Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений

М К Э

Лекция 1. Метод Галёркина

Об ортогональности функций

Пусть Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru ‑ область изменения Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru , а Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru ‑ функции, определенные в Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru . Через Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru обозначим класс этих функций.

а) Если Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru . Обозначение: Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru .

б) Пусть Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru ‑ полная в Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru система базисных функций. Тогда любая функция Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru представима в виде разложения по базису

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru ,

где коэффициенты Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru определяются однозначно. Базисные функции линейно независимы, т.е. из равенства Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru следует, что все коэффициенты Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru равны нулю. Но тогда и Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru . Итак, если функция ортогональна системе базисных функций, то она тождественно равна нулю.

Метод взвешенных невязок

Рассмотрим уравнение

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru . (1.1)

Пусть Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru ‑ приближение к решению Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru уравнения (1). Обозначим через

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru (1.2)

невязку уравнения (1) на этом приближенном решении. Пусть, далее, Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru ‑ система базисных функций. Тогда можно записать

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru .

Чтобы найти коэффициенты Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru , потребуем, чтобы невязка Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru была ортогональна некоторой системе весовых функций Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru , т.е.

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru (1.3)

Метод Галеркина

Галеркин использовал базисные функции вместо весовых, что приводит к следующей системе линейных уравнений относительно искомых коэффициентов разложения Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru

или

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru (1.4)

Замечание. В конечномерном пространстве Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru , и система уравнений (4) становится конечной.

Пример применения метода Галеркина.

Решим задачу

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru (1.5)

Точное решение этой задачи очевидно: Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru . Выберем систему базисных функций

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru (1.6)

и запишем решение в виде разложения по базису,

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru . (1.7)

В разложении (7) искомыми являются коффициенты Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru . Полагая Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru , находим Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru . Пусть Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru , тогда осталось найти Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru . Подставим (7) в (5) и вычислим невязку

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru .

Потребуем Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru . Получим систему уравнений

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru

Вычислим интегралы и получим

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru

Решение этой системы таково: Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru , а приближенное решение (7) задачи (5) есть парабола

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru .

График этой функции в сравнении с точным решением Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru показан на рисунке

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru

Базисные функции с кончным носителем

До сих пор мы рассматривали базисные функции, определенные всюду в Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru . Часто такой выбор неудобен; напимер при выборе Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru при большом Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru получаются полиномы высокого порядка, что затрудняет вычисления. В МКЭ обычно применяют базисные функции с конечным носителем, который связан с триангуляцией области, т.е. с ее сеточным разбиением на конечные элементы. Рассмотрим простейший пример равномерной сетки на отрезке Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru с узлами Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru Для каждого узла определим т.н. пирамидальную базисную функцию

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru (1.8)

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru

Заметим, что

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru (1.9)

Поэтому, во-первых, такая система базисных функций линейно-независима, а во-вторых, коэффициенты разложения (7) любой функции по этому базису будут равны значениям функции в узлах сетки, Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru .

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений

Пусть Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru ‑ дифференциальный оператор, и требуется решить задачу Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru . Умножим это уравнение на произвольную пробную функцию Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru и проинтегрируем по области Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru . Получим

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru (2.1)

Это уравнение должно выполняться Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru . Оно называется слабой формой исходного дифференциального уравнения. Идейно слабая форма (2.1) связана с подходом Галеркина или методом взвешенных невязок, поскольку может быть представлена в виде

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru .

Часто при записи обобщенных формулировок задач вместот интегралов используют эквивалентный символ скалярного произведения:

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru (2.2)

Чтобы получить из (2.1) или (2.2) систему уравнений для узловых значений, достаточно

1) провести триангуляцию области;

2) выбрать ассоциированную с триангуляцией конечную систему базисных функций, обладающую свойством (9);

3) записать метод Галеркина ( Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru )

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru (2.3)

или

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru (2.4)

Пример использования базисных функций с конечным носителем.

Решим задачу теплопроводности

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru . (2.5)

Точное решение задачи (2.5) Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru . Введем сетку

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru ;

выберем пирамидальные базисные функции (1.8) и подсчитаем их производные:

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru (2.6)

Используя представление приближенного решения

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru (2.7)

и граничные условия в точках Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru и Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru , получаем

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru

Таким образом, осталось найти коэффициент Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru . Для этого достаточно определить вторую строку системы уравнений (2.4), а именно коэффициенты Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru . Непосредственное применение формул (2.4) для вычисления Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru невозможно, поскольку предполагает вычисления вторых производных от линейных базисных функций (2.6). Это отражает очевидный факт, что линейные функции не могут служить базисом в классе дважды дифференцируемых функций, которому принадлежит решение исходной дифференциальной задачи. Однако если ослабить требование гладкости, то с помощью формулы интегрирования по частям можно записать

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru (2.8)

В правую часть формулы (2.8) теперь входят лишь первые производные базисных функций, которые определены в (2.6). При этом, несмотря на то, что производные терпят разрыв в узлах сетки, можно вычислить

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru (2.9)

Заметим, что для интересующих нас коэффициентов Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru подстановка в правой части (2.9) равна нулю, т.к. Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru . Окончательно при Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru получим формулу

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru (2.10)

Подставляя в (2.10) нужные значения производных из (2.6), найдем Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru , Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru , Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru . Правая часть уравнения вычисляется интегрированием

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru .

Итак, второе уравнение системы уравнений для определения коэффициентов разложения имеет вид

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru . (2.11)

Нетрудно видеть, что уравнение (2.11) совпадает с конечно-разностной аппроксимацией исходного уравнения в центральном узле сетки.

Ранее с помощью граничных условий было установлено, что Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru , так что из (2.11) легко найти Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru . Окончательно приближенное решение задачи методом Галёркина имеет вид

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru .

На рисунке показан график этой функции в сравнении с точным решением Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru .

Лекция 2. Слабая (обобщенная) форма постановки краевых задач для дифференциальных уранений - student2.ru

Наши рекомендации