Данные к расчету прибыли, тыс.руб

Показатель Сумма
1. Плановый объем продаж · по отпускным ценам предприятия · по полной себестоимости  
2. Прочие доходы · от прочей реализации · арендные платежи Поступления в возмещение причиненных предприятию убытков Курсовые разницы · доходы по ценным бумагам · доходы от долевого участия в деятельности других предприятий
3. Прочие расходы по прочей реализации Амортизация и обслуживание имущества, сданного в аренду · курсовые разницы · налог на имущество · налог на рекламу

Первый шаг. Рассчитаем прибыль от продажи (реализации) продукции.

Прибыль = Выручка – Себестоимость=313516-197764=115752 тыс. руб.

Второй шаг. Подсчитаем прибыль (убыток) планируемого года:

Прибыль (убыток)=Прибыль от продажи+Прочие доходы – Прочие расходы=115752+(500+800+200+2500+610+510)-(89+200+1700+500+100)=120083 тыс. руб.

Составим расчет прибыли организации за 20ХХ год, тыс. руб.:

Показатель Сумма
1. Плановый объем продаж · по отпускным ценам предприятия · по полной себестоимости  
2. Прибыль (убыток) от продажи
3.Прочие доходы · от прочей реализации · арендные платежи Поступления в возмещение причиненных предприятию убытков Курсовые разницы · доходы по ценным бумагам · доходы от долевого участия в деятельности других предприятий
4. Прочие расходы по прочей реализации Амортизация и обслуживание имущества, сданного в аренду · курсовые разницы · налог на имущество · налог на рекламу
5. Прибыль (убыток) планируемого года

Достоинство метода прямого счета заключается в том, что все расчеты прибыли построены на прямом подсчете себестоимости продукции и выручки от ее реализации по всему ассортименту выпускаемой продукции. Метод нетрудоемкий и используется при составлении перспективных планов развития предприятий, поскольку исходной базой является весь объем товарной продукции (сравнимой и несравнимой).

Недостатки данного метода:

· на предприятиях, выпускающих широкий ассортимент продукции, плановые и отчетные калькуляции себестоимости составляются лишь по важнейшим изделиям или представителям групп изделий, по остальной продукции применяются расчетные показатели, что снижает точность подсчета размера плановой прибыли; при большой номенклатуре выпускаемой продукции проверка правильности расчета прибыли от ее реализации очень трудоемка.

· в современных условиях хозяйствования метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменился уровень цен, инфляции и прочих параметров макроэкономического окружения предприятия. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли.

2. Аналитический метод.

Этот метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции. Применяется при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости.

При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность Ро:

Ро = По / СТП * 100 %,где

По – ожидаемая прибыль (расчет ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);

СТП – полная себестоимость товарной продукции базисного года.

Расчет ведется в определенной последовательности.

1. С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базисной себестоимости.

2. Рассчитывается изменение (+, -) себестоимости продукции в планируемом году.

3. Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сорт­ности продукции. Такие расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве, сортности.

4. После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижения) цены.

5. Влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на этапе 1, и последующих этапов.

6. Далее учитывается изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и на конец планируемого периода.

После выполнения расчетов по всем шести этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.

Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.

Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.

После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли от реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.

Планирование прибыли на основе предельных издержек и предельного дохода (метод маржинального анализа).

Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль.

Следует подробно изучить методы планирования прибыли. Для коммерческих организаций (предприятий) очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Здесь нужно использовать метод операционного рычага. Используя этот метод можно установить точку безубыточности, т.е. объем выручки, при котором организация полностью покроет свои затраты, не получая ни прибыли, ни убытка.

затраты, выручка

           
   
Выручка от реализации
 
Затраты, выручка
  Данные к расчету прибыли, тыс.руб - student2.ru
 
 

Данные к расчету прибыли, тыс.руб - student2.ru

Совокупные затраты
Точка критического объема производства
Зона прибыли

Данные к расчету прибыли, тыс.руб - student2.ru

       
  Данные к расчету прибыли, тыс.руб - student2.ru
   
Постоянные издержки
 

Переменные затраты

Зона убытков
Данные к расчету прибыли, тыс.руб - student2.ru Данные к расчету прибыли, тыс.руб - student2.ru

Данные к расчету прибыли, тыс.руб - student2.ru

Рис. 5.4.1.Определение точки безубыточности

Для коммерческихорганизаций (предприятий) очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует определить критический объем реализации, при котором коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы не получая прибыль, но и без убытка. Увеличение объема продаж сверх критического объема реализации приносит предприятию прибыль. Объем реализации ниже критического приносит предприятию убытки. С помощью теории «точки безубыточности» рассчитывают эффект операционного рычага — изменение прибыли при изменении объема реализации. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие этого эффекта связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И, наоборот, при росте объема продаж доля постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается:

Сила воздействия операционного рычага = Маржинальная прибыль / Прибыль.

Зная сумму выручки в точке безубыточности, можно определить запас финансовой прочности:

Зп = В факт. – В крит. / В факт. * 100 % .

Чем выше запас прочности, тем лучше. Если предприятие будет вынуждено снижать объемы производства, то снижение менее чем на величину Зп все же будет приносить предпри­ятию прибыль, более чем на величину Зп — приведет к убытку.

Пример.

Наши рекомендации