III. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы узнаем, что называют «выражением».
IV. Изучение нового материала.
Учитель проводит подготовительную работу.
На доске записаны два числа: 6 и 3. Учитель ставит между ними знак «+».
– Получилась запись, которую называют выражением.
– Так как это выражение составлено с помощью знака «+», то его называют суммой. Сделайте на доске запись:
сумма
– Запишите два других числа: 12 и 4. Поставьте между ними знак «–». Получилось выражение, которое называют разностью:
разность
Следующие два выражения учитель составляет вместе с классом.
– Давайте составим из чисел 8 и 5 и знака умножения выражение, которое назовем произведением. Кто сможет записать произведение чисел 8 и 5 на доске? (Кто-либо из учеников делает запись. Учитель под этим выражением записывает слово произведение.)
произведение
– Как записать частное 12 и 3? (12 : 3.)
– Запишите под выражением 12 : 3 слово «частное».
частное
– Если в каждом из этих выражений выполнить действие, то получится число, которое называют значением выражения. (Выпишите снова все выражения одно под другим и выполните действия.)
6 + 3 = 9 8 · 5 = 40
12 – 4 = 8 12 : 3 = 4
– Назовите значение первого (второго, третьего, четвертого) выражения.
– Назовите выражение, значением которого является число 40. (8, 4, 9.)
– Число 9 мы называли суммой чисел 6 и 3, и его значение – число 9. Точно так же разностью называют выражение 12 – 4 и число 8, являющееся его значением; произведением называют выражение 8 · 5 и его значение – число 40; частным – выражение 12 : 34 и его значение – число 4.
Далее учащиеся рассматривают таблицу в учебнике (на с. 68).
– Прочитайте каждое выражение. Назовите их значение.
Справочный материал для учителя
Некоторые дети испытывают затруднения при чтении выражений, так как не всегда знают, как правильно называть числительные в родительном падеже. Поэтому советуем провести необходимую тренировочную работу, предлагая соответствующие задания. Например: «Прочитайте выражения: 35 + 40 (сумма тридцати пяти и сорока), 90 – 23 (разность девяноста и двадцати трех), 0 · 5 (произведение нуля и пятнадцати), 21 : 7 (частное двадцати одного и семи).
Задание № 1 (с. 69).
Используя карточку-помощницу, учащиеся читают числовые выражения:
• сумма чисел сорока шести и восемнадцати;
• произведение чисел девяти и четырех;
• разность чисел сорока восьми и шести и т. д.
Задание № 2 (с. 69).
Учащиеся читают разными способами выражения, используя карточку-помощницу.
V. Повторение пройденного материала.
1. Работа по учебнику.
Задание № 8 (с. 70).
Учащиеся выполняют записи:
7 + 8 = 15 9 · 9 = 81
17 – 9 = 8 48 : 6 = 8
Задание № 9 (с. 71).
– Прочитайте данные выражения.
– Сравните выражения в каждом столбике.
– Чем они похожи? Чем отличаются?
– Выполните действия.