор. Статус ребёнка в классе – игнорируемый. Следовательно, у Кости имеется один друг, с которым он наиболее часто и хорошо общается. Остальные одноклассники негативно относятся к Косте. Степень адаптации: тяжёлая.
Метод № 4.
Анкетирование ребёнка:
Артём. Позиция «согласен» – хотел бы ты другого учителя; водит ли вас учитель в театры, на экскурсии. Позиция «скорее не согласен» – учитель помогает мне с заданиями; мне нравится наш классный руководитель; помогает ли тебе учитель разобраться в ссоре с одноклассниками; разъясняет ли учитель, как готовить домашние задания; помогает ли тебе учитель, если ты, что-либо не понял. Позиция «не согласен» – мне нравится помогать учителю, когда ему надо, что-либо сделать; если я пропустил школу, то учитель интересуется, что случилось; я тоже ему нравлюсь; стараешься ли ты вести себя так, чтобы учителя тебя похвалили; обращаешься ли ты к учителю, если тебе, что-либо непонятно; интересно ли тебе на уроках. Степень адаптации: тяжёлая.
Иван. Позиция «согласен» – учитель помогает мне с заданиями; если я пропустил школу, то учитель интересуется, что случилось; мне нравится наш классный руководитель; помогает ли тебе учитель разобраться в ссоре с одноклассниками; водит ли вас учитель в театры, на экскурсии; стараешься ли ты вести себя так, чтобы учителя тебя похвалили; обращаешься ли ты к учителю, если тебе, что-либо непонятно. Позиция «скорее не согласен» – мне нравится помогать учителю, когда ему надо, что-либо сделать; я тоже ему нравлюсь; разъясняет ли учитель, как готовить домашние задания; интересно ли тебе на уроках. Позиция «не согласен» – хотел бы ты другого учителя. Степень адаптации: лёгкая.
Константин. Позиция «согласен» – хотел бы ты другого учителя; водит ли вас учитель в театры, на экскурсии. Позиция «скорее не согласен» – мне нравится наш классный руководитель; помогает ли тебе учитель разобраться в ссоре с одноклассниками. Позиция «не согласен» – учитель помогает мне с заданиями; мне нравится помогать учителю, когда ему надо, что-либо сделать; если я пропустил школу, то учитель интересуется, что случилось; я тоже ему нравлюсь; разъясняет ли учитель, как готовить домашние задания; стараешься ли ты вести себя так, чтобы учителя тебя похвалили; обращаешься ли ты к учителю, если тебе, что-либо непонятно; интересно ли тебе на уроках; помогает ли тебе учитель, если ты, что-либо не понял. Степень адаптации: тяжёлая.
Метод № 5.
Анализ учебной успеваемости:
Артём. Испытывает трудности в таких учебных предметах, как: математика, чтение, письмо, окружающий мир, труд, изобразительная деятельность. Не испытывает трудностей по физической культуре. Степень адаптации: тяжёлая.
Иван. Не испытывает трудностей по окружающему миру, физической культуре, труду, изобразительной деятельности. Испытывает трудности по математике, чтению, письму. Степень адаптации: средняя.
Константин. Испытывает трудности в таких учебных предметах, как: математика, чтение, письмо, окружающий мир, труд, изобразительная деятельность. Не испытывает трудностей по физической культуре. Степень адаптации: тяжёлая.
Таким образом, выбранная нами гипотеза подтвердилась. У детей-сирот наиболее часто встречается тяжёлая степень социальной адаптации к условиям общеобразовательной школы. Об этом свидетельствуют проведённые нами методы с тремя детьми-сиротами начальной школы, благодаря которым мы узнали, что у одного ребёнка средняя степень адаптации, а у двоих детей тяжёлая степень социальной адаптации.
Таблица № 2