Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и кратко объясняя правописание слов.

А(л, лл)юмин…вый, эксп…р…мент, п…р…п…тии, пр…в…л…гированный, гости(н, нн)ая, пр…вередл…вый, пром…кашка, непр…ходящие ценности, пор…вняться с одноклассницей, беч…вка, ш…мпол, реч…нка, ноч..вка, сгущ…нка, бе…вкусный, бе…четный, меж…ярусный, ад…ютант, серебря(н, нн)ый, пе(сч, щ)а(н, нн)ый, стекля(н, нн)ый, подли(н, нн)ый, жаре(н, нн)ое филе трески, жаре(н,нн)ый в масле картофель, (не)прожаре(н, нн)ое мясо, совершенно (не)продума (н, нн)ый ответ, (не)продума(н, нн)ый учеником ответ, ответ (не) продуман, (не)широкая, но глубокая речка; сообщил (н…)кому иному, как декану; (н…)кого иного не увидел, нырнуть (в)глубь, уйти (в)глубь леса, (с)ходу отгадать, (с)непривычки испугаться, сделать (и…)(под)тишка, смотреть (и..)(под)лобья, (не) (по)товарищески; (в)следствии… непогоды, (в)отличи… от других.

7. Перепишите, ставя нужные знаки препинания. Объясните их постановку. В каком примере возможны вариантные знаки препинания?

1) Соединяются и переплетаются в романе две темы а именно тема любви и тема творчества.

2) Отрезанные от всего мира уральцы с честью выдержали осаду.

3) Со мною был чугунный чайник единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. (М.Ю. Лермонтов).

4) Цезарь так звали льва в зверинце спит и тихо взвизгивает во сне. (А.И. Куприн).

5) Кто ты и что тебе надо?

6) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.

7) Ты уже взрослый тебе пора отвечать за свои поступки.

8) Я возражал ей что если для нее и нет опасности то она велика для меня.

9) Я прыгнул в лодку и когда ее вынесло на середину реки налег на весла опасаясь как бы сумерки не застали меня у порогов.

10) Выслушайте меня сказала Надя когда-нибудь до конца.

8. Используя словарь иностранных слов, укажите лексическое значение слов иноязычного происхождения и составьте с каждым словом предложение.

Амбиции, апеллировать, адекватный, аншлаг, балюстрада, гармоничный, дискретный, диссонанс, индифферентный, инфантильный, менталитет, паблисити, эксклюзивный, прецедент, протеже, пунктуальный, эклектика, эпатаж.

9. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм современного русского литературного языка (подчеркните неправильно употребленные слова или словосочетания). Предложите вариант правки.

1. При анализе характера этого человека выявляются черты, характерные для людей его поколения.

  1. Родителям предоставили отпуск в июле месяце.
  2. Многие российские музыканты получили признательность за рубежом.
  3. В последние годы было создано массовое количество инновационных форм.
  4. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления.
  5. В нашем магазине самые дешевые цены на продукты.


Найдите и исправьте ошибки, возникшие при употреблении фразеологизмов.

1. Пока суть да дело, краеведческий музей приходит в упадок.

2. Пора приподнять занавес над этой историей.

3. Известие о приезде аудиторов было как гроза среди ясного неба.

4. Не следует списывать его со счетов.

5. Власть предержащие должны больше думать о благе народа.

6. В подготовке будущих учителей большое значение играет педпрактика.

11. Допишите окончания.

1. Необыкновенно длинн… боа – гордость нашего террариума. Ей подарили страусов… боа. Маленьк… пони звали Тоби. У мое… протеже – красивое платье. Вскоре мы увидели известн… нам по «Доктору Айболиту» Лимпопо. В 2005 году МГУ празднова… свое двухсотпятидесятилетие.

2. Русск… барокко, полн… фиаско, весел… попурри, бесспорн… алиби, точн.. пенальти, крепк… алое, молод… кольраби, свеж… салями, спортивн… шоу, строг… табу, маленьк… колибри, красив… колье, солнечн… Сочи, многомиллион… Токио, настоящ… леди.

12. Пользуясь справочной литературой, образуйте формы множественного числа именительного падежа следующих существительных. Если есть варианты, укажите их.

Диспетчер – диспетчеры, бухгалтер -…, офицер, почерк, торт, порт, лектор, ректор, слесарь, джемпер, договор, суп, корпус, катер, клапан, ветер, вымпел, тон, конструктор, вензель, сектор, брелок, цех, герб, доктор, контейнер, трактор, кондуктор, корректор, профессор, табель, лагерь, шофер, конкурс, скатерть, сторож, штемпель, сорт.

13. От приведенных ниже словоформ образуйте форму родительного падежа множественного числа (например: басни – басен, поместья - поместий и т.п.). В случае затруднений обращайтесь к словарям.

Апельсины, блюдца, бриджи, вафли, гольфы, колени, кочерги, кушанья, яблоки, мандарины, помидоры, носки, оладьи, петли, перепутье, плечи, подмастерья, половодье, сапоги, свечи, снадобья, таможни, туфли, чулки, грузины, румыны, якуты.

Наши рекомендации