Лист 1.1. Группа геометрических тел
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА
Методические рекомендации
по изучению дисциплины и выполнению
контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений,
обеспечивающих получение среднего специального образования
по специальности 2-70 02 01
«Промышленное и гражданское строительство»
БОБРУЙСК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В подготовке специалистов со средним специальным техническим образованием большую роль играет дисциплина «Инженерная графика». В процессе ее изучения учащиеся должны выработать навыки чертежной работы, овладеть техникой черчения, развить пространственное мышление. Учащиеся должны уметь свободно читать и выполнять чертежи согласно стандартам.
Цель данной методической разработки - помочь учащемуся-заочнику изучить дисциплину «Инженерная графика». Она содержит общие методические рекомендации по изучению дисциплины, список рекомендуемой литературы, программу, рекомендации по выполнению чертежей, задания контрольных работ и методические указания по их выполнению.
Программа дисциплины предусматривает изучение основ геометрического черчения, начертательной геометрии, строительного и машиностроительного черчения, а также приобретение практических навыков выполнения чертежей в соответствии с Государственными стандартами.
Цель изучения дисциплины «Инженерная графика»- формирование знаний и навыков выполнения и чтения чертежей с использованием технических и нормативных справочно-правовых актов
Задача дисциплины – формирование навыков работы с чертёжными инструментами, изучение приёмов геометрических построений, основных положений начертательной геометрии, правила и условности в чертежах, установленные Государственными стандартами (ГОСТ) - Единой системой конструкторской документации (ЕСКД) и Системой проектной документации для строительства (СПДС).
Весь учебный материал программы разделен на три задания. После изучения каждого из них выполняется контрольная работа. Контрольная работа №1 и контрольная работа №2 выполняются в сроки, установленные учебным планом.
Вариант определяется двумя последними цифрами шифра учащегося, согласно табл. 1.
Например: для учащегося, имеющего шифр 8543 номер варианта 43. Задания, которые он должен выполнять находим в табл. 1 в клетке на пересечении строки 4 со столбцом 3, т.е. вариант графических работ будет 1.
Таблица 1. Варианты заданий
Предпоследняя цифра шифра | Последняя цифра шифра | |||||||||
Программный материал нужно изучать в следующей последовательности:
1. Ознакомиться с общими методическими рекомендациями и содержанием рабочей программы дисциплины.
2. Изучить материал по темам задания, пользуясь учебником. Изучить
государственные стандарты, относящиеся к данным темам.
3. Приступить к выполнению контрольной работы. Для этого ознакомиться с
содержанием контрольной работы и образцами выполнения листов, определить свой
вариант, выполнить чертежи по своему варианту, оформить их в соответствии с методическими указаниями.
4. Если при изучении материала возникают затруднения, следует обратиться за консультацией в учреждение образования
Чертежи контрольных работ нужно сброшюровать в альбом формата А3 (297 х 420) с обложкой в виде листа чертежной бумаги того же формата. На обложке учащийся указывает фамилию, имя и отчество (полностью), отделение (или специальность), курс и номер учебной группы, шифр, номер варианта, дату выполнения работы и свой почтовый адрес (Приложение5). Альбом высылается в учреждение образования на рецензирование. Упаковка «трубкой» не допускается. Работа высылается в полном комплекте. Присланные на рецензирование отдельные листы не засчитываются. Работа, выполненная не по своему варианту, не засчитывается.
В правом нижнем углу на каждом чертеже выполняется вплотную к линии рамки основная надпись.
|
Рис 1.1
Выполнив контрольную работу, учащийся сдаёт её на рецензию. Получив положительную рецензию, учащийся допускается к защите работы. Незачтённая графическая работа выполняется вновь или исправляется и высылается на повторную рецензию в полном объёме. Указания рецензента, сделанные на чертеже, стирать не разрешается.
К защите работы допускаются учащиеся, выполнившие все графические работы и упражнения в рабочей тетради.
При защите контрольной работы преподаватель опрашивает учащегося по всем выполненным работам, а затем предлагает выполнить контрольное задание, которое включает элементы всех выполненных заданий.
При защите контрольной работы обращается внимание на качество графического оформления чертежей, правильное их понимание (чтение), развитие пространственного представления, знание соответствующих стандартов.
В период лабораторно-экзаменационных сессий в ходе практических занятий по дисциплине «Инженерная графика» учащиеся должны выполнить определённый объём графических работ в присутствии преподавателя.
При отсутствии домашних контрольных работ к выполнению итоговой контрольной работы учащийся не допускается. В случае утери работа выполняется повторно.
Для работы над чертежами нужно иметь: чертежную доску с рейсшиной или чертежным прибором (размер доски 1000 х 650), угольники, готовальню, набор лекал, чертежные карандаши разной твердости (2Т, Т. ТМ, М) для построения и обводки чертежей, кнопки, резинки, чертежную бумагу формата 297 х 420 (10-12 листов), писчую бумагу в клетку для эскизов (размер 297 х 420).
Примерный тематический план
Раздел, тема | Количество учебных часов | ||||
Всего по дневной форме обучения | Заочная форма обучения | ||||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | Самостоятельная работа учащихся | ||
Введение | |||||
Раздел I. Графическое оформление чертежей | |||||
1.1. Форматы, линии чертежа, надписи | |||||
1.2. Вычерчивание контуров технических деталей | |||||
Раздел II. Основы начертательной геометрии | |||||
2.1. Точка и прямая | |||||
2.2. Плоскость | |||||
2.3 Поверхности и тела | |||||
2.4 Аксонометрические проекции | |||||
2.5 Способы преобразования проекции | |||||
2.6. Пересечение геометрических тел плоскостями | |||||
2.7. Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел | |||||
Раздел III. Основы технического черчения | |||||
3.1. Виды, разрезы, сечения | |||||
Раздел V. Строительное черчение | |||||
5.1. Общие сведения о строительных чертежах | |||||
5.2. Условные графические обозначения и изображения на строительных чертежах | |||||
5.3. Чертежи планов, разрезов, фасадов | |||||
Раздел VI. Чертежи и схемы | |||||
6.1. Чертежи строительных конструкций | |||||
6.2. Чертежи генеральных планов | |||||
Раздел IV. Техническое рисование | |||||
4.1. Рисунки плоских фигур и геометрических тел | |||||
Раздел III. Основы технического черчения (продолжение) 3.2. Изображение и обозначение резьб | |||||
3.3. Эскизы и чертежи деталей | |||||
3.4. Сборочный чертеж. Деталирование сборочного чертежа | |||||
Обязательная контрольная работа | |||||
ИТОГО | |||||
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Короев Ю.И. Черчение для строителей. – М.; Высш. шк., 1982
2. Брилинг Н.С. Черчение. – М.; Стройиздат, 1989
3. Анисимов А.Ф., Кузнецов Н.С., Кириллов А.Ф. Черчение и рисование. – М.; Стройиздат, 1983
4. Боголюбов С.К. Черчение. – М.; Высш. шк., 1989
5. Боголюбов С.К. Индивидуальные занятия по курсу черчения. – М.; Высш. шк.,
6. Брилинг Н.С., Евсеев Ю.П. Задания по черчению для строительных специальностей техникумов. – М.; Стройиздат, 1980
7. Брилинг Н.С., Балягин С.Н., Симонин С.И. Справочник по строительному черчению. – М.; Стройиздат, 1987
8. Базенков Т.Н. Житенева Н.С. Кондратчик Н.И. Шумская Л.П. «Строительное черчение», Мн.; Амалфея, 2000г.
9. Миронов Б.Г., Миронова Р.С., Пяткина Д.А., Пузиков А.А., «Инженерная и компьютерная графика», М.: Высшая школа, 2006г.
Стандарты
ГОСТ 2.001-93. ЕСКД: Общие положения
ГОСТ 2.002-72. ЕСКД: Требования к моделям, макетам и темплетам, применяемым при проектировании
ГОСТ 2.101-68. ЕСКД: Виды изделий
ГОСТ 2.102-68. ЕСКД: Виды и комплектность конструкторских документов
ГОСТ 2.104-68. ЕСКД: Основные надписи
ГОСТ 2.105-95. ЕСКД: Общие требования к текстовым документам
ГОСТ 2.106-96. ЕСКД: Текстовые документы.
ГОСТ 2.108-68. ЕСКД: Спецификации
ГОСТ 2.109-73. ЕСКД: Основные требования к чертежам
ГОСТ 2.113-75. ЕСКД: Групповые и базовые конструкторские документы
ГОСТ 2.119-73. ЕСКД: Эскизный проект
ГОСТ 2.120-73. ЕСКД: Технический проект
ГОСТ 2.301-68. ЕСКД: Форматы
ГОСТ 2.302-68. ЕСКД: Масштабы
ГОСТ 2.303-68. ЕСКД: Линии
ГОСТ 2.304-81. ЕСКД: Шрифты чертежные
ГОСТ 2.305-68. ЕСКД: Изображения-виды, разрезы, сечения
ГОСТ 2.306-68. ЕСКД: Обозначения графические материалов и правила их нанесения на чертежах
ГОСТ 2.307-68. ЕСКД: Нанесение размеров и предельных отклонений
ГОСТ 2.309-73. ЕСКД: Обозначение шероховатости поверхности
ГОСТ 2.311-68. ЕСКД: Изображение резьбы
ГОСТ 2.312-72. ЕСКД: Условные изображения и обозначения швов сварных соединений
ГОСТ 2.313-82. ЕСКД: Условные изображения и обозначения неразъемных соединений
ГОСТ 2.315-68. ЕСКД: Изображения упрощенные и условные крепежных деталей
ГОСТ 2.316-68. ЕСКД: Правила нанесения на чертежах надписей, технических требований и таблиц
ГОСТ 2.317-69. ЕСКД: Аксонометрические проекции
ГОСТ 2.320-82. ЕСКД: Правила нанесения размеров, допусков и посадок конусов
ГОСТ 2.410-68. ЕСКД: Правила выполнения чертежей металлических конструкций
ГОСТ 2.411-72. ЕСКД: Правила выполнения труб и трубопроводов
ГОСТ 2.101-93. СПДС: Основные требования к рабочей документации
ГОСТ 2.201-93. СПДС: Условные графические обозначения и изображения элементов генеральных планов и сооружений транспорта
ГОСТ 2.105-93. СПДС: Условные обозначения элементов санитарно-технических систем
ГОСТ 2.501-93. СПДС: Правила выполнения архитектурно-строительных рабочих чертежей
ГОСТ 23009-78. СПДС: Конструкции и изделия бетонные и железобетонные сборные. Условные обозначения (марки)
ГОСТ 26047-83. СПДС: Конструкции строительные стальные. Условные обозначения (марки)
ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел, тема | Требования к знаниям и умениям | Литература | Вопросы и задания для самоконтроля |
Введение | Высказывает общее суждение о дисциплине и её значении | [1] 6-7 | 1.Цели и задачи дисциплины 2.Значение дисциплины в систе-ме подготовки специалистов |
РАЗДЕЛ I. Графическое оформление чертежей 1.1. Форматы. Масштабы. Линии чертежей. Шрифты | Объясняет обозначение форматов, использует ГОСТы ЕСКД Объясняет масштабы. Владеет приемами вычерчивания конструкций букв и цифр. | ГОСТ 2.301-68. ЕСКД: Форматы ГОСТ 2.302-68. ЕСКД: Масштабы ГОСТ 2.303-68. ЕСКД: Линии ГОСТ 2.304-81. ЕСКД: Шриф- ты чертёжные | 1.Назвать размер формата А1. 2. Назвать размер формата А3. 3. Что означает М 1:2? 4. Что означает М 2:1? 5. Что означает М 1:1? 6.Какая высота прописных букв при размере шрифта 10? 7.Какая высота строчных букв при размере шрифта 10? 8 . Выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6.2 стр 45 приложение 6.3 стр 46 приложение 6.4 стр 47) 9.Выполнить титульный лист для альбома чертежей (Приложение 5.1. стр. 38) |
1.2. Правила вычерчивания контуров деталей | Выполняет построение правильных многоугольников (треугольников, шестиуголь-ников, пятиугольников). Выполняет деление прямой на равные части Владеет навыками построе-ния основных видов сопряжения. Владеет навыками построе-ния лекальных кривых, пользования лекалом. | [1] 19-32 | 1. Что понимаем под сопряжением? 2. Какие необходимо сделать дополнительные построения для выполнения сопряжения? 3. Какая кривая называется лекальной кривой? 4. . Выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6.4 стр. 48 приложение 6.5 стр. 49) |
Раздел II. Основы начертательной геометрии 2.1. Точка и прямая | Владеет навыками построе-ния проекций точек. Владеет навыками построе-ния проекций отрезка прямой линии, линий частного положения, построения точки на прямой, определения взаимного положения прямой и точки, двух прямых. | [1] 33-36 | 1. Что значит спроецировать точку на плоскость? 2. Построить эпюр горизонтали. 3. Построить эпюр фронтали. 4. Назовите проецирующие линии. Постройте проекции проецирующих линий 5.Выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6.6 стр. 50) |
2.2.Плоскость | Задаёт различными способами плоскости на чертеже, положение плоскости относительно плоскостей проекций. Выполняет построение главных линий плоскости Определяет взаимное положение точек, прямых, плоскостей. | [1] 35-36 | 1.Что называют следом плоскости? 2. Начертите эпюр фронтальной плоскости, заданной следами. 3. Начертите эпюр горизонталь-ной плоскости, заданной следами. 4. Начертите эпюр фронтально-проецирующей плоскости, |
заданной следами. 5. Начертите эпюр горизонтально-проецирующей плоскости, заданной следами. 6. Выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6.7. стр. 50 приложение 6.8. стр. 51) | |||
2.3.Поверх-ности и тела | Использует знания о геометрических телах, выполняет построение их проекции в ортогональных плоскостях и точки на их поверхности. | [1] 37-40 | 2.Выполнить чертёж трёх проекций группы геометрических тел с нанесением размеров и точек на поверхности тел. (точки задаются преподавателем) Лист 1.1 Контрольная работа №1 |
2.4.Аксонометрические проекции | Использует знания о видах аксонометрических проекций плоских и объемных фигур и точек на их поверхности для построения аксонометрических проекций плоских и объемных фигур и точек на их поверхности. | 1] 41-46 [1] 59-71 | 1.. Выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6.10.) 1.Выполнить аксонометрию группы геометрических тел, выполненных на листе 1.1 Лист 1.2 Контрольная работа №1 |
2.5. Способы преобразований проекций | Определяет действительную величину отрезков прямых, плоских фигур способом замены плоскостей проекций. Определяет действительную величину отрезков прямых, плоских фигур способом вращения. | 1. Выполнить построение натуральной величины фигуры сечения | |
2.6.Пересечение поверхностей геометрических тел плоскос-тями. Построение разверток | Выполняет построение проекций усеченных многогранников, тел вращения, натуральную величину фигуры сечения, развертку. | [1] 43-47 | 1.. Выполнить упражнения в рабочей тетради ( приложение 6.11.1 приложение 6.11.2). |
2.7. Взаимное пересечение поверхностей тел | Решает задачи на взаимное пересечение тел способом секущих плоскостей, способом сфер. | [1] 48-51 | 1. Какие есть способы решения задач на пересечение тел? 2. Выполнить упражнения в рабочей тетради ( приложение 6.12 приложение 6.13). |
Раздел, тема | Требования к знаниям и умениям | Литература | Вопросы и задания для самоконтроля |
раздел III. Основы технического черчения 3.1. Виды, разрезы, сечения | Использует знания о видах, разрезах сечениях при построении по двум видам третьего вида модели и аксонометрии модели; при построении простых разрезов; при совмещении вида с разрезом; при построении местных разрезов; при обозначении разрезов; при выполнении разрезов тонких стенок, ребер жесткости и т.д.; при построении сложных разрезов, обозначении разрезов; при построении и обозначении сечения. Использует условности и упрощения при выполнении разрезов, сечений. Графически правильно оформляет чертежи. | [1] 52-57 [2] 197- 203 [2] 211- 215 | 1. Дайте определение вида 2.Изложите, какие бывают виды и как их обозначают 3. Дайте определение разреза. 4.Изложите классификацию разрезов. 5. Дайте определение простого разреза, сложного разреза, укажите их отличие. 6.Изложите, в каком случае совмещается вид с разрезом? 7.Дайте определение местного разреза. 8. Укажите особенности выполнения разреза, когда секущая плоскость проходит вдоль тонкой стенки, ребра жёсткости. 9. Изложите классификацию сложных разрезов. 10 Изложите, как обозначаются простые разрезы 11.. Изложите, как обозначаются сложные разрезы. 12. Дайте определение сечения, изложите, как их обозначают. 13. Изложите отличие разреза от сечения. 14. Выполнить упражнения в рабочей тетради ( приложение 6.14 приложение 6.15). 15. Вычертить три вида модели по заданной аксонометрии (деталь вычерчена в прямоугольной изометрии), нанести размеры. Вычертить наглядное изображение модели в косоугольной диметрии. Лист1.3. 16. По двум видам детали построить третий. Выполнить разрезы. Проставить размеры. Изобразить деталь в изометрии с вырезом четверти Лист 1.4 17. По двум видам детали построить третий. Выполнить разрезы. Проставить размеры. Лист 1.5 |
Раздел, тема | Требования к знаниям и умениям | Литература | Вопросы и задания для самоконтроля |
раздел V Строитель-ные чертежи 5.1. Общие сведения о строительных чертежах | Использует знания об особенностях строительных чертежей, комплекте строительных чертежей, стандартах, применяемых при выполнении строительных чертежей; единой модульной системе в строительстве; понятиях, терминах, применяемых в строительном черчении при чтении строительных чертежей. | [1] 106-120 | 1.Изложите, какие чертежи называют строительными? 2.Укажите особенности строительных чертежей в простановке размеров? 3.Изложите, какими знаками обозначают на чертежах отметки уровней элементов зданий или конструкций. |
5.2. Условные графические обозначения и изображения на строительных чертежах | Использует знания графические обозначения строительных материалов, условные графические обозначения элементов зданий, сооружений и строительных конструкций, условные графические обозначения элементов санитарно-технических систем, правила маркировки строительных чертежей деталей, элементов и узлов строительных конструкций, правила простановки выносок и надписей на строительных чертежах. | [1] 106-120 | 1. Изложите, как обозначают на чертежах ссылки на выносные элементы. 2. Изложите, как выполняются выносные надписи к многослойным конструкциям? 3.Используя методические рекомендации, выполнить контрольную работу №2 Лист 2.1 (Приложение8) |
5.3. Чертежи планов, разрезов и фасадов здания | Характеризует чертежи планов, разрезов и фасадов промышленных, жилых и общественных зданий, требования, предъявляемые к планам строительных чертежей. Читает чертежи планов этажей. Излагает последовательность и правила выполнения разрезов зданий, виды и назначение разрезов, требования, предъявляемые к чертежам разрезов зданий по ГОСТ 21.501-93. Читает чертежи фасадов зданий. Излагает требования, предъявляемые к вычерчиванию чертежей фасадов зданий по ГОСТ 21.501-93. | [1] 126-156 | 1. Дайте определение плана этажа, последовательности вычерчивания плана этажа. 2.Дайте определение разреза здания, видов и назначении разрезов. 3. Изложите, что принимается за нулевую отметку? 4. Изложите, что означает цифровое выражение -0.900. 5.Изложите последовательность вычерчивания разреза здания. 6.Изложите, как определяется высота этажа 7. Укажите отличие архитектур-ного разреза от конструктивного 8. Используя методические рекомендации, выполнить контрольную работу №2 Лист 2.2 (Приложение18) |
Раздел, тема | Требования к знаниям и умениям | Литература | Вопросы и задания для самоконтроля |
Раздел VI Чертежи и схемы. 6.1. Чертежи строитель-ных конструкций | Характеризует условные изображения и обозначения, применяемые в чертежах строительных конструкций, выносной элемент, его применение и изображение. Читает чертежи конструктивных узлов. Графически правильно вычерчивает чертежи конструктивных узлов. Читает чертежи железобетонных конструкций. Характеризует условные графические изображения арматурных изделий. Графически правильно вычерчивает чертежи железобетонных конструкций. Читает чертежи металлических конструкций. Характеризует условные графические изображения профилей проката и швов сварных соединений. Графически правильно вычерчивает чертежи металлических конструкций. Читает чертежи деревянных конструкций. Характеризует условные графические изображения элементов деревянных конструкций. Графически правильно вычерчивает чертежи деревянных конструкций. | [1] 43-44 84-85 92-93 | 1.Укажите, как на чертежах обозначаются конструктивные узлы. 2. Укажите, какие виды чертежей входят в состав комплекта рабочих чертежей железобетонных конструкций 3. Укажите, какие данные указывают в полных выносках позиций стержней арматуры 4. Укажите особенности расположения видов на чертежах металлических конструкций 5. Укажите, какие данные наносят на полках-выносках элементов конструкций 6. Изложите, что означает следующая запись на полке линии выноски: 2 |_ 90 X 90 X 8 7. Перечислите основные виды соединений элементов деревянных конструкций. 8.Назовите основные элементы конструкций стропильной фермы 9. Изложите, как изображают на чертежах деревянных конструкций болты, скобы, нагели, гвозди. |
6.2. Чертежи генеральных планов | Характеризует чертежи генеральных планов, условные графические изображения и обозначения на чертежах генеральных планов элементов. Графически правильно вычерчивает генеральные планы. | [1] 201-205 | 1. Изложите, какой строительный чертёж называется генеральным планом? 2. Укажите масштабы выполнения генеральных планов |
РАЗДЕЛ IV Техническое рисование 4.1. Рисунки плоских фигур и геометрических тел | Выполняет технический рисунок плоских и геометрических тел. Определяет отличие технического рисунка и чертежа, выполненного в аксонометрической проекции. | [1] 208-235 | 1. Изложите отличие технического рисунка и чертежа, выполненного в аксонометрической проекции 2. Выполните технический рисунок |
Раздел, тема | Требования к знаниям и умениям | Литература | Вопросы и задания для самоконтроля | |
раздел III. Основы технического черчения 3.2. Изображение и обозначение резьб | Изображает и обозначает резьбы. | [1] 76-82 | 1. Укажите, как обозначается метрическая резьба? 2. Укажите, как обозначается трубная резьба 3. Укажите, какой линией изображают резьбу на стержне, если плоскость проекций параллельна его оси 4. Укажите, как изображают резьбу на стержне в плоскости перпендикулярной его оси? 5. Укажите, как изображают резьбу в отверстии на плоскости, перпендикулярной его оси 6. Вычертите резьбовое соединение в разрезе (выполняется в колледже) | |
3.3. Эскизы и рабочие чертежи 4.2. Рисунки моделей | Характеризует назначение эскиза и чертежа в производстве. Излагает порядок и последовательность выполнения эскиза детали. Наносит размеры детали. Использует мерительные инструменты и приемы обмера детали. Излагает методику выполнения эскиза. Выполняет эскизы деталей. Выполняет технический рисунок плоских и геометрических тел. Излагает отличие технического рисунка и чертежа, выполненного в аксонометрической проекции. | [1] 86-92 [1] 208- 235 | 1.Изложите, какой чертёж называется эскизом 2.Изложите, какой чертёж называется рабочим чертежом 3.Изложите последовательность выполнения эскиза. 4. Выполните эскиз и технический чертёж детали с вырезом четверти с натуры. Лист 3.1 (выполняется в колледже) | |
3.5. Сборочный чертеж. Деталирование сборочного чертежа | Характеризует сборочный чертеж, его назначение, упрощения, применяемые на сборочном чертеже, размеры на сборочном чертеже, спецификации. Читает сборочный чертеж. Выполняет деталирование сборочного чертежа. | [1] 94-101 | I. Укажите назначение сборочных чертежей 2. Укажите отличие сборочного чертежа от чертежа общего вида 3. Укажите, какие размеры наносят на сборочных чертежах 4. Укажите, что называют деталированием 5. Укажите, в чем заключается процесс деталирования 6. Выполните эскизы двух деталей по сборочному чертежу Лист 3.2 Лист 3.3 (выполняется в колледже) | |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1
Контрольная работа № 1состоит из титульного листа (Приложение 5.1) и заданий (Приложение5.2- Приложение 5.6), выполняемых на пяти листах формата А3 (297х420), а также рабочей тетради (Приложении 6)
Форма и размеры основной надписи для оформления чертежей контрольной работы № 1 приведены на рисунке 1.1 стр. 4
Лист 1.1. Группа геометрических тел
Цель: Научиться строить чертежи геометрических тел с учётом их положения по отношению к плоскостям проекций и другим геометрическим телам. Научиться строить точки на поверхности геометрических тел.
Содержание задания: Вычертить три проекции группы геометрических тел с нанесением размеров. Построить точки на поверхности тел.
Методические указания:Лист 1.1 следует оформить на формате А3 в масштабе 1:1. Варианты заданий приведены в приложении 1. Образец оформления показан в приложении 5.2.
Для выполнения данного чертежа необходимо изучить тему «Поверхности и тела», а также выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6).
Лист 1.2. Аксонометрия
Цель:Научиться строить аксонометрическую проекцию группы геометрических тел и точки на их поверхности.
Содержание задания: Вычертить аксонометрию группы геометрических тел, выполненных на листе 1.1. Показать точки на их поверхности.
Методические указания:Лист 1.2 следует оформить на формате А3 в масштабе 1:1. Рекомендуется изображать в прямоугольной изометрии. Аксонометрическую проекцию группы геометрических тел выполняют на основании листа 1.1. Образец оформления показан в приложении 5.3.
Для выполнения данного чертежа необходимо изучить тему «Аксонометрические проекции», выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6.10).
Лист 1.3. Виды
Цель:Научиться выполнять и оформлять изображения основных видов на технических чертежах.
Содержание задания: Вычертить три вида модели по заданной аксонометрии (деталь вычерчена в прямоугольной изометрии), нанести размеры. Вычертить наглядное изображение модели в косоугольной диметрии.
Методические указания:Лист 1.3 следует оформить на формате А3 в масштабе 2:1. Условие принять из приложения 2. Образец оформления показан в приложении 5.4. Для выполнения данного чертежа необходимо изучить тему «Виды, разрезы, сечения», выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6).
Рекомендуется вначале выбрать главный вид, т.е. изображение, которое должно давать наиболее полное представление о формах и размерах предмета. Другие виды определяют в зависимости от основного. Определив габаритные размеры, наметьте места для каждого вида с тем, чтобы они равномерно заняли всё поле чертежа. Вычертив проекции, нанесите на них выносные и размерные линии согласно ГОСТ 2-308-68 и проставьте размеры. Вычертите аксонометрию модели в косоугольной диметрии.
Лист 1.4. Простые разрезы
Цель:Научиться строить и оформлять изображения простых разрезов на технических чертежах. Научиться строить аксонометрическую проекцию детали с вырезом четверти.
Содержание задания: По двум видам детали построить третий. Выполнить разрезы. Проставить размеры. Изобразить деталь в изометрии с вырезом четверти.
Методические указания:Лист 1.4 следует оформить на формате А3 в масштабе 1:1. Условие принять из приложения 3. Образец оформления показан в приложении 5.5. Для выполнения данного чертежа необходимо изучить тему «Виды, разрезы, сечения», выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6).
Рекомендуется изучить данные две проекции (прочитать чертёж), при этом определить какие геометрические тела участвуют в образовании детали и какими поверхностями она ограничена. Согласно габаритным размерам определите место для каждой проекции. Вычерчивать надо сразу все проекции, пользуясь заданными размерами и соблюдая проекционную связь.
Определив, какие необходимы разрезы, построить их на всех проекциях, после чего нанести все выносные и размерные линии и нанести размеры. Затем построить аксонометрическое изображение в прямоугольной изометрии с вырезом одной четверти. Плоскости сечений заштрихуйте по направлению диагоналей квадратов, построенных в плоскости сечений.
Лист 1.5. Сложные разрезы
Целевое назначение:Научиться строить и оформлять изображения сложных разрезов на технических чертежах.
Содержание задания: По двум видам детали построить третий. Выполнить разрезы. Проставить размеры.
Методические указания:Лист 1.5 следует оформить на формате А3 в масштабе 1:1. Условие принять из приложения 4. Образец оформления показан в приложении 5.6. Для выполнения данного чертежа необходимо изучить тему «Виды, разрезы, сечения», выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 2
В контрольной работе № 2 требуется выполнить следующие листы:
1) Лист 2.1. Условные графические обозначения стройматериалов (формат А3).
2) Лист 2.2. План, разрез, фасад здания. Узел А (формат А1).