Упражнение 4. Почитайте текст. Определите его тему. Отразите тему в заголовке. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Упражнение 1.

Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. Производные предлоги выделить треугольником

(В)виде бронирова_ого жилета,( в)течени_ рискова_ого путешествия,

(в)продолжени_ рифмова_ой повести, (в)роде шнурова_ого ботинка, (в)место газирова_ой воды, (на)подобие кова_ого сундука, застрахова_ый (в)последстви_, (в)связи с костюмирова_ым

балом, (в)заключени_ заинтересова_ого разговора, (в)следстви_ взволнова_ости, (в))виду загазова_ости, иметь (в)виду шифрова_ую запись, (на)счёт лакирова_ых сапог, (не)смотря

на запланирова_ую встречу.

Упражнение 2. Списать, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы (н-нн с разными частями речи, правописание производных предлогов)

(На)счёт жела_ого подарка, (в)течени_ письме_ого экзамена, (в)роде кова_ого железа, (в)продолжени_ каме_ого века, (на)подоби_ тонирова_ого стекла, (в)заключени_ напряже_ой подготовки, (не)смотря на це_ые сведения, (в)виду измене_ого расписания,(в)виде краше_ого столба, (в)место торжестве_ой встречи, (в)следстви_ (не)равноце_ого обмена, (в)последстви_ удивле_о спрашивал, (в)связи с неожида_ым приказом, иметь (в)виду упроще_ый вариант.

Упражнение 3.Списать, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Производные предлоги выделить треугольником

1) Сговорившись (на)счёт завтрашнего дня, они распростились.

2) (В)место меня на семинар отправился мой коллега.

3) (В)последстви_ я узнал, что не только наводнение

являлось причиной нашей задержки.

4) У рек (на)подобие Волги один берег горный, другой луговой.

5) Он частенько отправлялся (в)место, чрезвычайно опасное.

6) Занятия отменили (в)виду плохой погоды.

7) Мы шли (на)встречу с одноклассниками.

8) Чтобы (во)время приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.

Упражнение 3. Списать, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Производные предлоги выделить треугольником

1)Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.

2) (В)продолжени_ дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

3) (В)следстви_ аварии лифт не работал (в)течени_ недели.

4) (В)начале урока мы читали текст.

5)Мы идём в поход (в)месте с родителями.

6) (В)месте падения метеорита образовался кратер.

7) (В)течени_ реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.

Упражнение 4. Почитайте текст. Определите его тему. Отразите тему в заголовке. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(В)связи(с)открытием Всемирной парижской выставки инженер Александр Гюстав Эйфель придумал башню (в)виде грандиозной ажурной конструкции. (Не)взирая на возмущения некоторых деятелей культуры, он стремился продемонстрировать достижения современной науки и техники и достойно представить свою страну.

Известный писатель Мопассан высмеивал Эйфелеву башню, заявляя, что она выглядит (на)подобие_ «длиннющей и худющей пирамиды». Но при этом интересно отметить, что Эйфелева башня побила рекорд высоты, который (в)течени_ сорока (с)лишним веков держала пирамида Хеопса. Следует заметить, что Эйфелева башня из экспоната Всемирной выставки быстро превратилась в уникальный научный центр (в)виду того, что на её вершине были установлены многочисленные исследовательские приборы и передающие устройства. Кроме того, (в) следстви_ своей необычности башня стала одним из посещаемых мест. Тысячи туристов из разных стран уносят её макеты с собой (в)виде маленьких сувениров.

Тест №1
1. Сколько предлогов в стихотворном отрывке?

Протекали над книгой Глубинной
Синие ночи царицы.
А к царевне с вышки голубиной
Прилетали белые птицы.

А.Блок


2. Каким членом предложения является предлог?

а) обстоятельством.

б) дополнением.

в) не является самостоятельным членом предложения, но входит в их состав вместе со знаменательным словом.


3. Определите значения, передаче которых способствуют предлоги.

А. Из-за шторы, около сада, под елью.
Б. В течение дня, перед рассветом, через минуту.
В. Простудился от переохлаждения, вследствие дождей.
Г. Жить ради детей, сообщить для информации, работать на благо ближнего.

а) Причинное значение.

б) Значение цели.

в) Значение пространства(места).

г) Временное значение.


4.Укажите производные предлоги.

Без, благодаря, через, над, около, под, с, согласно, мимо

Тест № 2

1.Какой частью речи является выделенное слово в предложении?

Иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных брёвен.
(А. Ахматова.)


2.Проанализируйте написание производных предлогов.

  А.(На)счёт, (в)место, (на)подобие. Б. (В)целях, (по)причине, (в)продолжение.     а) Слитное написание. б) Раздельное написание.  

3.С какими падежными формами употреблены предлоги?

1.Солнце клонилось к закату (Ф. Сологуб).
2. Отец сидит, упираясь ладонями в колени… (А. Перегудов).
3.Сердце замерло, — и застучало от боли быстро и сильно (Ф. Сологуб).
4.Мама ещё на сенокосе, скоро придёт…(В. Белов).
5.С холодами перелёты птиц уменьшились (А. Яковлев).


4.В каком предложении предлог виспользован с предложным падежом?
1. И мы разглядели тогда в облаках златотканых, в зазубринах дикой расселины, в дыме густом такую картину… (П. Антокольский).
2. В лицо веял лёгкий морозный ветерок (Ф. Сологуб).
3. В гостиной слышались весёлые голоса и смех. (Ф. Сологуб).

Тест № 3

1. На месте пропусков пишется и

а) идти в течени... дня;

б) вследстви… невнимания;

в) в течени… реки пороги;

г) занимался в продолжени… года.

2. На месте пропусков пишется е

а) эти герои действуют в продолжени… романа;

б) трудно отыскать ошибку в следстви…;

в) вспомнил об этом впоследстви…;

г) смотрел на него в течени… минуты.

3. Пишется слитно

а) (в)течение получаса;

б) (в)продолжение дня;

в) (в)следствие засухи;

г) (в)следствии допущена ошибка;

4. Пишется слитно

а) обнаружить (в)последствии недочёт;

б) включить (в)следствие;

в) иметь это (в)виду;

г) (в)течение многих лет.

5. Пишется раздельно

а) говорить (на)счёт похода;

б) (в)виду недостатка времени;

в) узнал (в)последствии;

г) (в)виде бабочки.

6. Пишется раздельно

а) (в)следствие непогоды;

б) (в)виду болезни;

в) что-то (в)роде дневника;

г) согласуй (в)роде.

Наши рекомендации