III. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке будем решать задачи и повторим отношения «больше (меньше) в несколько раз», «во сколько раз больше (меньше)».
IV. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
Учащиеся читают текст в учебнике (с. 52).
– Выполните рисунок к данному тексту.
– Почему детей оказалось в 2 раза больше, чем взрослых?
Задание № 15 (с. 52).
– Прочитайте текст. Является ли он задачей?
– Что известно? Что требуется узнать?
– Выполните рисунок к данному условию.
– Надо ли выполнять действие, чтобы ответить на вопрос задачи?
– Во сколько раз детей больше, чем взрослых? (так как на каждого взрослого приходится 7 детей, то детей в 7 раз больше, чем взрослых; взрослых в 7 раз меньше, чем детей.)
Задание № 16 (с. 52).
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что надо узнать?
– Запишите кратко условие этой задачи.
Запись:
– Можно ли ответить на этот вопрос, не зная, что детей трое? (Нельзя, так как мы не знаем, сколько было игрушек.)
Скорее всего, учащиеся предложат решить задачу так.
Решение:
1) Сколько всего игрушек у детей?
5 · 3 = 15 (шт.).
2) Во сколько раз игрушек больше, чем детей?
15 : 3 = 5 (раз).
Ответ: в 5 раз больше.
Для того чтобы наметить другой путь решения, надо ситуацию, представленную в задаче, смоделировать на фишках. Сначала выложим в ряд столько желтых фишек, сколько всего играло детей:
Под каждой желтой фишкой выложим в столбик столько красных фишек, сколько игрушек было у каждого ребенка:
Игрушек 5 раз по столько, сколько детей. Значит, игрушек в 5 раз больше, чем детей.
Дополнительно спросите у учащихся: «Изменится ли ответ, если играть будут 6 детей, но игрушек у каждого опять будет по 5?» (Нет. Игрушек снова будет в 5 раз больше, чем детей.) «А изменится ли ответ, если играть будут трое детей, но игрушек у каждого будет 7?» (Да. Игрушек будет в 7 раз больше, чем детей.)
Делаем вывод: ответ на вопрос задачи не зависит от числа играющих детей. Важно только, сколько игрушек у каждого ребенка.
Задание № 17 (с. 52).
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Надо выполнять действия, чтобы узнать, «во сколько раз книг больше, чем полок». (Не надо, так как ясно, что книг в 20 раз больше, чем полок.)
– Можно ли узнать, на сколько число полок меньше числа книг? (Нельзя, так как в задаче неизвестно, сколько было книг.)
– Ответьте на этот вопрос задачи, если полок было 5.
Запись:
Решение:
1) 20 · 5 = 100 (шт.) – книг.
2) 100 – 5 = 95 (шт.) – меньше полок, чем книг.
Ответ: на 95 шт. меньше.
2. Работа в печатной тетради № 2.
Задание № 100.
Учащиеся вполне могут самостоятельно справиться с заданием, но предварительно обсудите с ними план выполнения работы:
1. Разбить фигуру на квадраты площадью 1 см2. Для этого каждую сторону четырехугольника разделить точками на последовательные отрезки длиной 1 см и через отмеченные точки провести горизонтальные и вертикальные отрезки.
2. Подсчитать площадь фигуры в квадратных сантиметрах.
3. Определить длину каждой стороны четырехугольника в сантиметрах.
4. Вычислить периметр фигуры.
Задание № 98.
Разбейте это задание на варианты. Для того чтобы учащимся было легче справиться с работой, подскажите им, что раскрашивание удобно начинать с того ряда, в котором уже есть цветной шар.