Метод областей 5 страница

в) Графиком функции Метод областей 5 страница - student2.ru является парабола с подвижной вершиной в точке (– 0,5а; 0), где Метод областей 5 страница - student2.ru ветви которой направлены вверх.

5. Из рисунка 24 (масштаб на осях координат разный) следует, что исходное уравнение имеет три корня при тех значения параметра Метод областей 5 страница - student2.ru , при которых парабола Метод областей 5 страница - student2.ru проходит через точку (8; 36) при условии, что Метод областей 5 страница - student2.ru

Парабола Метод областей 5 страница - student2.ru проходит через точку (8; 36), если

Метод областей 5 страница - student2.ru

Из замечания следует, что исходное уравнение и при Метод областей 5 страница - student2.ru имеет три корня.

Ответ. Метод областей 5 страница - student2.ru

23.Найдите все значения параметра а, при каждом из которых уравнение Метод областей 5 страница - student2.ru имеет единственный корень.

Решение. 1. Если Метод областей 5 страница - student2.ru , то исходное уравнение принимает вид Метод областей 5 страница - student2.ru . (23.1)

Уравнение (23.1) имеет нечётное число корней тогда и только тогда, когда Метод областей 5 страница - student2.ru является корнем уравнения (так как Метод областей 5 страница - student2.ru и Метод областей 5 страница - student2.ru являются одновременно корнем уравнения). Легко проверить, что Метод областей 5 страница - student2.ru не является корнями уравнения (23.1), поэтому при Метод областей 5 страница - student2.ru исходное уравнение не может единственного корня.

2. Исходное уравнение равносильно уравнению

Метод областей 5 страница - student2.ru .

Сделаем замену Метод областей 5 страница - student2.ru Тогда Метод областей 5 страница - student2.ru Исходное уравнение принимает вид Метод областей 5 страница - student2.ru (23.2)

Исходное уравнение и уравнение (23.2) имеют одинаковое число решений при одних и тех же значениях параметра а (так как Метод областей 5 страница - student2.ru , то для каждого значения t находится единственное значение х).

Перепишем уравнение (23.2) в виде Метод областей 5 страница - student2.ru Так как Метод областей 5 страница - student2.ru то уравнение (23.2), имеет решение, если

Метод областей 5 страница - student2.ru

Из последней системы следует, что уравнение (23.2), имеет решение, если Метод областей 5 страница - student2.ru

Замечание.Если точка Метод областей 5 страница - student2.ru является корнем уравнения (23.2) при Метод областей 5 страница - student2.ru ,то Метод областей 5 страница - student2.ru является корнем этого уравнения при Метод областей 5 страница - student2.ru . Это следует из того, что Метод областей 5 страница - student2.ru и Метод областей 5 страница - student2.ru

Из замечания следует: еслиуравнение (23.2), а значит и исходное уравнение, имеет один корень при Метод областей 5 страница - student2.ru , то оно имеет также один корень при Метод областей 5 страница - student2.ru .

Рассмотрим исходное уравнение при Метод областей 5 страница - student2.ru Имеем

Метод областей 5 страница - student2.ru где Метод областей 5 страница - student2.ru и Метод областей 5 страница - student2.ru (23.3)

Уравнение (23.3) равносильно совокупности

Метод областей 5 страница - student2.ru

Метод областей 5 страница - student2.ru

2. На плоскости Метод областей 5 страница - student2.ru при Метод областей 5 страница - student2.ru построим множество точек, удовлетворяющих совокупности (23.4).

Для построения множества точек проделаем следующее.

Приравняем нулю выражение, стоящие под знаком модуля Метод областей 5 страница - student2.ru ,

где Метод областей 5 страница - student2.ru и получим уравнение Метод областей 5 страница - student2.ru . Построим прямую Метод областей 5 страница - student2.ru . Эта

прямая разобьют плоскость Метод областей 5 страница - student2.ru на 2 области. В области I выполняется неравенство Метод областей 5 страница - student2.ru где Метод областей 5 страница - student2.ru а в области II – Метод областей 5 страница - student2.ru где Метод областей 5 страница - student2.ru

Рассмотрим совокупность (23.4) в каждой области.

1) В области I совокупность (23.4) равносильна совокупности

Метод областей 5 страница - student2.ru

а) Если Метод областей 5 страница - student2.ru то Метод областей 5 страница - student2.ru

Графиком функции Метод областей 5 страница - student2.ru где Метод областей 5 страница - student2.ru является часть параболы. Так как абсцисса вершины параболы Метод областей 5 страница - student2.ru не принадлежит отрезку Метод областей 5 страница - student2.ru и ветви параболы направлены вверх, то на этом отрезке функция Метод областей 5 страница - student2.ru возрастает. Поэтому для построения части параболы найдём следующие значения функции Метод областей 5 страница - student2.ru Метод областей 5 страница - student2.ru , Метод областей 5 страница - student2.ru

Отметим: точки Метод областей 5 страница - student2.ru принадлежат области I.

Строим часть параболы Метод областей 5 страница - student2.ru где Метод областей 5 страница - student2.ru

б) Если Метод областей 5 страница - student2.ru то Метод областей 5 страница - student2.ru

Графиком функции Метод областей 5 страница - student2.ru где Метод областей 5 страница - student2.ru является часть параболы. Так как абсцисса вершины параболы Метод областей 5 страница - student2.ru не принадлежит отрезку Метод областей 5 страница - student2.ru и ветви параболы направлены вниз, то на этом отрезке функция Метод областей 5 страница - student2.ru убывает. Поэтому для построения части параболы найдём следующие значения функции Метод областей 5 страница - student2.ru : Метод областей 5 страница - student2.ru , Метод областей 5 страница - student2.ru

Отметим: точки Метод областей 5 страница - student2.ru принадлежат области I.

Строим часть параболы Метод областей 5 страница - student2.ru где Метод областей 5 страница - student2.ru

2) В области II совокупность (23.4) равносильна совокупности

Метод областей 5 страница - student2.ru

а) Если Метод областей 5 страница - student2.ru то Метод областей 5 страница - student2.ru

Графиком функции Метод областей 5 страница - student2.ru где Метод областей 5 страница - student2.ru является часть параболы. Абсцисса вершины параболы Метод областей 5 страница - student2.ru не принадлежит множеству Метод областей 5 страница - student2.ru и ветви параболы направлены вниз. Поэтому для построения части параболы найдём следующие значения функции Метод областей 5 страница - student2.ru :

Метод областей 5 страница - student2.ru

Отметим: точки Метод областей 5 страница - student2.ru принадлежат области II, а точки Метод областей 5 страница - student2.ru не принадлежат области II, они лежат выше оси абсцисс.

Строим часть параболы Метод областей 5 страница - student2.ru , где Метод областей 5 страница - student2.ru

б) Если Метод областей 5 страница - student2.ru то Метод областей 5 страница - student2.ru

Графиком функции Метод областей 5 страница - student2.ru где Метод областей 5 страница - student2.ru является часть параболы. Абсцисса вершины параболы Метод областей 5 страница - student2.ru не принадлежит множеству Метод областей 5 страница - student2.ru и ветви параболы направлены вверх. Поэтому для построения части параболы найдём следующие

значения функции Метод областей 5 страница - student2.ru :

Метод областей 5 страница - student2.ru

Отметим: точки Метод областей 5 страница - student2.ru принадлежат области II, а

Метод областей 5 страница - student2.ru точки Метод областей 5 страница - student2.ru не принадлежат области II, они лежат выше оси абсцисс.

Строим часть параболы Метод областей 5 страница - student2.ru , где Метод областей 5 страница - student2.ru

2. Из рисунка 25 следует: если Метод областей 5 страница - student2.ru то совокупность (23.4), а значит и исходное уравнение, имеет единственный корень.

Из замечания следует, что и при Метод областей 5 страница - student2.ru исходное уравнение имеет единственный корень.

Ответ. Метод областей 5 страница - student2.ru или Метод областей 5 страница - student2.ru

24. Сколько корней в зависимости от параметра а имеет уравнение Метод областей 5 страница - student2.ru ?

Решение. Очевидно, что Метод областей 5 страница - student2.ru не является корнем исходного уравнения. Имеем

Метод областей 5 страница - student2.ru

На плоскости Метод областей 5 страница - student2.ru построим график функции Метод областей 5 страница - student2.ru .

1. Очевидно, Метод областей 5 страница - student2.ru .

2. Найдём промежутки монотонности, точки экстремума, значения функции в точках экстремума.

а) Найдём производную функции Метод областей 5 страница - student2.ru . Имеем

Метод областей 5 страница - student2.ru

б) Из уравнения Метод областей 5 страница - student2.ru находим критические точки: Метод областей 5 страница - student2.ru

Эти точки и точка Метод областей 5 страница - student2.ru разбивают числовую прямую на интервалы Метод областей 5 страница - student2.ru

в) Определим знаки функции Метод областей 5 страница - student2.ru на каждом интервале (рис. 26). Надо учесть то, что функция Метод областей 5 страница - student2.ru задана различными выражениями.

Метод областей 5 страница - student2.ru г) Из рисунка 26 делаем вывод.

Функция Метод областей 5 страница - student2.ru возрастает на каждом промежутке Метод областей 5 страница - student2.ru

Функция Метод областей 5 страница - student2.ru убывает на каждом промежутке Метод областей 5 страница - student2.ru

В точках Метод областей 5 страница - student2.ru и Метод областей 5 страница - student2.ru функция Метод областей 5 страница - student2.ru имеет максимум.

3. Рассмотрим поведение функции Метод областей 5 страница - student2.ru вблизи границ области определения функции. Имеем

Метод областей 5 страница - student2.ru Метод областей 5 страница - student2.ru

4. Строим график функции Метод областей 5 страница - student2.ru .

5. Из рисунка 27 (масштаб на осях координат разный) следует ответ.

Ответ. Если Метод областей 5 страница - student2.ru то 4 корня; если Метод областей 5 страница - student2.ru то 3 корня; если Метод областей 5 страница - student2.ru то 2 корня; если Метод областей 5 страница - student2.ru то 1 корень; если Метод областей 5 страница - student2.ru то корней нет.

25. Сколько корней в зависимости от параметра а имеет уравнение Метод областей 5 страница - student2.ru ?

Решение. Очевидно, что Метод областей 5 страница - student2.ru не является корнем исходного уравнения.Имеем

Метод областей 5 страница - student2.ru

На плоскости Метод областей 5 страница - student2.ru построим график функции Метод областей 5 страница - student2.ru .

1. Очевидно, Метод областей 5 страница - student2.ru .

2. Найдём промежутки монотонности, точки экстремума, значения функции в точках экстремума.

а) Найдём производную функции Метод областей 5 страница - student2.ru . Имеем

Метод областей 5 страница - student2.ru

б) Из уравнения Метод областей 5 страница - student2.ru находим критическую точку: Метод областей 5 страница - student2.ru

Кроме того,критической точкой является точка Метод областей 5 страница - student2.ru (функция Метод областей 5 страница - student2.ru в этой точке определена, а производная не существует).

Эти точки и точка Метод областей 5 страница - student2.ru разбивают числовую прямую на интервалы Метод областей 5 страница - student2.ru

в) Определим знаки функции Метод областей 5 страница - student2.ru на каждом интервале (рис. 28). Надо учесть то, что функция Метод областей 5 страница - student2.ru задана различными выражениями.

Метод областей 5 страница - student2.ru г) Из рисунка 28 делаем вывод.

Функция Метод областей 5 страница - student2.ru возрастает на каждом промежутке Метод областей 5 страница - student2.ru

Функция Метод областей 5 страница - student2.ru убывает на каждом промежутке Метод областей 5 страница - student2.ru . Функция Метод областей 5 страница - student2.ru в точке Метод областей 5 страница - student2.ru имеет максимум, а в точке Метод областей 5 страница - student2.ru – минимум.

3. Рассмотрим поведение функции Метод областей 5 страница - student2.ru вблизи границ области определения функции. Имеем

Метод областей 5 страница - student2.ru

Метод областей 5 страница - student2.ru 4. Строим график функции Метод областей 5 страница - student2.ru (рис. 29).

5. Из рисунка 29 (масштаб на осях координат разный) следует ответ.

Ответ. Если Метод областей 5 страница - student2.ru то корней нет; если Метод областей 5 страница - student2.ru то 1 корень; если Метод областей 5 страница - student2.ru то 4 корня; если Метод областей 5 страница - student2.ru , то 3 корня; если Метод областей 5 страница - student2.ru то 2 корня.

26. Решите уравнение Метод областей 5 страница - student2.ru .

Решение. 1. Так как Метод областей 5 страница - student2.ru то при Метод областей 5 страница - student2.ru уравнение решений не имеет.

Замечание. Точки Метод областей 5 страница - student2.ru и Метод областей 5 страница - student2.ru одновременно удовлетворяют уравнению Метод областей 5 страница - student2.ru . Поэтому можно сначала решить уравнение Метод областей 5 страница - student2.ru при Метод областей 5 страница - student2.ru

2. Так как точки (х; а) и (–х; а) одновременно удовлетворяют исходному уравнению, то рассмотрим это уравнение при Метод областей 5 страница - student2.ru

Имеем

Метод областей 5 страница - student2.ru

Из системы (26.1) следует, если Метод областей 5 страница - student2.ru , то Метод областей 5 страница - student2.ru

3. Рассмотрим систему (26.1) при Метод областей 5 страница - student2.ru Имеем

Метод областей 5 страница - student2.ru

3. Графиком системы (26.2)является часть окружности с центром в точке (3; 0) и радиусом, равным 5.

Построим график системы (26.2) на плоскости х0а.

а) Точку пересечения графика системы (26.2) с осью 0а найдём из системы Метод областей 5 страница - student2.ru

Итак, график системы (26.2) проходит через точку (0; 4).

Строим часть окружности Метод областей 5 страница - student2.ru при Метод областей 5 страница - student2.ru и Метод областей 5 страница - student2.ru . 5. Из рисунок 30 следует, что система (26.2) имеет

один корень Метод областей 5 страница - student2.ru если Метод областей 5 страница - student2.ru ; один корень Метод областей 5 страница - student2.ru , если Метод областей 5 страница - student2.ru ;

два корня: Метод областей 5 страница - student2.ru , если Метод областей 5 страница - student2.ru ; два корня: Метод областей 5 страница - student2.ru Метод областей 5 страница - student2.ru если Метод областей 5 страница - student2.ru ;

корней не имеет, если Метод областей 5 страница - student2.ru .

Из замечания, а также из 1. для исходного уравнения следует ответ.

Метод областей 5 страница - student2.ru Ответ. Если Метод областей 5 страница - student2.ru , то корней не имеет;

если Метод областей 5 страница - student2.ru , то два корня: Метод областей 5 страница - student2.ru ;

если Метод областей 5 страница - student2.ru , то три корня: Метод областей 5 страница - student2.ru ;

если Метод областей 5 страница - student2.ru , то четыре корня: Метод областей 5 страница - student2.ru Метод областей 5 страница - student2.ru

если Метод областей 5 страница - student2.ru , то два корня: Метод областей 5 страница - student2.ru .

27. Найдите все значения параметра а, при которых уравнение Метод областей 5 страница - student2.ru имеет четыре корня.

Решение. 1. Исходное уравнение при Метод областей 5 страница - student2.ru имеет два корня, так как оно принимает вид Метод областей 5 страница - student2.ru .

2. Пусть Метод областей 5 страница - student2.ru

Сделаем замену Метод областей 5 страница - student2.ru , где Метод областей 5 страница - student2.ru

а) Если Метод областей 5 страница - student2.ru то уравнение Метод областей 5 страница - student2.ru имеет единственный корень. Для любого Метод областей 5 страница - student2.ru уравнение Метод областей 5 страница - student2.ru имеет два различных корня

Метод областей 5 страница - student2.ru или Метод областей 5 страница - student2.ru .

б) Пусть Метод областей 5 страница - student2.ru

Так как Метод областей 5 страница - student2.ru и Метод областей 5 страница - student2.ru то исходное уравнение принимает вид

Метод областей 5 страница - student2.ru , где Метод областей 5 страница - student2.ru и Метод областей 5 страница - student2.ru (27.1)

Исходное уравнение имеет четыре корня, если уравнение (27.1) имеет два различных положительных корня.

Так как Метод областей 5 страница - student2.ru то уравнение (27.1) равносильно уравнению

Метод областей 5 страница - student2.ru (27.2)

Замечание. Квадратное уравнение Метод областей 5 страница - student2.ru имеет два положительных корня тогда и только, когда Метод областей 5 страница - student2.ru

Итак, квадратное уравнение (27.2), а значит и квадратное уравнение (27.1) имеет два положительных корня тогда и только, когда выполняется условие

Метод областей 5 страница - student2.ru Метод областей 5 страница - student2.ru

Итак, квадратное уравнение (27.2) имеетдва положительных корня,если Метод областей 5 страница - student2.ru Тогда исходное уравнение имеет четыре различных корня при Метод областей 5 страница - student2.ru

Наши рекомендации