Исходные данные к статическому расчету
Гусеничной машины
Перечень подлежащих определению величин:
- координаты центра масс машины;
- координаты центра давления;
- среднее, максимальное и минимальное давление;
- размеры ядра сечения;
- деформации несущего основания.
Таблица 1П
Значения исходных данных
№ пп | Наименование | Обозначение | Единица измерения | Значение |
1. | Масса гусеничного хода | кг | ||
2. | Координаты центра масс гусеничного хода | м | ||
3. | Масса двигателя | кг | ||
4. | Координаты центра масс двигателя | м | ||
5. | Масса металлической конструкции | кг | ||
6. | Координаты центра масс металлической конструкции | м | ||
7. | Масса ковшовой рамы | кг | ||
8. | Координаты центра масс ковшовой рамы | м | ||
Продолжение табл. 1П | ||||
9. | Угол продольного крена | град. | ||
10. | Угол поперечного крена | град. | ||
11. | Угол наклона ковшовой рамы | град. | ||
12. | Усилие со стороны массива на ковшовую раму | Н | ||
13. | Координаты точки приложения усилия | м | ||
14. | Длина опорной поверхности гусениц | м | ||
15. | Ширина гусениц | м | ||
16. | Колея гусеничного хода | м | ||
17. | Модуль Юнга грунта | кПа |
Расчетная схема
Рис. 1П
Таблица 2П
Варианты задания № 1
№ пп | Обозначение | Ед. измерения | В а р и а н т | ||||||
1. | кг | ||||||||
2. | , , | м | 0,1; 0,3; 0,6 | -0,1; 0,4; 0,5 | 0,2; 0,2; 0,4 | -0,2; 0,3; 0,6 | 0,3; 0,4; 0,5 | 0,1; 0,4; 0,7 | 0,3; 0,2; 0,9 |
3. | кг | ||||||||
4. | , , | м | -0,3; 1,6; 1,2 | -0,2; 1,7; 1,3 | 0; 1,5; 1,1 | -0,2; 1,8; 1,4 | 0,3; 1,5; 1,2 | -0,3; 1,4; 1,4 | -0,5; 1,7; 1,3 |
5. | кг | ||||||||
6. | , , | м | -0,2; -0,6; 0,7 | 0,2; -0,5; 0,7 | -0,3; -0,4; 0,6 | 0,4; -0,4; 0,8 | -0,3; 0,4; 1,0 | 0,4; 0,6; 0,8 | -0,3; 0,5; 0,9 |
7. | кг | ||||||||
Продолжение табл. 2П | |||||||||
8. | , , | м | 0; -2,6; 0,7 | 0; -2,4; 0,5 | 0; -2,5; 0,8 | 0; -2,7; 0,7 | 0,3; -2,5; 0,5 | 0; -2,7; 0,3 | 0; -2,7; -0,1 |
9. | град. | ||||||||
10. | град. | ||||||||
11. | град. | ||||||||
12. | Н | ||||||||
13. | , | м | -3,0; -1,0 | -2,8; -1,1 | -2,7; -1,2 | -3,0; -1,5 | -2,8; -1,2 | -2,9; -1,0 | -3,0; -1,2 |
14. | м | 5,1 | 5,0 | 4,8 | 5,2 | 4,5 | 4,8 | 5,1 | |
15. | м | 0,9 | 0,8 | 0,8 | 0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,9 | |
16. | м | 4,1 | 4,0 | 3,8 | 4,2 | 3,6 | 3,7 | 4,0 | |
17. | кПа |
Продолжение табл. 2П
Варианты задания № 1
№ пп | Обозначение | Ед. измерения | В а р и а н т | ||||||
1. | кг | ||||||||
2. | , , | м | 0,4; 0,3; 1,0 | -0,3; -0,4; 0,8 | 0,2; 0,4; 0,8 | 0,2; 0,4; 0,5 | 0,3; 0,3; 0,7 | 0,1; 0,5; 1,1 | 0,2; 0,5; 0,7 |
3. | кг | ||||||||
4. | , , | м | 0,5; 1,4; 1,6 | -0,2; 1,5; 1,2 | 0,3; 1,4; 1,0 | -0,3; 1,7; 1,5 | -0,5; 1,7; 1,3 | 0,5; 1,5; 1,4 | -0,3; 1,7; 1,4 |
5. | кг | ||||||||
6. | , , | м | 0,5; -0,4; 1,2 | 0,3; 0,5; 0,7 | -0,3; -0,4; 0,8 | -0,3; -0,6; 0,9 | 0,5; 0,6; 0,8 | -0,4; 0,6; 0,9 | -0,3; 0,5; 0,9 |
7. | кг | ||||||||
Продолжение табл. 2П | |||||||||
8. | , , | м | 0; -2,8; 0,3 | 0; -2,5; | 0; -2,6; 0,6 | 0; -2,9; 0,3 | 0; -2,5; 0,2 | 0; -2,6; 0,8 | 0; -2,9; -0,4 |
9. | град. | ||||||||
10. | град. | ||||||||
11. | град. | ||||||||
12. | Н | ||||||||
13. | , | м | -3,2; -1,0 | -2,9; -1,4 | -2,8; -1,2 | -3,2; -1,2 | -2,9; -1,2 | -2,9; -1,0 | -3,1; -1,2 |
14. | м | 4,9 | 4,7 | 4,85 | 5,2 | 5,0 | 4,0 | 4,2 | |
15. | м | 0,9 | 0,8 | 0,8 | 0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,8 | |
16. | м | 3,8 | 3,9 | 3,6 | 4,0 | 3,8 | 3,5 | 3,6 | |
17. | кПа |
Продолжение табл. 2П
Варианты задания № 1
№ пп | Обозначение | Ед. измерения | В а р и а н т | ||||||
1. | кг | ||||||||
2. | , , | м | -0,1; 0,4; 0,5 | 0,2; 0,2; 0,4 | -0,2; 0,3; 0,7 | 0,1; 0,4; 0,67 | 0,3; 0,2; 0,9 | 0,2; 0,4; 0,8 | 0,3; 0,3; 0,7 |
3. | кг | ||||||||
4. | , , | м | -0,2; 1,8; 1,4 | 0,3; 1,5; 1,2 | -0,3; 1,4; 1,4 | 0,5; 1,4; 1,6 | 0,5; 1,3; 1,5 | 0,4; 1,5; 1,5 | 0,3; 1,47; 1,0 |
5. | кг | ||||||||
6. | , , | м | 0,4; 0,6; 0,8 | -0,3; 0,5; 0,9 | 0,5; 0,4; 1,2 | 0,3; 0,5; 0,7 | 0,3; 0,5; 0,7 | 0,4; 0,6; 0,8 | -0,3; 0,5; 0,9 |
7. | кг | ||||||||
Продолжение табл. 2П | |||||||||
8. | , , | м | 0; -2,8; 0,3 | 0; -2,5; | 0; -2,6; 0,6 | 0; -2,5; | 0; -2,9; 0,3 | 0,3; -2,5; 0,5 | 0; -2,5; -0,3 |
9. | град. | ||||||||
10. | град. | ||||||||
11. | град. | ||||||||
12. | Н | ||||||||
13. | , | м | -2,9; -1,2 | -3,0; -1,2 | -3,2; -1,2 | -3,0; -1,3 | -3,0; -1,1 | -2,7; -1,2 | -3,0; -1,3 |
14. | м | 4,0 | 5,1 | 4,7 | 5,1 | 4,8 | 5,0 | 4,0 | |
15. | м | 0,6 | 0,5 | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,9 | 0,7 | |
16. | м | 3,2 | 3,5 | 3,8 | 4,0 | 3,5 | 4,0 | 3,5 | |
17. | кПа |
ПРИМЕР РАСЧЕТА
1. В соответствии с исходными данными составляем расчетную таблицу 1.1 и схему точек приложения центров масс составных частей машины (рис. 1П).
Таблица 1.1
Данные для вычисления координат центра масс машины
№ п/п | Наименование | Обозначение | Масса , кг | Координаты, м | ||
1. | Гусеничный ход | 0,4 | 0,3 | 1,0 | ||
2. | Двигатель | -0,2 | 1,5 | 1,3 | ||
3. | Металлоконструкция | 0,3 | -0,5 | 1,0 | ||
4. | Ковшовая рама | -2,8 | 0,4 | |||
5. | Масса машины и координаты центра масс | 0,19 | -0,17 | 0,95 |
2. Координаты центра масс машины (формулы 1.1):
м;
м;
м.
Полученные значения координат точки С записываем в табл. 1.1 и наносим ее на расчетную схему (рис. 1П).
3. Составляем схему к определению координат и центра давления D (рис. 1.2).
4. Проекции силы тяжести на оси (формулы 1.18):
Н;
Н;
Н.
5. Проекции усилия со стороны массива на ковшовую раму:
Н;
Н;
6. Проекции равнодействующей внешних сил (формулы 1.19):
Н;
Н;
Н.
7. Моменты равнодействующей относительно осей и (формулы 1.20), в которые проекции сил и подставляются со знаком «+», а их координаты – с учетом знака:
8. Координаты центра давления (формулы 1.6):
м; м.
9. Среднее давление машины на грунт (формула 1.10)
Па.
10. Моменты сопротивления и опорной площади для двухопорных гусениц, жестко соединенных с рамой машин (формулы 1.12):
м3;
м3.
11. Максимальное и минимальное давления на грунт (формулы 1.11):
Па;
Па.
12. Размеры ядра сечения соответственно (формулы 1.14-1.16):
м;
м.
13. По вычисленным координатам предельных точек ядра сечения строим ромб, который является ядром сечения двухопорного гусеничного хода, и наносим на полученную схему (рис. 1.5) координаты центра давления .
Если в результате расчетов оказалось, что , то это означает, что опорная площадь гусениц машины используется для передачи давления на грунт не полностью (рис. 1.4) и центр давления расположен за пределами ядра сечения. В рассматриваемом случае .
14. Средняя, наибольшая и наименьшая деформации грунта (формулы 1.17):
м;
м;
м.
Таким образом, центр масс многоковшового экскаватора расположен в точке С с координатами = 0,19 м; = −0,17 м и = 0,95 м; центр давления D имеет координаты = 0,20 м и = −0,25 м и не выходит за пределы ядра сечения, ограниченного ромбом с координатами вершин 1,66 м и 0,88 м. Наибольшее и наименьшее давления на грунт соответственно равны = 25,1 кПа и = 10,7 кПа, при этом деформации грунта не превышают допустимой и составляют = 0,097 м, = 0,042 м и = 0,07 м.
Приложение 2