III. Сообщение темы урока. €

– Сегодня на уроке мы узнаем, что называют «выражением».

IV. Изучение нового материала.

Учитель проводит подготовительную работу.

На доске записаны два числа: 6 и 3. Учитель ставит между ними знак «+».

– Получилась запись, которую называют выражением.

– Так как это выражение составлено с помощью знака «+», то его называют суммой. Сделайте на доске запись:

III. Сообщение темы урока. € - student2.ru

сумма

– Запишите два других числа: 12 и 4. Поставьте между ними знак «–». Получилось выражение, которое называют разностью:

III. Сообщение темы урока. € - student2.ru

разность

Следующие два выражения учитель составляет вместе с классом.

– Давайте составим из чисел 8 и 5 и знака умножения выражение, которое назовем произведением. Кто сможет записать произведение чисел 8 и 5 на доске? (Кто-либо из учеников делает запись. Учитель под этим выражением записывает слово произведение.)

III. Сообщение темы урока. € - student2.ru

произведение

– Как записать частное 12 и 3? (12 : 3.)

– Запишите под выражением 12 : 3 слово «частное».

III. Сообщение темы урока. € - student2.ru

частное

– Если в каждом из этих выражений выполнить действие, то получится число, которое называют значением выражения. (Выпишите снова все выражения одно под другим и выполните действия.)

6 + 3 = 9 8 · 5 = 40

12 – 4 = 8 12 : 3 = 4

– Назовите значение первого (второго, третьего, четвертого) выражения.

– Назовите выражение, значением которого является число 40. (8, 4, 9.)

– Число 9 мы называли суммой чисел 6 и 3, и его значение – число 9. Точно так же разностью называют выражение 12 – 4 и число 8, являющееся его значением; произведением называют выражение 8 · 5 и его значение – число 40; частным – выражение 12 : 34 и его значение – число 4.

Далее учащиеся рассматривают таблицу в учебнике (на с. 68).

– Прочитайте каждое выражение. Назовите их значение.

Справочный материал для учителя

Некоторые дети испытывают затруднения при чтении выражений, так как не всегда знают, как правильно называть числительные в родительном падеже. Поэтому советуем провести необходимую тренировочную работу, предлагая соответствующие задания. Например: «Прочитайте выражения: 35 + 40 (сумма тридцати пяти и сорока), 90 – 23 (разность девяноста и двадцати трех), 0 · 5 (произведение нуля и пятнадцати), 21 : 7 (частное двадцати одного и семи).

Задание № 1 (с. 69).

Используя карточку-помощницу, учащиеся читают числовые выражения:

• сумма чисел сорока шести и восемнадцати;

• произведение чисел девяти и четырех;

• разность чисел сорока восьми и шести и т. д.

Задание № 2 (с. 69).

Учащиеся читают разными способами выражения, используя карточку-помощницу.

III. Сообщение темы урока. € - student2.ru

V. Повторение пройденного материала.

1. Работа по учебнику.

Задание № 8 (с. 70).

Учащиеся выполняют записи:

7 + 8 = 15 9 · 9 = 81

17 – 9 = 8 48 : 6 = 8

Задание № 9 (с. 71).

– Прочитайте данные выражения.

– Сравните выражения в каждом столбике.

– Чем они похожи? Чем отличаются?

– Выполните действия.

Наши рекомендации