Выражение целого и смешанного числа неправильной дробью
Знакомству учащихся с этим новым преобразованием должп предшествовать решение задач, например:
«2 равных по длине куска ткани, имеющих форму квадрат. > разрезали на 4 равные части. Из каждой такой части сшили платок. Сколько получилось платков?» I Запись: 2= -14^-, 2= -% ]
Далее учитель предлагает учащимся выполнить такое задание «Возьмите целый круг и еще половину круга, равного по размс ру первому. Разрежьте целый круг пополам. Сколько всего поло
1 3
вин получилось? Запишите: было 1 •*• круга, стало •*• круга, значит ,
,13 1 2 = 2*'
Таким образом, опираясь на наглядно-практическую основу, рассматриваем еще ряд примеров. В рассматриваемых примерах учащимся предлагается сравнить исходное число (смешанное или целое) и число, которое получилось после преобразования (неправильная дробь).
Чтобы познакомить учеников с правилом выражения целого и смешанного числа неправильной дробью, надо привлечь их внимание к сравнению знаменателей смешанного числа и неправильной дроби, а также к тому, как получается числитель, например:
12 1 3 3 12 3
1 2"=?, 1 = 2", да еще ^, всего ^ 3 ^=?, 3=-^-, да еще ^, всего
будет -^-. В итоге формулируется правило: чтобы смешанное число
выразить неправильной дробью, надо знаменатель умножить на целое число, прибавить к произведению числитель и сумму записать числителем, а знаменатель оставить без изменения.
Вначале нужно упражнять учащихся в выражении неправильной дробью единицы, затем любого другого целого числа с указанием знаменателя, а уже затем смешанного числа:
7'
Основное свойство дроби1
[онятие неизменяемости дроби при одновременном увеличении
1 уменьшении ее членов, т. е. числителя и знаменателя, усваи-
1тся учащимися школы VIII вида с большим трудом. Это поня-
Ь необходимо вводить на наглядном и дидактическом материале,
,'ичем важно, чтобы учащиеся не только наблюдали за деятельностью учителя, но и сами активно работали с дидактическим материалом и на основе наблюдений и практической деятельности приходили к определенным выводам, обобщению.
Например, учитель берет целую репу, делит ее на 2 равные •мсти и спрашивает: «Что получили при делении целой репы
пополам? (2 половины.) Покажите •*• репы. Разрежем (разделим)
1 2
половину репы еще на 2 равные части. Что получим? -у. Запишем:
1 2
тт=-т- Сравним числители и знаменатели этих дробей. Во сколько
раз увеличился числитель? Во сколько раз увеличился знаменатель? Во сколько раз увеличились и числитель, и знаменатель? Изменилась ли дробь? Почему не изменилась? Какими стали доли: крупнее или мельче? Увеличилось или уменьшилось число
долей?»
Затем все учащиеся делят круг на 2 равные части, каждую половину делят еще на 2 равные части, каждую четверть еще на
2 равные части и т. д. и записывают: "о^А^тг^тгг и т- Л- Потом
устанавливают, во сколько раз увеличился числитель и знамена
тель дроби, изменилась ли дробь. Затем чертят отрезок и делят
его последовательно на 3, 6, 12 равных частей и записывают:
1_2_ 4
"3~"6~Т2-
1 21 4 При сравнении дробей -^ и -^, -^ и -^ обнаруживается, что
числитель и знаменатель дроби тг увеличивается в одно и то же число раз, дробь от этого не изменяется.
После рассмотрения ряда примеров следует предложить учащимся ответить на вопрос: «Изменится ли дробь, если числитель Некоторые знания по теме «Обыкновенные дроби» исключаются из учебных программ по математике в коррекционных школах VIII вида, но они сообщаются учащимся в школах для детей с задержкой психического развития, в классах выравнивания для детей, испытывающих трудности в обучении математике. В данном учебнике параграфы, где дается методика изучения этого материала,
обозначены звездочкой (*).
I
л
и знаменатель дроби умножить на одно и то же число (увеличит -в одно и то же число раз)?» Кроме того, надо попросить учащихс самим привести примеры.
Аналогичные примеры приводятся при рассмотрении уменыш ния числителя и знаменателя в одно и то же число раз (числители и знаменатель делятся на одно то же число). Например, кр>'
( 4 \ делят на 8 равных частей, берут 4 восьмые доли круга I -о- ]
укрупнив доли, берут четвертые, их будет 2. Укрупнив доли
4 2 1 берут вторые. Их будет 1 :~й=-д—-%- Сравнивают последователь!I
числители и знаменатели этих дробей, отвечая на вопросы: «В<> сколько раз уменьшается числитель и знаменатель? Изменится ли дробь?».
Хорошим пособием являются полосы, разделенные на 12, 6, 3 равные части (рис. 26).
На основании рассмотренных примеров учащиеся могут сделать вывод: дробь не изменится, если числитель и знаменатель дроби разделить на одно и то же число (уменьшить в одно и то же число раз). Затем дается обобщенный вывод — основное свойство дроби: дробь не изменится, если числитель и знаменатель дроби увеличить или умень шить в одно и то же число раз.
Сокращение дробей
Предварительно необходимо готовить учащихся к этому преоб разованию дробей. Как известно, сократить дробь — это значит числитель и знаменатель дроби разделить на одно и то же число Но делителем должно быть такое число, которое дает в ответе несократимую дробь.
За месяц-полтора до ознакомления учащихся с сокращением дробей проводится подготовительная работа — предлагается из таблицы умножения назвать два ответа, которые делятся на одно и то же число. Например: «Назовите два числа, которые делятся на 4». (Сначала учащиеся смотрят' в таблицу, а потом называют эти числа по памяти.) Они называют и числа, и результаты их. деления на 4. Затем учитель предлагает ученикам для дроби, 304
например |, подобрать делитель — для числителя и знаменателя
(опорой для выполнения такого действия является таблица умно
жения). 5
Далее учитель предлагает подобрать делитель для дроби -^. (В
какую таблицу надо посмотреть? На какое число можно разделить 5 и 15?) Выясняется, что при делении числителя и знаменателя дроби на одно и то же число величина дроби не изменилась (это можно показать на полоске, отрезке, круге), только стали крупнее доли: -тг=т- ВиД ДРоби стал проще- Учащиеся подводятся к выводу правила сокращения дробей.
Учащимся школы VIII вида часто оказывается трудно подобрать наибольшее число, на которое делится и числитель, и знаменатель дроби. Поэтому нередко наблюдаются ошибки такого характера, как -^=|, т. е. ученик не нашел наибольший общий делитель для чисел 4 и 12. Поэтому на первых порах можно разрешить постепенное деление, т. е. -^=^=^ но при ЭТОМ °Пра" шивать, на какое число разделили числитель и знаменатель дроби сначала, на какое число потом и затем на какое число сразу можно было разделить числитель и знаменатель дроби. Такие вопросы помогают учащимся постепенно отыскивать наибольший общий делитель числителя и знаменателя дроби.
Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю*
Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю нужно рассматривать не как самоцель, а как преобразование, необходимое для сравнения дробей, а затем и для выполнения действий сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
Учащиеся уже знакомы со сравнением дробей с одинаковыми числителями, но разными знаменателями и с одинаковыми знаменателями, но разными числителями. Однако они еще не умеют сравнивать дроби с разными числителями и разными знаменателями.
Перед тем как объяснять учащимся смысл нового преобразования, необходимо повторить пройденный материал, выполнив, например, такие задания:
Сравнить дроби |, у, |. Сказать правило сравнения дробей с
одинаковыми числителями.
Сравнить дроби -г-, тт, ?-, -?. Сказать правило сравнения др
с одинаковыми знаменателями.
3 1
Сравнить дроби ^ и -^. Эти дроби учащиеся сравнить затрудняются, так как у них разные числители и разные знаменатели. Чтобы ] сравнить эти дроби, нужно сделать равными числители или знаменатели этих дробей. Обычно в одинаковых долях выражают знаменате-| ли, т. е. приводят дроби к наименьшему общему знаменателю.
Учащихся необходимо познакомить со способом выражения \ дробей в одинаковых долях.
Сначала рассматриваются дроби с разными знаменателями, но такие, у которых знаменатель одной дроби делится без остатка на знаменатель другой дроби и, следовательно, может являться и знаменателем другой дроби.
3 1 Например, у дробей тг и •*• знаменателями являются числа 8 и 2.
Чтобы выразить эти дроби в одинаковых долях, учитель предлагает меньший знаменатель умножать последовательно на числа 2, 3, 4 и т. д. и делать это до тех пор, пока не получится результат, равный знаменателю первой дроби. Например, 2 умножим на 2, получим 4. Знаменатели опять у двух дробей разные. Далее 2 умножим на 3, получим 6. Число 6 также не подходит. 2 умножим на 4, получим 8. В этом случае знаменатели стали одинаковыми. Чтобы дробь не изменилась, надо и числитель дроби -^ умножить на 4 (на основании основного свойства дроби). Получим
4 34
дробь д-. Теперь дроби •§• и -д- выражены в одинаковых долях. Их
легко и сравнивать, и выполнять с ними действия.
Найти число, на которое нужно умножить меньший знаменатель одной из дробей, можно делением большего знаменателя на меньший. Например, если 8 разделить на 2, то получим число 4. На это число нужно умножить и знаменатель, и числитель дроби. Значит, чтобы выразить в одинаковых долях несколько дробей, нужно больший знаменатель разделить на меньший, частное умножить на знаменатель и числитель дроби с меньшими знаменате-
15 2 лями. Например, даны дроби ^-, -^ и -д. Чтобы эти дроби привести
к наименьшему общему знаменателю, нужно 12:6=2, 2x6=12, 306
'2x1=2. Дробь ^ примет вид -^. Затем 12:3=4, 4x3=12,
2 8 152
4x2 = 8. Дробь д- примет вид -^-. Следовательно, дроби ^-, -^ и -у
25 8 примут соответственно вид -™-, -гя- и -г*-, т. е. окажутся выражен-
ными в одинаковых долях.
Проводятся упражнения, которые позволяют сформировать умения приведения дробей к общему наименьшему знаменателю.
с о о
Например, надо выразить в одинаковых долях дроби ттг и •*•• тт.
I 3 I- Т
Чтобы учащиеся не забывали то частное, которое получается от деления большего знаменателя на меньший, целесообразно его
с
записывать над дробью с меньшим знаменателем. Например, -т^- и
2х5 6 10 ,д ,51
-у, тт и ТВ"' Можно также предложить сравнить дроби -^ и т^.
5 И ТВ"' 3 и ? и Т- д'
Затем рассматриваются такие дроби, у которых больший знаменатель не делится на меньший и, следовательно, не является
3 5 общим для данных дробей. Например, •§• и ^-. Знаменатель 8 не
делится на 6. В этом случае больший знаменатель 8 будем последовательно умножать на числа числового ряда, начиная с 2, до тех пор, пока не получим число, которое делится без остатка на оба знаменателя 8 и 6. Чтобы дроби остались равными данным, числители нужно соответственно умножить на те же числа. На-
3 5 пример, чтобы дроби •§• и -^ были выражены в одинаковых долях,
больший знаменатель 8 умножаем на 2(8x2 = 16). 16 не делится на 6, значит, 8 умножаем на следующее число 3(8x3=24). 24 делится на 6 и на 8, значит, 24 — общий знаменатель для данных дробей. Но чтобы дроби остались равными, числители их надо увеличить во столько же раз, во сколько раз увеличили знаменатели, 8 увеличили в 3 раза, значит, и числитель этой дроби 3
увеличим в 3 раза.
3 9
Дробь -д примет вид щ. Знаменатель 6 увеличили в 4 раза.
Таким образом, подводим учащихся к общему выводу (правил знакомим их с алгоритмом выражения дробей в одинаковых дс
3 5 Например, даны две дроби т и у.
ч
1. Находим наименьший общий знаменатель: 7x2=14, 7x3=1..
7x4=28. 28 делится на 4 и на 7. 28 — наименьший общий знам<
, а 3 5 натель для дробей т и у-
2. Находим дополнительные множители: 28:4=7,
28:7=4.
= \4
3.Запишем их над дробями: —г- и -=-
4.Числители дробей умножим на дополнительные множителц|
3x7=21, 5x4=20.
„ , 21 20 о
Получим дроби с одинаковыми знаменателями ^г и ^тг. Значит,!
_. 3 5 дроби х и 7 мы привели к общему наименьшему знаменателю.
Опыт показывает, что ознакомление учащихся с преобразование» дробей целесообразно проводить перед изучением различных ариф метических действий с дробями. Например, сокращение дробей ил», замену неправильной дроби целым или смешанным числом целесооб-^ разно дать перед изучением сложения и вычитания дробей с одина-| ковыми знаменателями, так как в полученной сумме или разноси придется делать либо одно, либо оба преобразования.
и 1,1 2 15.38 ,15, 7 • 12 ,
Например, т+т=т=7; 7+7=7=\7; ^+^-^-=1
Приведение дробей к наименьшему общему знаменател, лучше изучать с учащимися перед темой «Сложение и вычитание! дробей с разными знаменателями», а замену смешанного числа! неправильной дробью — перед темой «Умножение и деление дро-' бей на целое число».