Самостоятельная работа №1. Статистическая обработка результатов экспериментального исследования с помощью параметрического критерия Стьюдента

Методология и методы научного исследования».

Самостоятельная работа №1. Статистическая обработка результатов экспериментального исследования с помощью параметрического критерия Стьюдента - student2.ru

Методика Стьюдента используется после тестирования в тех случаях, когда результаты представлены в абсолютных значениях. Её нельзя использовать после использования метода шкалирования полученных результатов.

Суть методики кратко сводится к сопоставлению значений Т фактического, определяемого по специальной формуле и значений статистики Т Стьюдента, найденного в соответствующей таблице. При равенстве значений или превышении Т фактического над Т Стьюдента разница в среднеарифметических значениях измеряемого признака считается статистически достоверной, а эффективность предлагаемой методики (методов, приемов, методических средств, методических условий) доказанной.

Самостоятельная работа №1. Статистическая обработка результатов экспериментального исследования с помощью параметрического критерия Стьюдента - student2.ru Конкретная профессиональная ситуация. Тестирование 25 детей экспериментального и 24 детей контрольного первых классов МБОУ №7 г. Ржева показало, что среднеарифметические значения показателей развития образной памяти у детей экспериментального и контрольного классов на заключительном, контрольном этапе экспериментальной работы были следующие:

Варианты среднеарифметических значений, предлагаемые студентам Экспериментальная группа _ Хэксп.= Контрольная группа _ Хконтр.=
А 0,94 0,68
Б 0,86 0,50
В 0,77 0,36
Г 0,95 0,44
Д 0,70 0,34
Е 0,89 0,50
Ё 0,84 0,37
Ж 0,79 0,39
З 0,74 0,32
И 0,69 0,29
К 0,72 0,24
Л 0,93 0,53
М 0,90 0,49
Н 0,87 0,39
О 0,68 0,27
П 0,75 0,32
Р 0,71 0,30
Т 0,88 0,48
У 0,86 0,49
Ф 0,85 0,38
Х 0,83 0,36
Ш 0,87 0,41
Щ 0,86 0,43
Э 0,69 0,31
Ю 0,74 0,42
Я 0,82 0,38

Самостоятельная работа №1. Статистическая обработка результатов экспериментального исследования с помощью параметрического критерия Стьюдента - student2.ru Определите, достоверна ли разница между среднеарифметическими значениями показателей развития образной памяти у детей экспериментального и контрольного классов образовательного учреждения. Можно ли говорить об эффективности методических приемов и средств, использованных на формирующем этапе эксперимента, для развития образной памяти у первоклассников?

Самостоятельная работа №1. Статистическая обработка результатов экспериментального исследования с помощью параметрического критерия Стьюдента - student2.ru Информация для сведения.

Таблица значений Т Стьюдента при уровне значимости Р=0,01 и Р=0,05 для различного числа степеней свободы.

Число степеней свободы (df) Тst при Р=0,01 Тst при Р=0,05
63,66 12,71
9,93 4,30
5,84 3,18
4,60 2,78
4,03 2,57
3,71 2,45
3,50 2,37
3,36 2,30
3,25 2,26
3,17 2,23
3,11 2,20
3,06 2,18
3,01 2,16
2,98 2,14
2,95 2,13
2,92 2,12
2,90 2,11
2,88 2,10
2,86 2,09
2,85 2,09
2,83 2,08
2,82 2,07
2,81 2,07
2,80 2,06
2,79 2,06
2,78 2,06
2,77 2,05
2,76 2,05
2,76 2,05
2,75 2,04
2,70 2,02
2,66 2,0
2,62 1,98
¥ 2,58 1,96

«Методический сундучок». Самостоятельная работа №1. Статистическая обработка результатов экспериментального исследования с помощью параметрического критерия Стьюдента - student2.ru

Воспитатель-исследователь поставил задачу экспериментально доказать влияние выявленных им и теоретически обоснованных методических условий на степень развития логического мышления у детей старшей группы ДОУ.

На контрольном этапе экспериментальной работы с помощью тестирования по методике «Третий лишний» была обнаружена разница в среднеарифметических значениях показателей развития логического мышления у детей старшей экспериментальной и контрольной групп ДОУ: 0,96 и 0,70 соответственно.

«Для того, чтобы определить достоверна ли разница между среднеарифметическими значениями показателей развития логического мышления у детей старшей экспериментальной и контрольной групп ДОУ, а значит доказать эффективность выявленных методических условий, воспользуемся параметрическим критерием Стьюдента.

Методика Стьюдента требует перевода среднеарифметических значений в проценты:

_

Хэксп. = 0,96 P эксп.. =96%

_

Х контр. = 0,70 P контр. =70%

n экспер. = 21(число детей в экспериментально группе)

n контр. = 22 (число детей в контрольной группе)

По формуле найдем Тфакт.:

Тфакт.= Самостоятельная работа №1. Статистическая обработка результатов экспериментального исследования с помощью параметрического критерия Стьюдента - student2.ru = Самостоятельная работа №1. Статистическая обработка результатов экспериментального исследования с помощью параметрического критерия Стьюдента - student2.ru =

= Самостоятельная работа №1. Статистическая обработка результатов экспериментального исследования с помощью параметрического критерия Стьюдента - student2.ru Самостоятельная работа №1. Статистическая обработка результатов экспериментального исследования с помощью параметрического критерия Стьюдента - student2.ru = Самостоятельная работа №1. Статистическая обработка результатов экспериментального исследования с помощью параметрического критерия Стьюдента - student2.ru = Самостоятельная работа №1. Статистическая обработка результатов экспериментального исследования с помощью параметрического критерия Стьюдента - student2.ru = Самостоятельная работа №1. Статистическая обработка результатов экспериментального исследования с помощью параметрического критерия Стьюдента - student2.ru =2,5

Для нахождения Т табличного (Т табл.) или Т Стьюдента (Тst) находим сначала число степеней свободы (df) по формуле:

 
 
Df == (n эксп. + n контр.) – 2

Следовательно, df=(nэ+ nк)-2= (21+22) –2= 41

Самостоятельная работа №1. Статистическая обработка результатов экспериментального исследования с помощью параметрического критерия Стьюдента - student2.ru Самостоятельная работа №1. Статистическая обработка результатов экспериментального исследования с помощью параметрического критерия Стьюдента - student2.ru Далее работаем с таблицей «Критические значения Т Стьюдента».

Самостоятельная работа №1. Статистическая обработка результатов экспериментального исследования с помощью параметрического критерия Стьюдента - student2.ru По таблице находим значение Тst, при уровне значимости P=0,01: при df=41 Ттабл=2,02.

Итак, Тфакт. больше Ттабл., а именно 2,5 больше 2,02. На этом основании делаем вывод о статистической достоверности разницы между среднеарифметическими значениями показателей развития логического мышления у детей старшей экспериментальной и контрольной групп ДОУ при уровне значимости Р=0,01, или гарантированной вероятности 99%.

Тем самым, можно считать экспериментально доказанным влияние (эффективность) выявленных методических условий на повышение степени развития логического мышления у детей старшей группы ДОУ».

Наши рекомендации