Понятие, задачи и требования контрольной работы

Содержание

Введение. 3

Понятие, задачи и требования контрольной работы.. 4

Вопросы выносимые на контроль. Векторы и линейные операции над ними. 10

Демонстрационный вариант контрольной работы. 29

Заключение. 41

Список использованной литературы.. 42

Приложение к курсовой работе. 43

Введение

Контрольная работа это необходимая часть оценки усвоения знаний учащегося. Данный тип контроля применяется почти во всех учебных заведениях. Именно контрольные работы помогают выявить тот материал , которые не смогли усвоить студенты. При разработке контрольной работы преподавателю необходимо разработать такой комплекс упражнений, который смог бы охватить весь материал изученный студентами.

Цель курсовой работы : дать характеристику к разработке контрольной работе по алгебре на тему «Векторный метод в решении задач».

Задачи курсовой работы: раскрыть понятие контрольная работа, выявить недостатки и достоинства контрольной работы, раскрыть теоретические вопросы, выносимые на контроль на тему «Векторный метод в решении задач».

Объект исследования: требования к разработке контрольной работы и основные требования к ней.

Контрольные работы по алгебре особенно актуальны в учебных заведениях, так как в них четко видно, что студент усвоил, а что нет. При решении серии контрольных работ преподаватель может определить его уровень знаний по данной теме.

Можно сказать, что контрольные работы это хороший помощник для студентов заочного факультета. Преподаватель может предоставить им материал на самостоятельное изучение, а позже проверить, как студенты его освоили.

Конечно, к составлению измерительных работ необходимо подходить серьезно. Если составить случайный список заданий для контрольной работы, которые даже не встречались при изучении теории, то такая контрольная работа будет бесполезной, так как при решении такой работы студенты не смогут решить некоторые задания, что в свою очередь скажется на их оценке.

Таким образом к контрольной работе есть ряд требований и рекомендации об этом и пойдет речь в исследовательской работе.

Понятие, задачи и требования контрольной работы

Контрольная работа – один из основных видов самостоятельной работы студентов, представляющий собой изложение ответов на теоретические вопросы по содержанию учебной дисциплины и решение практических заданий.

Обычно проходит в письменном виде и на занятие и этим отличается от домашней работы. В ходе контрольной работы учащийся обычно не имеют права пользоваться учебниками, тетрадями, конспектами и т. п. После серии контрольных работ и ответов на уроке, в конце учебного года или по семестрам назначается экзамен и зачёт.

Такой тип контроля усвояемости знаний применяется как в высших учебных заведениях, так и в школах и на подготовительных курсах.

Также необходимо отметить, что контрольная работа – это основной способ поверки знаний студентов-заочников, поэтому они наиболее распространены на заочных факультетах.

В качестве целей контрольной работы можно выделить следующие:

· Развитие способности к углубленному анализу учебной и научной литературы, законодательства;

· Выработка умения систематизировать и обобщать научный и практический материал, критически его оценивать;

· Формирование и укрепление навыков овладения системой понятий данной науки, аргументированного, логичного, грамотного изложения ее выводов с использованием положений других наук;

· Развитие умения применять теоретические разработки для анализа, оценки, выявления и использования положительного опыта относительно темы контрольной работы;

Контрольные работы выполняются каждым студентом заочной формы обучения в соответствии с учебным планом; количество контрольных работ и дисциплины, по которым они выполняются, определяются учебным планом.

Выполнение студентом контрольной работы – составная часть учебного процесса, одна из форм организации и контроля самостоятельной работы студента.

Задачами выполнения контрольной работы являются:

· Самостоятельное изучение соответствующей темы (раздела) учебной дисциплины;

· Выявление способности решать задачи по изучаемой дисциплине.

· Контроль качества усвоения изученного материала и самостоятельной работы студента.

Задания для выполнения контрольных работ составляются преподавателем, проводящим занятия по соответствующей дисциплине, и доводятся до учащихся .

В современной дидактике понятие «контроль», (как, впрочем, и многие другие), не имеет однозначной трактовки. В одних источниках контроль определяют с точки зрения внешней структурной организации процесса обучения, в других – как часть процесса обучения. Некоторые исследователи вкладывают иной смысл в термин «контроль», приписывая ему значение «проверка»… Однако, сколько бы определений контроля не встречалось в работах дидактов, все они сводятся к общей сути: контроль - это соотнесение полученных результатов с поставленной целью. О степени достижения целей обучения судят по результатам обучения. Следовательно, для того чтобы определить при контроле, соответствуют ли подобные действия запланированным целям, необходимо эти цели выразить в категориях действий. Подобные результаты выступают как конкретизация целей обучения и являются не чем иным, как конкретными требованиями к усвоению, выраженными в определенных показателях – желаемых действиях учащихся. В отличие от реально достигнутых результатов их можно назвать необходимыми результатами усвоения (НРУ). НРУ выступают в этом случае как показатель (критерий) обученности.

Только после того, как будут определены конкретные требования к усвоению - НРУ соответствующего учебного материала, - можно приступать к подбору адекватных выявляемым результатам средств контроля – заданий, которые должны помочь установить наличие или отсутствие этих требований в достижениях учащихся. Тогда полученные результаты можно будет сопоставить с НРУ (показателями обученности), а выводы использовать для совершенствования следующего цикла процесса обучения.

Таким образом, проблема контроля состоит в нахождении объективного пути соотнесения достигнутых учащимися результатов с запланированными результатами обучения.

Решение задач контроля диктует следующие 4 принципа:

1. Принцип цели – определение цели контроля.

Формулировка цели контроля должна быть ориентирована на то содержание учебного курса или те или иные его аспекты, усвоение которых будет контролироваться.

2.Принцип объективности вывода результатов – установление конкретных объективно необходимых результатов обучения.

При контроле результатов усвоения учащимися того или иного материала должно предусматриваться по-возможности не только выявление этих результатов, но и их диагностика, т.е установление причин ошибок и пробелов в знаниях учащихся.

НРУ могут различаться по сложности в зависимости от состава умения. В зависимости от цели контроля тот или иной итог обучения может выступать как самостоятельное НРУ, так и в качестве показателя более комплексного НРУ.

Рассмотрим на конкретном примере. В качестве НРУ может выступать усвоение определенного понятия (вектор, скалярное произведение и т.д). При этом показателями данного результата могут стать умения:

· Воспроизвести определение понятия

· Конкретизировать ответ собственными примерами

· Подвести объект под понятие

· Выразить понятие в символической форме и т.д.

· В зависимости от целей контроля каждый из них может выступать как НРУ.

3.Принцип организации – организация контроля.

По мере изучения учебного материала идет углубление и расширение знаний. Поэтому при определении НРУ следует принимать во внимание место контроля. В зависимости от места контроля различают следующие его виды.

· По месту в учебном процессе:

- Вводный – актуализация опорных или остаточных знаний по теме

-Текущий – контроль усвоения учебного материала в самом ходе познавательного процесса

-Тематический – итоговый по теме (или другой логически завершенной части учебного материала

-Итоговый - контроль усвоения учебного материала за весь курс обучения

· По форме

-Индивидуальный

-Фронтальный (массовый)

· По способу

-Устный

-Письменный

-Практический

4.Принцип объективности оценки результатов – нахождение пути объективного анализа и оценки итогов контроля.

Анализ и оценка итогов контроля подразумевают сопоставление свойств (качеств) достигнутых учащимися результатов с запланированными НРУ. Для этой цели удобно использовать поэлементный анализ работы. Все основные принципы контроля должны быть отражены в общей задаче контроля. Только после этого можно приступить к подбору и конструированию соответствующих средств контроля.

Под термином «средство контроля знаний» следует понимать задание или несколько заданий (контрольная работа), предназначенных для осуществления определенных действий, направленных на выявление соответствующих результатов обучения (или отдельных показателей результатов). К средствам контроля в более широком смысле можно отнести все то, что способствует выявлению того или иного результата обучения. Содержание контрольных заданий должно определяться содержанием НРУ, для выявления которых они предназначены.

Классификация и типизация средств контроля:

· Контрольная работа (предполагает наличие заданий свободного ответа)

· Тест (предполагает задания с выбором предложенного ответа)

Использование любого средства контроля должно соответствовать целям контроля и отвечать следующим принципам.

Выделяют шесть принципов отбора и конструирования контрольных заданий:

1. Соответствие содержания задания контролируемому результату – адекватность содержанию и целям учебного курса.

2. Достоверность выявляемых заданием результатов – правильность, с которой задание выявляет то, что оно должно выявить.

3. Однозначность понимания всеми учащимися задания – четкое и однозначное отображение в формулировке желаемого результата.

4. Извлечение с помощью задания максимума информации об объекте контроля.

5. Увеличение числа выявляемых показателей при одновременном уменьшении времени контроля.

6. Составление инструкции, позволяющей однозначно оценить ответ учащегося на задание.

Таким образом, под контрольной работой понимается совокупность действий по решению заданий, с целью проверки полученных знаний в процессе обучения. Контрольная работа – это промежуточный этап контроля за обучаемыми с целью выявления уровня остаточных знаний. Для учащихся контрольная работа – это хорошая возможность проверить и закрепить свои знания практикой. Контрольные работы, как способ контроля, стоят на вооружении большинства учебных заведений.

Вопросы выносимые на контроль. Векторы и линейные операции над ними.

Определение. Вектором называется направленный отрезок (рис. 1).

А – начало, В – конец вектора Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru . Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Так как вектор определяется его началом и концом, то можно сформулировать эквивалентное данному определение.

Определение. Вектором называется упорядоченная пара точек.

Определение. Длина вектора Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – расстояние между его началом и концом.
Определение. Два вектора называются равными, если они имеют равные длины и одинаково направлены. При этом одинаково направленными называются векторы, лежащие на параллельных прямых и имеющие одинаковые направления.

Из этого определения следует, что точка приложения вектора значения не имеет, то есть вектор не изменяется, если его перемещать параллельно самому себе, сохраняя длину. Такие векторы называются свободными.

Если начало и конец вектора совпадают, он называется нулевым:
Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – нулевой вектор: его направление не определено, а длина Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Определение. Векторы Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru и Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru называются коллинеарными, если они лежат на параллельных прямых: Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Так как направление нулевого вектора не определено, то он коллинеарен любому другому.

Определение. Векторы называются компланарными, если они параллельны одной плоскости.

Нулевой вектор компланарен любой системе компланарных векторов.

Линейные операции над векторами

Линейными называются операции сложения векторов и умножения на число.

а) Правило параллелограмма (рис.2): начала Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru и Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru совмещаются в одной точке, и Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – диагональ параллелограмма, построенного на Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru и Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .   б) Правило треугольника (рис. 3): начало Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru совмещается с концом Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , и Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru направлен от начала Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru к концу Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .
b
b
a
a+b

Рис. 2

 
 
a
a + b
b
b

Рис. 3

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru в) Правило сложения нескольких векторов (рис. 4).

Вектор Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru замыкает ломаную линию, построенную таким образом: конец предыдущего вектора совмещается с началом последующего и Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru направлен от начала Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru к концу Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .  

Умножение на число

Определение. Произведением вектора Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru на число Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru называется вектор Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , удовлетворяющий условиям:

а) Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru ;

б) Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , если Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , если Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru и Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , если Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Произведение Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru называется вектором, противоположным вектору Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru . Очевидно, Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru Определение. Разностью Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru называется сумма вектора Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru и вектора, противоположного Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru : Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru (рис. 5).

Начала Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru и Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru совмещаются в одной точке, и Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru направлен от конца Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru к концу Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Свойства линейных операций.

1. Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru 2. Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru
3. Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru 4. Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru
5. Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru  

Определение. Результат конечного числа линейных операций над векторами называется их линейной комбинацией: Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – линейная комбинация векторов Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru с коэффициентами Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Рис.6
Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru Пример.Пусть М – точка пересечения медиан треугольника АВС, а О – произвольная точка пространства. Представить Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru как линейную комбинацию

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru (рис. 6).

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru . Так как точка пересечения медиан треугольника делит их в отношении 2:1, считая от вершины, то из правила параллелограмма следует, что Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

По правилу треугольника Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , то есть Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru ­– линейная комбинация Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru с коэффициентами Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Теорема 1. Пусть Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru и Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – неколлинеарные векторы. Тогда любой компланарный с ними вектор Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru может быть представлен в виде

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , (2.1) где коэффициенты (2.1) определяются единственным образом.

Представление вектора Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru в виде (2.1) называется разложением его по двум неколлинеарным векторам.

Теорема 2. Пусть Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – некомпланарные векторы. Тогда любой вектор Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru может быть представлен в виде

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , (2.2) причем единственным образом.

Представление вектора Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru в виде (2.2) называется разложением его по трем некомпланарным.

Проекция вектора на ось.

Координаты вектора.

Определение. Осью называется направленная прямая.

Определение. Ортом оси Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru называется единичный вектор Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , направление которого совпадает с направлением оси.

Определение. Ортогональной проекцией точки М на ось Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru называется основание М1 перпендикуляра, опущенного из М на Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Определение. Ортогональной проекцией вектора Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru на ось Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru называется длина отрезка А1В1 этой оси, заключенного между ортогональными проекциями его начала и конца, взятая со знаком «+», если направление вектора Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru совпадает с направлением оси, и со знаком «–», если эти направления противоположны (рис. 8).

Рис.8
Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Определение. Углом между вектором и осью называется угол, на который нужно повернуть в положительном направлении ось до совпадения ее направления с направлением вектора (положительным считается поворот против часовой стрелки). Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru (рис. 8).

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Очевидно, проекцию вектора на ось можно найти по формуле

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Можно показать, что проекция линейной комбинации векторов равна такой же линейной комбинации их проекций:

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

В частности, проекция суммы векторов равна сумме их проекций:

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Рассмотрим прямоугольную декартову систему координат ХОY. Обозначим Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – орт оси ОХ, Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – орт оси OY. Выберем точку Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , и пусть Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – проекции ее на ОХ и OY,то есть координаты этой точки (рис. 9).

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – радиус-вектор точки Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru и Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , но Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru Аналогично Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – разложение Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru по ортам координатных осей Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru (разложение единственно по теореме 1).  
Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Рис.9

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Аналогично в пространственной системе OXYZ Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – орты координатных осей) (рис. 10):

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – разложение Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru по ортам координатных осей (единственно по теореме 2).

Таким образом, если задана прямоугольная декартова система координат (пдск), то со всяким пространственным вектором Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru можно связать три числа Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru (или два числа Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , если вектор плоский), которые являются коэффициентами разложения этого вектора по ортам координатных осей, а также являются проекциями этого вектора на координатные оси.

Определение. Координатами вектора Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru в любой пдск называются коэффициенты в разложении этого вектора по ортам координатных осей.

Таким образом, можно дать еще одно определение вектора.

Определение. Вектором называется упорядоченная тройка чисел (упорядоченная пара, если вектор плоский).

Пример. Если Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , то Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru =(2,3,4) и наоборот, если Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , то Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Так как, с одной стороны, вектор – объект, имеющий длину и направление, а с другой, – упорядоченная тройка чисел, то, зная длину и направление, можно определить его координаты и наоборот. Направление вектора в заданной системе координат характеризуется его направляющими косинусами (рис. 11):

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru OZ).

.

Из этих формул очевидно следует основное свойство направляющих косинусов: Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru Если известны длина Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru и направляющие косинусы вектора, то его координаты вычисляются по формулам:
Пусть Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Пусть Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – произвольный вектор в системе OXYZ, Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – радиус-векторы его начала и конца, Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , (рис.12). Тогда: Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru
Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru (см. свойства линейных операций над векторами). Таким образом, Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , то есть для определения координат вектора надо из координат его конца вычесть координаты начала.

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru Определение. Базисом в пространстве называется любая упорядоченная тройка некомпланарных векторов (рис. 13).

Если Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – базис, то Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – другой базис, так как изменился порядок следования векторов.

Определение. Базис называется прямоугольным декартовым, если базисные векторы взаимно перпендикулярны и длина каждого равна 1.

Такой базис принято обозначать Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Из теоремы 2 следует, что всякий вектор Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru может быть разложен по базису Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , то есть представлен в виде: Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru . Числа Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru называются координатами Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru в базисе Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Определение. Базисом на плоскости называется любая упорядоченная пара неколлинеарных векторов.

Если Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – базис, то представление вектора в виде Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru называется разложением Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru по базису Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru и Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – координаты Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru в этом базисе.

Определение. Базисом на прямой называется любой ненулевой вектор этой прямой.

Деление отрезка в данном отношении.

Введем прямоугольную декартову систему координат (пдск) OXYZ, тогда Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru Обозначим Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru
Рассмотрим задачу: дан отрезок Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru . Найти точку Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , которая делит Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru в заданном отношении Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru : Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru (рис. 14).

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Так как Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru (лежат на одной прямой) и Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , то Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru Переходя от этого векторного равенства к равенству соответствующих координат, получим:

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru (2.3)

Замечание 1. Если Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – середина отрезка Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , то Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , поэтому

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru (2.4)

Замечание 1. Если Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , то точка Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru лежит за пределами Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru : так как Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , то при Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

В этом случае Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru Пусть Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru (рис. 15).

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Скалярное произведение векторов

Определение. Скалярным произведением векторов Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru и Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru называется скаляр (число), равный Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Скалярное произведение обозначается так: Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru или Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

  Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru   Так как Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru (рис. 16) или Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru ,   то Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Свойства скалярного произведения

1. Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – очевидно из определения.

2. Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

3. Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

4. Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Необходимым и достаточным условием перпендикулярности векторов является равенство нулю их скалярного произведения:

5. Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Пример. Найти, при каком значении Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru векторы Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru перпендикулярны.

Два вектора перпендикулярны тогда и только тогда, когда их скалярное произведение равно нулю (свойство 5), поэтому найдем скалярное произведение по формуле (2.5): Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Пример. Найти угол между биссектрисой Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru и медианой AM‖ABC, если Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Так как Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , то Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru . (2.6)

Найдем координаты векторов Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru и Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru . Точка Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – середина Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , поэтому по формулам (2.4) Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

По теореме о биссектрисе внутреннего угла треугольника Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru . Чтобы найти Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , вычислим длины Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru и Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru :

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Разделим отрезок Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru в данном отношении по формулам (2.3):

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru ,

отсюда Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Заметим, что Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru . Это замечание позволит нам не иметь дело с дробями, так как

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Пример. Найти Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , если Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Воспользуемся свойствами 1–4 скалярного произведения:

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Отсюда Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Замечание. Так как работа силы Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru по перемещению материальной точки вдоль вектора Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru вычисляется по формуле Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , то Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Векторное произведение векторов

Определение. Тройка некомпланарных векторов Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , имеющих общее начало, называется правой (левой), если с конца третьего вектора Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru вращение первого вектора Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru ко второму вектору Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru по кратчайшему пути наблюдается против (по) часовой стрелки (рис. 17).

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – левая тройка, Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – правая тройка, Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – левая тройка.  

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – правая тройка (рис. 18).
Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Определение. Векторным произведением вектора Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru на вектор Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru называется вектор Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , удовлетворяющий условиям:

1. Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru ( Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru перпендикулярен плоскости векторов Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru и Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru ).

2. Направление Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru таково, что тройка Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – правая.

3. Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Векторное произведение обозначается так: Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru или Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Замечание. Геометрический смысл векторного произведения: длина векторного произведения численно равна площади параллелограмма, построенного на этих векторах.

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Это следует из того, что площадь параллелограмма равна произведению длин смежных сторон на синус угла между ними.

Заметим, что

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Таким образом, длину вектора векторного произведения можно вычислить с помощью скалярного произведения по формуле

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru . (2.7)

Пример. Найти площадь параллелограмма, построенного на векторах Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

По формуле (2.7): Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Замечание 2. Направление вектора Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru можно также (кроме п.2) определить по правилу винта: направление вектора Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru совпадает с направлением поступательного движения винта в правой резьбой при вращении его в сторону поворота первого вектора Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru ко второму вектору Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru по кратчайшему пути (рис. 19).

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Свойства векторного произведения.

1. Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

2. Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

3. Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – свойство линейности векторного произведения по первому сомножителю (без доказательства).

Векторное произведение также линейно и по второму сомножителю.

Используя определение и свойства 1 и 2, составим таблицу вычисления векторного произведения базисных векторов Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru : векторы, стоящие в левом столбце, умножаются на соответствующие векторы верхней строки (рис. 20).

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Пусть в некоторой пдск Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru . Найдем векторное произведение этих векторов:

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Заметим, что это выражение можно получить, вычислив символический определитель (сделать это можно по-разному, но лучше разложить по первой строке):

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Таким образом,

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru . (2.8)

Пример. Вычислить векторное произведение векторов Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

По формуле (2.8): Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Заметим, что площадь треугольника, построенного на векторах Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru и Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , можно вычислить двумя способами: как половину длины найденного вектора или используя формулу (2.7). Заметим, что Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

или

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Пример. Вычислить площадь параллелограмма, построенного на векторах Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru и Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , если Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Так как Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , то вычислим векторное произведение, используя его свойства: Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Отсюда Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Смешанное произведение векторов

Определение. Смешанным произведением векторов Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru называется число Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – скалярное произведение Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru на векторное произведение Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Смешанное произведение обозначается так: Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Пусть в некоторой пдск Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Обозначим

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Тогда

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Таким образом,

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru (2.9)

По определению скалярного произведения Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru Совместим начала всех трех векторов в одной точке. Тогда (рис. 21) Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – площадь параллелограмма, Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – высота параллелепипеда, Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – объем параллелепипеда.
Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Геометрический смысл смешанного произведения: модуль смешанного произведения численно равен объему параллелепипеда, построенного на векторах-сомножителях, при этом Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , если Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – правая тройка, и Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , если Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – левая тройка.

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Свойства смешанного произведения

1. Необходимым и достаточным условием компланарности трех векторов является равенство нулю их смешанного произведения: Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru компланарны Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

2. Круговая перестановка сомножителей в смешанном произведении не изменяет его величины. Перестановка соседних сомножителей изменяет его знак, не изменяя абсолютной величины:

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

3. В смешанном произведении векторное и скалярное произведения можно менять местами: Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

4. Смешанное произведение линейно по каждому из трех сомножителей.

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – линейность по первому сомножителю.

Пример. Найти объем тетраэдра, построенного на векторах Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , и его высоту, перпендикулярную плоскости векторов Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru и Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Объем тетраэдра в 6 раз меньше объема параллелепипеда, построенного на этих векторах, поэтому Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Отсюда Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru (заметим, что Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru – левая тройка, так как смешанное произведение отрицательно).

Чтобы найти высоту, воспользуемся формулой

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

По формуле (2.7) Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Демонстрационный вариант контрольной работы.

Задание №1. Даны координаты вершин пирамиды А1А2А3А4 : А1(1;2;1), А2(3;-1;7), А3(2;0;2), А4(7;4;-2).. Требуется найти: 1) длину ребра А1А2; 2) угол между ребрами А1А2 и А1А4; 3) угол между ребром А1А4 и гранью А1А2А3; 4) площадь грани А1А2А3; 5) объем пирамиды.

Решение:

1. Находим координаты вектора Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru и длину ребра Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

2. Угол Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru между ребрами А1А2 и А1А4 вычисляется по формуле

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru из скалярного произведения. Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru = Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Поэтому:
Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

3. Угол Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru между ребром А1А4 и плоскостью А1А2А3 – это угол между вектором Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru и его ортогональной проекцией А1А4` на грань А1А2А3.

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Вектор Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru перпендикулярен грани А1А2А3, что вытекает из определения векторного произведения векторов Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru :

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru (Здесь Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru . Как и в предыдущем пункте , находим

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

4. Площадь грани А1А2А3 находим, используя смысл векторного произведения:

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

5.Объем пирамиды А1А2А3А4 численно равен одной шестой модуля смешанного произведения векторов Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Задание №2.

В кубе АBCDA1B1C1D1 со стороной a точка К является серединой стороны основания В1С1, точка L делит другую сторону C1D1 этого основания в отношении 2:1, считая от вершины С1, точка N является серединой бокового ребра АА1. Найдите площадь сечения, проходящего через точки К, L,N.

Решение:

Построим сечение куба через точки K, L, N.

(A1B1C1) KL Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru A1D1 = Q, (AA1D1) NQ Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru DD1=T, (BB1C) KG Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru TN, NTLKG – искомое сечение. Площадь сечения вычислим, используя формулу Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru ­­­­­­ Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru угол между нормальными векторами плоскости основания куба и плоскости сечения. Площадь проекции сечения куба на плоскость ABC можно вычислить как Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru В декартовой системе координат с центром в вершине куба A координаты вершин имеют вид: K Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru Отсюда Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru . Нормальный вектор Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru сечения можно принять пропорциональным (коллинеарным) векторному произведению Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru = (-4;-3;10). Нормальный вектор плоскости основания Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru Тогда Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru и Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Ответ: Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru

Задание №3.

Даны координаты вершин параллелепипеда: A(1;2;3), B(0;1;2), C(1;1;3), D(0;0;3). Найти объем параллелепипеда, его высоту, опущенную из вершины С, угол между вектором AD и гранью, в которой лежат векторы АВ и АС.

Решение: По определению, объем параллелепипеда равен смешанному произведению векторов, на которых он построен. Найдем эти векторы:

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Объем этого параллелепипеда Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

С другой стороны, объем параллелепипеда Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru - это площадь параллелограмма: Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , тогда высота Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Угол между вектором и гранью Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru найдем по формуле

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Так как вектор Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru перпендикулярен грани, в которой лежат векторы Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru . Угол между этим вектором и вектором Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru находим по известной формуле

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru . Очевидно, что искомый угол Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Итак: Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Задание №4.

Проверить, лежат ли в одной плоскости точки Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru . Найти линейную зависимость вектора Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , если это возможно.

Решение: Найдем три вектора: Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Три вектора лежат в одной плоскости, если они компланарны, т. е. их смешанное произведение равно нулю: Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru . Следовательно, эти три вектора линейно зависимы. Найдем линейную зависимость Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru от Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Решая эту систему, получим ответ: Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru , т.е. Понятие, задачи и требования контрольной работы - student2.ru .

Задание 5.

Наши рекомендации