Лист 1.1. Группа геометрических тел

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА

Методические рекомендации

по изучению дисциплины и выполнению

контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений,

обеспечивающих получение среднего специального образования

по специальности 2-70 02 01

«Промышленное и гражданское строительство»

БОБРУЙСК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В подготовке специалистов со средним специальным техническим образованием большую роль играет дисциплина «Инженерная графика». В процессе ее изучения учащиеся должны выработать навыки чертежной работы, овладеть техникой черчения, развить пространственное мышление. Учащиеся должны уметь свободно читать и выполнять чертежи согласно стандартам.

Цель данной методической разработки - помочь учащемуся-заочнику изучить дисциплину «Инженерная графика». Она содержит общие методические рекомендации по изучению дисциплины, список рекомендуемой литературы, программу, рекомендации по выполнению чертежей, задания контрольных работ и методические указания по их выполнению.

Программа дисциплины предусматривает изучение основ геометрического черчения, начертательной геометрии, строительного и машиностроительного черчения, а также приобретение практических навыков выполнения чертежей в соответствии с Государственными стандартами.

Цель изучения дисциплины «Инженерная графика»- формирование знаний и навыков выполнения и чтения чертежей с использованием технических и нормативных справочно-правовых актов

Задача дисциплины – формирование навыков работы с чертёжными инструментами, изучение приёмов геометрических построений, основных положений начертательной геометрии, правила и условности в чертежах, установленные Государственными стандартами (ГОСТ) - Единой системой конструкторской документации (ЕСКД) и Системой проектной документации для строительства (СПДС).

Весь учебный материал программы разделен на три задания. После изучения каждого из них выполняется контрольная работа. Контрольная работа №1 и контрольная работа №2 выполняются в сроки, установленные учебным планом.

Вариант определяется двумя последними цифрами шифра учащегося, согласно табл. 1.

Например: для учащегося, имеющего шифр 8543 номер варианта 43. Задания, которые он должен выполнять находим в табл. 1 в клетке на пересечении строки 4 со столбцом 3, т.е. вариант графических работ будет 1.

Таблица 1. Варианты заданий

Предпоследняя цифра шифра Последняя цифра шифра

Программный материал нужно изучать в следующей последовательности:

1. Ознакомиться с общими методическими рекомендациями и содержанием рабочей программы дисциплины.

2. Изучить материал по темам задания, пользуясь учебником. Изучить
государственные стандарты, относящиеся к данным темам.

3. Приступить к выполнению контрольной работы. Для этого ознакомиться с
содержанием контрольной работы и образцами выполнения листов, определить свой
вариант, выполнить чертежи по своему варианту, оформить их в соответствии с методическими указаниями.

4. Если при изучении мате­риала возникают затруднения, следует обратиться за консультацией в учреждение образования

Чертежи контрольных работ нужно сброшюровать в альбом формата А3 (297 х 420) с обложкой в виде листа чертежной бумаги того же формата. На обложке учащийся указывает фамилию, имя и отчество (полностью), отделение (или специальность), курс и номер учебной группы, шифр, номер варианта, дату выполнения работы и свой почтовый адрес (Приложение5). Альбом высылается в учреждение образования на рецензирование. Упаковка «трубкой» не допускается. Работа высылается в полном комплекте. Присланные на рецензирование отдельные листы не засчитываются. Работа, выполненная не по своему варианту, не засчитывается.

В правом нижнем углу на каждом чертеже выполняется вплотную к линии рамки основная надпись.

   
 

Лист 1.1. Группа геометрических тел - student2.ru

Рис 1.1

Выполнив контрольную работу, учащийся сдаёт её на рецензию. По­лучив положительную рецензию, учащийся допускается к защите работы. Незачтённая графическая работа выполняется вновь или исправляется и вы­сылается на повторную рецензию в полном объёме. Указания рецензента, сделанные на чертеже, стирать не разрешается.

К защите работы допускаются учащиеся, выполнившие все графиче­ские работы и упражнения в рабочей тетради.

При защите контрольной работы преподаватель опрашивает учащегося по всем выполненным работам, а затем предлагает выполнить контрольное задание, которое включает элементы всех выполненных заданий.

При защите контрольной работы обращается внимание на качество графического оформления чертежей, правильное их понимание (чтение), раз­витие пространственного представления, знание соответствующих стандар­тов.

В период лабораторно-экзаменационных сессий в ходе практических занятий по дисциплине «Инженерная графика» учащиеся должны выполнить определённый объём графических работ в присутствии преподавателя.

При отсутствии домашних контрольных работ к выполнению итоговой контрольной работы учащийся не допускается. В случае утери работа выполняется повторно.

Для работы над чертежами нужно иметь: чертежную доску с рейсшиной или чертежным прибором (размер доски 1000 х 650), угольники, готовальню, набор лекал, чертежные карандаши разной твердости (2Т, Т. ТМ, М) для построения и обводки чертежей, кнопки, резинки, чертежную бумагу формата 297 х 420 (10-12 листов), писчую бумагу в клетку для эскизов (размер 297 х 420).

Примерный тематический план

Раздел, тема Количество учебных часов
Всего по дневной форме обу­чения Заочная форма обучения
Всего Теоретические занятия Практические занятия Самостоятельная работа учащихся
Введение      
Раздел I. Графическое оформление чертежей
1.1. Форматы, линии чертежа, надписи  
1.2. Вычерчивание контуров техниче­ских деталей      
Раздел II. Основы начертательной геометрии  
2.1. Точка и прямая  
2.2. Плоскость  
2.3 Поверхности и тела  
2.4 Аксонометрические проекции  
2.5 Способы преобразования проекции      
2.6. Пересечение геометрических тел плоскостями      
2.7. Взаимное пересечение поверхно­стей геометрических тел  
Раздел III. Основы технического черчения  
3.1. Виды, разрезы, сечения  
Раздел V. Строительное черчение  
5.1. Общие сведения о строительных чертежах  
5.2. Условные графические обозначе­ния и изображения на строительных чертежах  
5.3. Чертежи планов, разрезов, фасадов  
Раздел VI. Чертежи и схемы  
6.1. Чертежи строительных конструкций  
6.2. Чертежи генеральных планов      
Раздел IV. Техническое рисование      
4.1. Рисунки плоских фигур и геомет­рических тел      
Раздел III. Основы технического черчения (продолжение) 3.2. Изображение и обозначение резьб  
3.3. Эскизы и чертежи деталей      
3.4. Сборочный чертеж. Деталирование сборочного чертежа  
Обязательная контрольная работа    
           
ИТОГО
           

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Короев Ю.И. Черчение для строителей. – М.; Высш. шк., 1982

2. Брилинг Н.С. Черчение. – М.; Стройиздат, 1989

3. Анисимов А.Ф., Кузнецов Н.С., Кириллов А.Ф. Черчение и рисование. – М.; Стройиздат, 1983

4. Боголюбов С.К. Черчение. – М.; Высш. шк., 1989

5. Боголюбов С.К. Индивидуальные занятия по курсу черчения. – М.; Высш. шк.,

6. Брилинг Н.С., Евсеев Ю.П. Задания по черчению для строительных специально­стей техникумов. – М.; Стройиздат, 1980

7. Брилинг Н.С., Балягин С.Н., Симонин С.И. Справочник по строительному черче­нию. – М.; Стройиздат, 1987

8. Базенков Т.Н. Житенева Н.С. Кондратчик Н.И. Шумская Л.П. «Строительное черчение», Мн.; Амалфея, 2000г.

9. Миронов Б.Г., Миронова Р.С., Пяткина Д.А., Пузиков А.А., «Инженерная и компьютерная графика», М.: Высшая школа, 2006г.

Стандарты

ГОСТ 2.001-93. ЕСКД: Общие положения

ГОСТ 2.002-72. ЕСКД: Требования к моделям, макетам и темплетам, применяемым при проектировании

ГОСТ 2.101-68. ЕСКД: Виды изделий

ГОСТ 2.102-68. ЕСКД: Виды и комплектность конструкторских документов

ГОСТ 2.104-68. ЕСКД: Основные надписи

ГОСТ 2.105-95. ЕСКД: Общие требования к текстовым документам

ГОСТ 2.106-96. ЕСКД: Текстовые документы.

ГОСТ 2.108-68. ЕСКД: Спецификации

ГОСТ 2.109-73. ЕСКД: Основные требования к чертежам

ГОСТ 2.113-75. ЕСКД: Групповые и базовые конструкторские документы

ГОСТ 2.119-73. ЕСКД: Эскизный проект

ГОСТ 2.120-73. ЕСКД: Технический проект

ГОСТ 2.301-68. ЕСКД: Форматы

ГОСТ 2.302-68. ЕСКД: Масштабы

ГОСТ 2.303-68. ЕСКД: Линии

ГОСТ 2.304-81. ЕСКД: Шрифты чертежные

ГОСТ 2.305-68. ЕСКД: Изображения-виды, разрезы, сечения

ГОСТ 2.306-68. ЕСКД: Обозначения графические материалов и правила их нанесения на чертежах

ГОСТ 2.307-68. ЕСКД: Нанесение размеров и предельных отклонений

ГОСТ 2.309-73. ЕСКД: Обозначение шероховатости поверхности

ГОСТ 2.311-68. ЕСКД: Изображение резьбы

ГОСТ 2.312-72. ЕСКД: Условные изображения и обозначения швов сварных соеди­нений

ГОСТ 2.313-82. ЕСКД: Условные изображения и обозначения неразъемных соедине­ний

ГОСТ 2.315-68. ЕСКД: Изображения упрощенные и условные крепежных деталей

ГОСТ 2.316-68. ЕСКД: Правила нанесения на чертежах надписей, технических требований и таблиц

ГОСТ 2.317-69. ЕСКД: Аксонометрические проекции

ГОСТ 2.320-82. ЕСКД: Правила нанесения размеров, допусков и посадок конусов

ГОСТ 2.410-68. ЕСКД: Правила выполнения чертежей металлических конструкций

ГОСТ 2.411-72. ЕСКД: Правила выполнения труб и трубопроводов

ГОСТ 2.101-93. СПДС: Основные требования к рабочей документации

ГОСТ 2.201-93. СПДС: Условные графические обозначения и изображения элемен­тов генеральных планов и сооружений транспорта

ГОСТ 2.105-93. СПДС: Условные обозначения элементов санитарно-технических систем

ГОСТ 2.501-93. СПДС: Правила выполнения архитектурно-строительных рабочих чертежей

ГОСТ 23009-78. СПДС: Конструкции и изделия бетонные и железобетонные сборные. Условные обозначения (марки)

ГОСТ 26047-83. СПДС: Конструкции строительные стальные. Условные обозначе­ния (марки)

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел, тема Требования к знаниям и умениям Литература Вопросы и задания для само­контроля
Введение   Высказывает общее суждение о дисциплине и её значении [1] 6-7 1.Цели и задачи дисциплины 2.Значение дисциплины в систе-ме подготовки специалистов
РАЗДЕЛ I. Графическое оформление чертежей   1.1. Форматы. Масштабы. Линии чертежей. Шрифты Объясняет обозначение форматов, использует ГОСТы ЕСКД Объясняет масштабы. Владеет приемами вычерчивания конструкций букв и цифр.   ГОСТ 2.301-68. ЕСКД: Форматы   ГОСТ 2.302-68. ЕСКД: Масштабы ГОСТ 2.303-68. ЕСКД: Линии ГОСТ 2.304-81. ЕСКД: Шриф- ты чертёжные 1.Назвать размер формата А1. 2. Назвать размер формата А3. 3. Что означает М 1:2? 4. Что означает М 2:1? 5. Что означает М 1:1? 6.Какая высота про­писных букв при раз­мере шрифта 10? 7.Какая высота строч­ных букв при размере шрифта 10? 8 . Выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6.2 стр 45 приложение 6.3 стр 46 приложение 6.4 стр 47) 9.Выполнить титульный лист для альбома чертежей (Приложение 5.1. стр. 38)
1.2. Правила вычерчива­ния контуров деталей Выполняет построение правильных много­уголь­ников (треугольников, шестиуголь-ников, пяти­угольников). Выполняет деление прямой на равные части Владеет навыками построе-ния ос­новных видов сопряжения. Владеет навыками построе-ния ле­кальных кри­вых, пользования лекалом. [1] 19-32   1. Что понимаем под со­пряжением? 2. Какие необходимо сделать дополнитель­ные построения для выполнения сопряже­ния? 3. Какая кривая назы­вается лекальной кри­вой? 4. . Выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6.4 стр. 48 приложение 6.5 стр. 49)  
Раздел II. Основы на­чертатель­ной геомет­рии     2.1. Точка и прямая   Владеет навыками построе-ния проекций то­чек. Владеет навыками построе-ния про­екций от­резка прямой линии, ли­ний частного положения, построения точки на прямой, определения взаимного положения прямой и точки, двух прямых. [1] 33-36   1. Что значит спроеци­ро­вать точку на плос­кость? 2. Построить эпюр го­ри­зонтали. 3. Построить эпюр­ фрон­тали. 4. Назовите проеци­рующие линии. По­стройте про­екции проецирующих линий 5.Выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6.6 стр. 50)
    2.2.Плос­кость Задаёт различными способами плоскости на чер­теже, положение плоскости относительно плоскостей проекций. Выполняет построение главных ли­ний плос­кости Определяет взаимное положение точек, прямых, плоскостей. [1] 35-36   1.Что называют следом плоскости? 2. Начертите эпюр фронтальной плоско­сти, задан­ной следами. 3. Начертите эпюр горизонталь-ной плос­ко­сти, задан­ной следами. 4. Начертите эпюр фронтально-про­еци­рующей плос­кости,
      заданной следами. 5. Начертите эпюр горизонтально-про­еци­рующей плоскости, задан­ной следами. 6. Выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6.7. стр. 50 приложение 6.8. стр. 51)
2.3.Поверх-ности и тела Использует знания о геометриче­ских телах, выполняет построение их проекции в ор­тогональных плоскостях и точки на их по­верхности. [1] 37-40   2.Выполнить чертёж трёх проекций группы геометрических тел с нанесением размеров и точек на поверхности тел. (точки задаются преподавателем) Лист 1.1 Контрольная работа №1
2.4.Аксоно­метриче­ские про­екции Использует знания о видах аксонометриче­ских про­екций плоских и объемных фигур и точек на их поверхности для построения аксономет­рических проекций плоских и объемных фигур и точек на их поверхности. 1] 41-46 [1] 59-71   1.. Выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6.10.) 1.Выполнить аксонометрию группы геометрических тел, выполненных на листе 1.1 Лист 1.2 Контрольная работа №1  
2.5. Способы преобразова­ний проекций   Определяет действительную величину отрезков прямых, плоских фигур способом замены плоскостей проекций. Определяет дейст­вительную величину отрезков пря­мых, плоских фигур способом вра­щения.   1. Выполнить построение натуральной величины фигуры сечения
2.6.Пересечение поверх­ностей гео­метрических тел плоскос-тями. По­строение раз­верток Выполняет построение проекций усеченных многогранников, тел вращения, на­туральную величину фигуры сече­ния, развертку. [1] 43-47   1.. Выполнить упражнения в рабочей тетради ( приложение 6.11.1 приложение 6.11.2).  
  2.7. Взаимное пересечение поверхностей тел   Решает задачи на взаимное пересечение тел способом се­кущих плоскостей, способом сфер. [1] 48-51   1. Какие есть способы решения задач на пере­сечение тел? 2. Выполнить упражнения в ра­бочей тетради ( приложение 6.12 приложение 6.13).

Раздел, тема Требования к знаниям и умениям Литература Вопросы и задания для само­контроля
раздел III. Основы тех­нического черчения     3.1. Виды, разрезы, се­чения   Использует знания о видах, разрезах сечениях при построении по двум видам третьего вида модели и аксонометрии модели; при построении простых разрезов; при совмещении вида с разрезом; при построении местных разрезов; при обозначении разрезов; при выполнении раз­резов тонких стенок, ребер жесткости и т.д.; при построении сложных раз­резов, обозначении разрезов; при построении и обозначении сечения. Использует условности и упрощения при выполнении разрезов, сечений. Графически правильно оформляет чертежи.   [1] 52-57 [2] 197- 203 [2] 211- 215   1. Дайте определение вида 2.Изложите, какие бывают виды и как их обозначают 3. Дайте определение разреза. 4.Изложите классификацию раз­резов. 5. Дайте определение про­стого разреза, слож­ного разреза, укажите их отличие. 6.Изложите, в каком случае со­вмещается вид с раз­ре­зом? 7.Дайте определение местного разреза. 8. Укажите особенности выпол­нения разреза, когда секущая плоскость проходит вдоль тонкой стенки, ребра жёстко­сти. 9. Изложите классификацию сложных разрезов. 10 Изложите, как обозначаются про­стые разрезы 11.. Изложите, как обозначаются сложные разрезы. 12. Дайте определение сече­ния, изложите, как их обозначают. 13. Изложите отличие разреза от сечения. 14. Выполнить упражнения в рабочей тетради ( приложение 6.14 приложение 6.15). 15. Вычертить три вида модели по заданной аксоно­метрии (деталь вычерчена в прямоугольной изометрии), нанести размеры. Вычертить наглядное изображение модели в косоугольной диметрии. Лист1.3. 16. По двум видам детали построить третий. Выпол­нить разрезы. Проставить размеры. Изобразить деталь в изометрии с вырезом четверти Лист 1.4 17. По двум видам детали построить третий. Выпол­нить разрезы. Проставить размеры. Лист 1.5  
Раздел, тема Требования к знаниям и умениям Литература Вопросы и задания для само­контроля
раздел V Строитель-ные чер­тежи   5.1. Общие све­дения о строитель­ных черте­жах   Использует знания об осо­бенностях строительных чер­тежей, комплек­те строи­тельных черте­жей, стандартах, применяе­мых при выполнении строи­тельных чертежей; единой модульной сис­теме в строи­тельстве; понятиях, тер­ми­нах, применяемых в строи­тельном­ черчении при чтении строительных чертежей. [1] 106-120   1.Изложите, какие чертежи назы­вают строительными? 2.Укажите особенности строительных черте­жей в простановке раз­меров? 3.Изложите, какими знаками обозначают на чертежах отметки уровней элементов зданий или конструкций.  
5.2. Ус­лов­ные гра­фиче­ские обозна­чения и изо­браже­ния на строи­тельных чер­тежах Использует знания графические обозначения строительных материалов, условные графические обозначения элементов зданий, сооружений и строительных конструкций, условные графические обозначения элементов санитарно-технических систем, правила марки­ровки строительных чертежей дета­лей, элементов и узлов строительных конструкций, правила простановки выносок и надписей на строительных чертежах. [1] 106-120 1. Изложите, как обозначают на чертежах ссылки на выносные элементы. 2. Изложите, как выполняются выносные надписи к многослойным конструкциям? 3.Используя методические рекомендации, выполнить контрольную работу №2 Лист 2.1 (Приложение8)
5.3. Чертежи пла­нов, раз­резов и фаса­дов здания Характеризует чертежи планов, разрезов и фасадов промыш­ленных, жилых и общественных зда­ний, требования, предъявляемые к планам строительных чертежей. Читает чертежи планов этажей. Излагает последовательность и правила выполнения разрезов зданий, виды и назначение разрезов, требования, предъявляемые к чертежам разрезов зданий по ГОСТ 21.501-93. Читает чертежи фасадов зданий. Излагает требования, предъявляемые к вычерчиванию чертежей фасадов зданий по ГОСТ 21.501-93. [1] 126-156   1. Дайте определение плана этажа, последовательности вычерчивания плана этажа. 2.Дайте определение разреза здания, видов и назначении разрезов. 3. Изложите, что принимается за нулевую отметку? 4. Изложите, что означает цифровое выражение -0.900. 5.Изложите последовательность вычерчивания разреза здания. 6.Изложите, как определяется высота этажа 7. Укажите отличие архитектур-ного разреза от конструктивного 8. Используя методические рекомендации, выполнить контрольную работу №2 Лист 2.2 (Приложение18)
Раздел, тема Требования к знаниям и умениям Литература Вопросы и задания для само­контроля
Раздел VI Чертежи и схемы. 6.1. Чертежи строитель-ных конструкций   Характеризует условные изо­бражения и обо­значения, применяемые в чертежах строительных конструкций, выносной элемент, его при­менение и изображение. Читает чертежи конструк­тивных узлов. Графически правильно вычерчивает чер­тежи конструктивных узлов. Читает чертежи железобе­тонных конструкций. Характеризует условные гра­фические изо­бражения арма­турных изделий. Графически правильно вы­черчивает чертежи железобе­тонных конструк­ций. Читает чертежи металличе­ских кон­струкций. Характеризует условные гра­фические изо­бражения про­филей проката и швов свар­ных соединений. Графически правильно вычерчивает чер­тежи ме­таллических конст­рукций. Читает чертежи деревянных конст­рукций. Характеризует условные графиче­ские изо­бражения элементов дере­вянных конструкций. Графически правильно вы­черчивает чертежи деревян­ных конструкций. [1] 43-44 84-85 92-93   1.Укажите, как на чертежах обозначаются конструктивные узлы. 2. Укажите, какие виды чертежей входят в состав комплекта рабочих чертежей железобетонных конструкций 3. Укажите, какие данные указывают в полных выносках позиций стержней арматуры 4. Укажите особенности расположения видов на чертежах металлических конструкций 5. Укажите, какие данные наносят на полках-выносках элементов конструкций 6. Изложите, что означает следующая запись на полке линии выноски: 2 |_ 90 X 90 X 8 7. Перечислите основные виды соединений элементов деревянных конструкций. 8.Назовите основные элементы конструкций стропильной фермы 9. Изложите, как изображают на чертежах деревянных конструкций болты, скобы, нагели, гвозди.
6.2. Чертежи ге­неральных планов   Характеризует чертежи генеральных пла­нов, условные графические изображения и обозначения на чер­тежах генеральных планов элемен­тов. Графически правильно вычерчивает генеральные планы.   [1] 201-205 1. Изложите, какой строительный чертёж называется ге­неральным планом? 2. Укажите масштабы выполне­ния генеральных пла­нов
РАЗДЕЛ IV Техническое рисование 4.1. Ри­сунки пло­ских фи­гур и геомет­риче­ских тел Выполняет технический рисунок плоских и геометрических тел. Определяет отличие технического рисунка и чертежа, выполненного в аксоно­метрической проекции. [1] 208-235 1. Изложите отличие тех­нического рисунка и чертежа, выполненного в аксонометрической проекции 2. Выполните технический рисунок
Раздел, тема Требования к знаниям и умениям Литература Вопросы и задания для само­контроля
раздел III. Основы тех­нического черчения 3.2. Изобра­жение и обо­значе­ние резьб Изображает и обозначает резьбы. [1] 76-82   1. Укажите, как обозначается метрическая резьба? 2. Укажите, как обозначается трубная резьба 3. Укажите, какой линией изо­бражают резьбу на стержне, если плос­кость проекций парал­лельна его оси 4. Укажите, как изображают резьбу на стержне в плоскости перпендику­лярной его оси? 5. Укажите, как изображают резьбу в отверстии на плоскости, перпенди­кулярной его оси 6. Вычертите резьбовое соединение в разрезе (выполняется в колледже)
3.3. Эс­кизы и рабо­чие чер­тежи 4.2. Ри­сунки моде­лей Характеризует назначение эскиза и чертежа в производстве. Излагает порядок и последова­тельность выполнения эскиза детали. Наносит размеры детали. Использует мерительные инструменты и приемы обмера детали. Излагает методику выполнения эскиза. Выполняет эскизы деталей. Выполняет технический рисунок плоских и геометрических тел. Излагает отличие технического рисунка и чертежа, выполненного в аксоно­метрической проекции. [1] 86-92 [1] 208- 235   1.Изложите, какой чертёж назы­вается эскизом 2.Изложите, какой чертёж назы­вается рабочим черте­жом 3.Изложите последовательность выполнения эскиза. 4. Выполните эскиз и технический чертёж детали с вырезом четверти с натуры. Лист 3.1 (выполняется в колледже)
3.5. Сбороч­ный чертеж. Дета­лирова­ние сбороч­ного чертежа Характеризует сборочный чертеж, его назначение, упрощения, приме­няемые на сборочном чертеже, раз­меры на сборочном чертеже, специ­фикации. Читает сборочный чертеж. Выполняет деталирование сбороч­ного чертежа. [1] 94-101   I. Укажите назначение сборочных чертежей 2. Укажите отличие сборочного чертежа от чертежа общего вида 3. Укажите, какие размеры наносят на сборочных чертежах 4. Укажите, что называют деталированием 5. Укажите, в чем заключается процесс деталирования 6. Выполните эскизы двух деталей по сборочному чертежу Лист 3.2 Лист 3.3 (выполняется в колледже)
         

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬ­НОЙ РАБОТЫ № 1

Контрольная работа № 1состоит из титульного листа (Приложение 5.1) и заданий (Приложение5.2- Приложение 5.6), вы­полняемых на пяти листах формата А3 (297х420), а также рабочей тетради (Приложении 6)

Форма и размеры основной надписи для оформления чертежей кон­трольной работы № 1 приведены на рисунке 1.1 стр. 4

Лист 1.1. Группа геометрических тел

Цель: Научиться строить чертежи геометрических тел с учётом их положения по отношению к плоскостям проекций и другим гео­метрическим телам. Научиться строить точки на поверхности геометриче­ских тел.

Содержание задания: Вычертить три проекции группы геометрических тел с нанесением размеров. Построить точки на поверхности тел.

Методические указания:Лист 1.1 следует оформить на формате А3 в масштабе 1:1. Варианты заданий приведены в приложении 1. Образец оформления показан в приложении 5.2.

Для выполнения данного чертежа необходимо изучить тему «Поверх­ности и тела», а также выполнить упражнения в рабочей тетради (приложе­ние 6).

Лист 1.2. Аксонометрия

Цель:Научиться строить аксонометрическую проекцию группы геометрических тел и точки на их поверхности.

Содержание задания: Вычертить аксонометрию группы геометриче­ских тел, выполненных на листе 1.1. Показать точки на их поверхности.

Методические указания:Лист 1.2 следует оформить на формате А3 в масштабе 1:1. Рекомендуется изображать в прямоугольной изометрии. Ак­сонометрическую проекцию группы геометрических тел выполняют на ос­новании листа 1.1. Образец оформления показан в приложении 5.3.

Для выполнения данного чертежа необходимо изучить тему «Аксоно­метрические проекции», выполнить упражнения в рабочей тетради (прило­жение 6.10).

Лист 1.3. Виды

Цель:Научиться выполнять и оформлять изображения основных видов на технических чертежах.

Содержание задания: Вычертить три вида модели по заданной аксоно­метрии (деталь вычерчена в прямоугольной изометрии), нанести размеры. Вычертить наглядное изображение модели в косоугольной диметрии.

Методические указания:Лист 1.3 следует оформить на формате А3 в масштабе 2:1. Условие принять из приложения 2. Образец оформления пока­зан в приложении 5.4. Для выполнения данного чертежа необходимо изучить тему «Виды, разрезы, сечения», выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6).

Рекомендуется вначале выбрать главный вид, т.е. изображение, которое должно давать наиболее полное представление о формах и размерах пред­мета. Другие виды определяют в зависимости от основного. Определив габа­ритные размеры, наметьте места для каждого вида с тем, чтобы они равно­мерно заняли всё поле чертежа. Вычертив проекции, нанесите на них вынос­ные и размерные линии согласно ГОСТ 2-308-68 и проставьте размеры. Вы­чертите аксонометрию модели в косоугольной диметрии.

Лист 1.4. Простые разрезы

Цель:Научиться строить и оформлять изображения простых разрезов на технических чертежах. Научиться строить аксонометри­ческую проекцию детали с вырезом четверти.

Содержание задания: По двум видам детали построить третий. Выпол­нить разрезы. Проставить размеры. Изобразить деталь в изометрии с вырезом четверти.

Методические указания:Лист 1.4 следует оформить на формате А3 в масштабе 1:1. Условие принять из приложения 3. Образец оформления пока­зан в приложении 5.5. Для выполнения данного чертежа необходимо изучить тему «Виды, разрезы, сечения», выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6).

Рекомендуется изучить данные две проекции (прочитать чертёж), при этом определить какие геометрические тела участвуют в образовании детали и какими поверхностями она ограничена. Согласно габаритным размерам оп­ределите место для каждой проекции. Вычерчивать надо сразу все проекции, пользуясь заданными размерами и соблюдая проекционную связь.

Определив, какие необходимы разрезы, построить их на всех проек­циях, после чего нанести все выносные и размерные линии и нанести раз­меры. Затем построить аксонометрическое изображение в прямоугольной изометрии с вырезом одной четверти. Плоскости сечений заштрихуйте по направлению диагоналей квадратов, построенных в плоскости сечений.

Лист 1.5. Сложные разрезы

Целевое назначение:Научиться строить и оформлять изображения сложных разрезов на технических чертежах.

Содержание задания: По двум видам детали построить третий. Выпол­нить разрезы. Проставить размеры.

Методические указания:Лист 1.5 следует оформить на формате А3 в масштабе 1:1. Условие принять из приложения 4. Образец оформления пока­зан в приложении 5.6. Для выполнения данного чертежа необходимо изучить тему «Виды, разрезы, сечения», выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬ­НОЙ РАБОТЫ № 2

В контрольной работе № 2 требуется выполнить следующие листы:

1) Лист 2.1. Условные графические обозначения стройматериалов (фор­мат А3).

2) Лист 2.2. План, разрез, фасад здания. Узел А (формат А1).

Наши рекомендации