Задания для самостоятельной работы

Задание 1. На основе ВАХ БТ, приведенных в табл. 1 для заданного преподавателем варианта, в рабочей точке указанного БТ определить графическим способом его h-параметры и построить для схемы включения БТ с ОЭ (рис. 12) его эквивалентную схему с использованием h-параметров.

Таблица 1

Вариант № Тип БТ Параметры рабочей точки Вариант № Тип БТ Параметры рабочей точки
задания для самостоятельной работы - student2.ru , мА задания для самостоятельной работы - student2.ru , В задания для самостоятельной работы - student2.ru , мА задания для самостоятельной работы - student2.ru , В
КТ 332Б 0,8 КТ 201Г
КТ 210А 6,5 КТ 206А
КТ 815В КТ 208Ж
КТ 368Б 4,5 П 308
КТ 325А КТ 301Г 3,1
КТ 3102А КТ 349В
КТ 3107К КТ 333Д 0,95
КТ 316Б КТ 348Б 1,7
КТ 345В 7,5 КТ 352А
КТ 313Б КТ 364Б
КТ 361Д КТ 373В 2,4
КТ 503Е КТ 379А
КТ 312В 7, 5 КТ 339А
КТ 340А КТ 355А
КТ 342 КТ 363А 3,2

Отчет по 1-му заданию должен содержать: определение h-параметров, ВАХ указанного БТ с графическими построениями для определения каждого из h-параметров, расчетные выражения h-параметров, эквивалентную модель БТ на основе h-параметров. Следует сравнить полученные значения задания для самостоятельной работы - student2.ru БТ с его справочными данными.

Задание 2. На основе полученных в задании 1 h-параметров БТ рассчитать и построить Т-образную физическую эквивалентную схему БТ (рис. 5) и эквивалентную схему БТ при включении с ОЭ на основе y-параметров (рис. 13).

В отчете следует привести выражения для расчета параметров модели и эквивалентные схемы БТ.

Задание 3. Рассчитать аналитически параметры эквивалентной малосигнальной схемы БТ для включения с ОЭ (рис. 14) для указанного в таблице 1 варианта задания и построить эквивалентную схему БТ.

В отчете необходимо привести формулы для расчета параметров модели, найти максимально реализуемый в схеме с ОЭ коэффициент усиления по напряжению задания для самостоятельной работы - student2.ru . Сравнить полученные аналитически параметры эквивалентной малосигнальной схемы БТ с соответствующими параметрами эквивалентной схемы БТ на основе h-параметров, полученными графическим методом. Напряжение Эрли задания для самостоятельной работы - student2.ru для расчета дифференциального выходного сопротивления БТ задания для самостоятельной работы - student2.ru необходимо определить графическим методом, сравнить его значение с теоретическим интервалом значений. Для приблизительной оценки задания для самостоятельной работы - student2.ru (в случае отсутствия ВАХ конкретного БТ) можно брать его значение, равное усредненной величине между максимальным и минимальным значением в интервале.

Задание 4. Произвести расчет по постоянному току схем на рис. 17, 18, 19, 20, 21. Тип БТ указан в табл. 1 варианта задания 1. Напряжение питания схем задать положительным и равным значению задания для самостоятельной работы - student2.ru варианта задания, увеличенному в 1,5 раза, задания для самостоятельной работы - student2.ru . Ток задания для самостоятельной работы - student2.ru БТ необходимо выбирать по рекомендациям для установки рабочей точки по постоянному току. Для вариантов задания с p-n-p типом БТ следует модернизировать схемы на рис. 17, 18, 19, 20, 21 под установку рабочей точки для БТ p-n-p типа. Для схемы на рис. 17 напряжение смещения задания для самостоятельной работы - student2.ru задать равным 2 В, задания для самостоятельной работы - student2.ru .

В отчете должны быть приведены: все схемы формирования режима по постоянному току с указанными на них номиналами и мощностями резисторов, и напряжениями, рассчитанными в каждом узле схемы и на выводах БТ относительно земляного проводника. Должны быть приведены расчетные выражения и собственно сам расчет по постоянному току для каждой из схем рис. 17, 18, 19, 20, 21. Величина сопротивлений должна быть выбрана из ряда элементов Е24. Для каждого резистора схемы следует произвести оценку рассеиваемой на нем мощности и в соответствии с величиной рассчитанной мощности выбрать тип резистора, для БТ следует определить запасы по предельной рассеиваемой мощности на коллекторе БТ и по максимально допустимым задания для самостоятельной работы - student2.ru и задания для самостоятельной работы - student2.ru .

Задание 5. Произвести расчет по переменному току всех схем рис. 25, 26, 28. Требования термостабильности не учитываем. Тип БТ выбирается по номеру варианта табл. 1 из первого задания. Исходные данные для расчета параметров каскада необходимо взять в табл. 2 в соответствии с номером варианта. Режим по постоянному току для всех типов включения БТ на рис. 25, 26, 28 должен быть задан одинаковым. Предварительно следует произвести расчет параметров эквивалентных схем всех усилительных каскадов (ОЭ, ОБ, ОК на рис. 25, 26, 28) как формализованного узла в соответствии с рис. 29, как источника напряжения, управляемого напряжением, к которому подключается источник сигнала и нагрузка. Нарисовать эквивалентную схему. Свойства всех рассчитанных эквивалентных схем (ОЭ, ОБ, ОК) свести в отдельную таблицу и сравнить между собой.

Таблица 2

Вариант № задания для самостоятельной работы - student2.ru задания для самостоятельной работы - student2.ru задания для самостоятельной работы - student2.ru задания для самостоятельной работы - student2.ru задания для самостоятельной работы - student2.ru задания для самостоятельной работы - student2.ru задания для самостоятельной работы - student2.ru
2,2 - 0,4 ? 0,1
- ?
0,1 ? ? 0,2 1,6
- 0,1 ?
0,51 - 0, 05 ?
? ? 0,8
5,6 - 0,6 ?
- ?
- ? 0,6
2,2 - ?
0,56 - 0,3 ?
0,68 - 0,8 ? 0,05
0,3 ? ? 5,6 0,1
1,3 - 2,2 ? 0,3
? ? 0,2
0,75 ? ? 0,2 0,6
4,3 - ?
- 0,56 ? 0,4

Окончание таблицы 2

1,8 - ? 2,5
- 0,01 ? 0,01
0.1 - 0.05 ? 0,05
4,4 - 0,5 ? 1,3
- 0,2 ?
0,3 - 0,4 ?
1,8 - 3,3 ?
6,3 0,4 - ?
1,5 ? ? 0,6 0,18
4,3 - ? 1,2
- 0,8 ? 1,6
7,5 6,8 - ?

задания для самостоятельной работы - student2.ru и задания для самостоятельной работы - student2.ru в табл. 2 соответствуют действущим величинам напряжения на нагрузке и источнике сигнала. В вариантах задания, где вместо задания для самостоятельной работы - student2.ru задана мощность в нагрузке задания для самостоятельной работы - student2.ru , следует действующее значение напряжения задания для самостоятельной работы - student2.ru на нагрузке найти из величины задания для самостоятельной работы - student2.ru . Знаком «?» в табл. 2 обозначен параметр, который должен быть найден в результате расчета свойств усилительного каскада по переменному току с учетом задания для самостоятельной работы - student2.ru и задания для самостоятельной работы - student2.ru . Расчет следует произвести для всех вариантов включения БТ по переменному току.

В отчете по заданию должны содержаться: полные принципиальные схемы всех усилительных каскадов (ОЭ, ОБ, ОК) с рассчитанными элементами схемы, включая элементы формирования рабочей точки, блокировочные и разделительные конденсаторы, которые должны соответствовать ряду элементов Е24; эквивалентная схема усилительного каскада как формализованного узла в соответствии с рис. 29; таблица свойств эквивалентной схемы для всех вариантов включения БТ; найденные значения параметров, обозначенные знаком «?» в табл. 2, для всех схем на рис. 25, 26, 28; приведены аналитические выражения для расчета и собственно сам расчет по переменному и постоянному току.

Задание 6. Произвести расчет по постоянному и переменному току однокаскадных усилителей, представленных на рис. 34, 35, 36, 37 прил. Добавить к схеме каскада недостающие элементы: источник сигнала, нагрузку, разделительные и блокировочные конденсаторы. Сопротивление генератора задания для самостоятельной работы - student2.ru , сопротивление нагрузки задания для самостоятельной работы - student2.ru , напряжение питания задания для самостоятельной работы - student2.ru задать самостоятельно. Тип БТ также выбрать самостоятельно по справочнику [7, 8]. Определить параметры каскадов усиления: входное задания для самостоятельной работы - student2.ru и выходное задания для самостоятельной работы - student2.ru сопротивления усилительного каскада, сквозной коэффициент усиления по напряжению. При выполнении задания следует воспользоваться короткими пояснениями к схемам и в случае недостатка информации воспользоваться дополнительной литературой [6, 9, 10]. В отчете должны быть представлены полные принципиальные схемы усилительных каскадов, выполненных по ГОСТу, со всеми рассчитанными и выбранными типами элементов, расчетные выражения, и сам расчет.

Задание 7. Произвести расчет по постоянному и переменному току двухкаскадных усилителей, представленных на рис. 38 - 41 прил. Так же как в задании 6 следует добавить к схеме каскада недостающие элементы: источник сигнала, нагрузку, разделительные и блокировочные конденсаторы. Сопротивление генератора задания для самостоятельной работы - student2.ru , сопротивление нагрузки задания для самостоятельной работы - student2.ru , напряжение питания задания для самостоятельной работы - student2.ru задать самостоятельно. Тип БТ также выбрать самостоятельно по справочнику [7, 8]. Определить сквозной коэффициент усиления двухкаскадных усилителей по напряжению. При выполнении задания следует воспользоваться короткими пояснениями к схемам и в случае недостатка информации воспользоваться дополнительной литературой [6, 9, 10]. В отчете должны быть представлены полные принципиальные схемы усилительных каскадов, выполненных по ГОСТу, со всеми рассчитанными и выбранными типами элементов, расчетные выражения и сам расчет.

Задание 8.Разработать усилительный каскад, удовлетворяющий следующим требованиям: сквозной коэффициент усиления по напряжению задания для самостоятельной работы - student2.ru , предельно допустимая нестабильность коллекторного тока задания для самостоятельной работы - student2.ru , задания для самостоятельной работы - student2.ru , задания для самостоятельной работы - student2.ru . Тип БП брать из табл. 1, а задания для самостоятельной работы - student2.ru − из табл. 2 в соответствии с номером варианта задания. Тип включения БТ выбрать самостоятельно. Расчет коэффициента термостабильности задания для самостоятельной работы - student2.ru для схемы включения с ОБ аналогичен приведенному ранее для схемы с ОЭ. Сопротивление нагрузки задания для самостоятельной работы - student2.ru подобрать самостоятельно.

В отчете должны присутствовать: выбор структуры цепей питания и термостабилизации; описание хода оптимизации схемы для достижения заданного коэффициента температурной нестабильности задания для самостоятельной работы - student2.ru и сквозного коэффициента усиления задания для самостоятельной работы - student2.ru .

Приложение

задания для самостоятельной работы - student2.ru На рис. 1 изображен усилительный каскад с ОЭ и фиксированным напряжением на базе. Роль источника напряжения в базовой цепи БТ выполняет диод задания для самостоятельной работы - student2.ru . Схема обладает неплохой термостабильностью, так как прямое падение напряжения на диоде и прямое падение напряжения на переходе Б-Э транзистора задания для самостоятельной работы - student2.ru при изменении температуры окружающей среды изменяются синфазно. В мощных усилителях для более точного соответствия температуры диода температуре транзистора диод задания для самостоятельной работы - student2.ru конструктивно может быть расположен непосредственно на корпусе БТ задания для самостоятельной работы - student2.ru . Для расчета необходимо выбирать тип диода с прямым падением напряжения на диоде не менее (0,7…0,8) В. Как правило, это достаточно сильноточные диоды. Ток делителя выбирается из соображений обеспечения именно рекомендованного прямого падения напряжения на диоде в соответствии с ВАХ диода или его справочными данными, но не менее чем 10 токов базы. Частотные свойства диода задания для самостоятельной работы - student2.ru не имеют значения, так как диод работает только по постоянному току. Дифференциальное сопротивление открытого диода небольшое (десятки…сотни Ом), поэтому входное сопротивление каскада определится параллельным соединением сопротивления R2, величина которого в схеме на рис. 1 получается, как правило, небольшой (от сотен Ом до единиц кОм) и входным сопротивлением задания для самостоятельной работы - student2.ru БТ задания для самостоятельной работы - student2.ru .

задания для самостоятельной работы - student2.ru На рис. 2 представлен усилительный каскад с ОЭ на составном БТ p-n-p структуры по схеме Дарлингтона с ООС по току и фиксированным напряжением на базе. Базовый делитель VD1, R1 обеспечивает стабилизацию напряжения для базовой цепи. Ток делителя определяется рабочим током стабилитрона VD1, при котором обеспечивается справочное напряжение стабилизации. Составной транзистор выполнен на БТ VT1-VT2, его следует при оценке свойств по переменному току считать одним транзистором (новые выводы у составного БТ − задания для самостоятельной работы - student2.ru , задания для самостоятельной работы - student2.ru , задания для самостоятельной работы - student2.ru ) с параметрами:

коэффициент усиления по току задания для самостоятельной работы - student2.ru ,

входное сопротивление задания для самостоятельной работы - student2.ru ,

крутизна задания для самостоятельной работы - student2.ru ,

выходное сопротивление задания для самостоятельной работы - student2.ru .

Сопротивление R2, как и в схеме на рис. 35, служит для увеличения входного сопротивления усилительного каскада.

задания для самостоятельной работы - student2.ru На рис. 3 изображен усилительный каскад с ОЭ и источником тока для фиксации тока базы. Ток базы VT2 задается источником тока, выполненным на БТ VT1. Величина тока источника тока, равна задания для самостоятельной работы - student2.ru . Так как входное сопротивление источника тока (коллектор VT1) достаточно велико, то входное сопротивление всего усилительного каскада равно задания для самостоятельной работы - student2.ru . Диоды VD1, VD2 в делителе напряжения VT1 фиксируют напряжение на базе VT1. Ток делителя выбирается как в схеме на рис. 1. Величина сопротивления R2 задает задания для самостоятельной работы - student2.ru .

задания для самостоятельной работы - student2.ru На рис. 4 изображен усилительный каскад с ОЭ и комбинированной ООС по току. Для термостаби­лизации рабочей точки VT1 базовый ток подается с коллектора БТ. Для регулирования коэффициента усиле­ния каскада используется R3, величина его может быть небольшой, поэтому падение напряжения на нем не обя­зательно должно удовлетворять условию задания для самостоятельной работы - student2.ru . Коэффициент усиления каскада по напряжению равен задания для самостоятельной работы - student2.ru . Выходное и входное сопротивления соответствуют выражениям:

задания для самостоятельной работы - student2.ru , задания для самостоятельной работы - student2.ru .

задания для самостоятельной работы - student2.ru На рис. 5 представлен простой двухкаскадный усилитель с ОЭ и с ОК и гальванической связью между каскадами. Установку рабочей точки любого многокаскадного усилителя следует начинать с выходного каскада, так как уровень выходного сигнала на выходе максимален. Ток коллектора VT1 должен быть, как и в случаях использования обычного базового делителя напряжения, на порядок больше базового тока VT2. Потенциал коллектора VT1 задается потенциалом базы VT2. Расчет по переменному току ведется также от выхода схемы к её началу. В качестве нагрузки усилителя на VT1 должно быть использовано входное сопротивление каскада ОК на VT2. Так как коэффициент усиления каскада на VT2 стремится к единице, то общий коэффициент усиления по напряжению определяется коэффициентом усиления по напряжению усилителя на VT1.

задания для самостоятельной работы - student2.ru задания для самостоятельной работы - student2.ru На рис. 6 изображен двухкаскадный усилитель (ОЭ и ОЭ) с общей ООС по напряжению, вследствие того, что ООС на базу VT1 заведена с выхода второго каскада, усилитель отличается повышенной термостабильностью. Для расчета по переменному току усилитель на БТ VT1 можно рассматривать как модернизированный вариант схемы, представленный на рис. 21 и 33. Коэффициент передачи задания для самостоятельной работы - student2.ru всего усилителя равен произведению коэффициентов усиления по напряжению обоих каскадов. Расчет по постоянному току так же, как и для схемы усилителя на рис. 5 следует начинать с выходного каскада. Падение напряжения на сопротивлении R4 должно быть не меньше, чем падение напряжения на переходе Б-Э VT1 плюс падение напряжения (под действием протекающего базового тока VT1) на сопротивлении R2. Потенциал коллектора VT1 задается потенциалом базы VT2.

задания для самостоятельной работы - student2.ru На рис. 7 изображен усилительный каскад с ОЭ и динамической нагрузкой в цепи коллектора. Роль динамической нагрузки выполняет источник тока на VT1. Установка источника тока в цепи коллектора БТ VT2 вместо коллекторного сопротивления позволяет резко повысить задания для самостоятельной работы - student2.ru ненагруженного каскада. Поэтому целесообразно для сравнения свойств нагруженного и ненагруженного усилителя рассчитать задания для самостоятельной работы - student2.ru без сопротивления нагрузки, потом добавить нагрузку и снова рассчитать задания для самостоятельной работы - student2.ru . Внутреннее сопротивление источника тока задания для самостоятельной работы - student2.ru [6] на БТ VT1 соответствует выражению

задания для самостоятельной работы - student2.ru .

На рис. 8 изображена каскодная схема ОЭ-ОБ. Ком­бинация ОЭ-ОБ позволяет получить расширение полосы пропускания усилителя в область высших частот, харак­терное для схемы с ОБ, при достаточно большом входном сопротивлении каскада, характерном схеме с ОЭ. Нагруз­кой VT1 служит малое входное сопротивление каскада на VT2 по схеме с ОБ, поэтому задания для самостоятельной работы - student2.ru VT1 мал, и потому задания для самостоятельной работы - student2.ru задают примерно, как задания для самостоятельной работы - student2.ru . Оставшееся напря­жение питания равномерно распределяют между VT1 и R4.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жеребцов И.П. Основы электроники. – Ленинград: Энергоатомиздат, 1985.

2. Ровдо А.А. Схемотехника усилительных каскадов на биполярных

транзисторах. – М.: Додека, 2002.

3. Расчет электронных схем. Примеры и задачи: Учеб. пособие для вузов /

Г.И. Изъюров, Г.В.Королев, В.А. Терехов и др. – М.: Высш. шк., 1987.

4. Ежков Ю.С. Справочник по схемотехнике усилителей. – М.: ИП РадиоСофт, 2002.

5. Остапенко Г.С. Усилительные устройства. – М.: Радио и связь, 1989.

6. Полупроводниковая схемотехника: Справочное руководство. У. Титце,

К. Шенк: пер. с нем. – М.: Мир, 1983.

7. Транзисторы для аппаратуры широкого применения: Справочник / К.М. Брежнева, Е.Г. Гантман, Т.И. Давыдова и др. Под. ред. Б.Л. Перельмана. – М.: Радио и связь, 1981.

8. Полупроводниковые приборы: Транзисторы. Справочник / В.Л. Аронов,

А.В. Баюков, А.А. Зайцев и др.; Под общ. ред. Н.Н. Горюнова. – 2-е изд., перераб. – М.: Энергоатомиздат, 1985.

9. Шкритек П. Справочное руководство по звуковой схемотехнике. – М.: Мир, 1991.

10. Искусство схемотехники / П.Хоровиц, У. Хилл − М.: Мир. 2002.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Модели биполярного транзистора………………………………………………….3

2. Установка рабочей точки биполярного транзистора………………..……………11

3. Схемы включения биполярного транзистора по переменному току................…20

4. Расчет основных параметров каскадов усиления по переменному току в области низких частот………………………………………………………………………….23

5. Температурные свойства транзистора. Оценка термостабильности .......………29

6. Задания для самостоятельной работы…………………………………….………36

7. Приложение…………………………………………………………………………41

Наши рекомендации