Бюджетные ограничения потребителя. Равновесие потребителя. Эффект замещения и эффект дохода.

Бюджетные ограничения потребителя. На выбор потребителя оказывают влияние не только предпочтения потребителя, но и экономические факторы. К экономическим факторам, ограничивающим возможности потребителя при покупке товаров и услуг, относятся цены на товары и доход.

Доход, или бюджет, дает информацию о том, какое количество средств может быть израсходовано потребителем в данный момент времени. Количество приобретенных товаров и услуг зависит от цен на них.

Допустим, что потребитель обладает доходом I и может приобрести любой набор товаров Х = (х1, х2, ... , хn), удовлетворяющий следующему условию:

Р1х1 + Р2х2 +...+ Рnxn ≤ I(10.1)

где х12,…,хn - количество единиц товара; Р1, Р2, Рn - цены товаров.

Выражение (10.1) называется бюджетным ограничением потребителя. Для набора из двух видов товаров Х и У бюджетное ограничение имеет вид:

РхХ + РуУ ≤ I.

Все множество товарных наборов, которое удовлетворяет этому условию и можёт быть приобретено потребителем, расположено в границах линии РхХ + РуУ = I(11.2) которая носит название бюджетной линии.

На рис. 5 АВ - бюджетная линия. Бюджетная линия - это геометрическое место точек, характеризующих все наборы товаров Х и Y которые может приобрести потребитель, полностью израсходовав свой доход при заданных ценах.

Таким образом, любая точка на бюджетной линии означает определенный товарный набор, на который израсходован весь доход целиком, например точка С. Точки А и В означают, что весы доход тратится лишь на один из товаров Х или У. Ордината точки А указывает на максимальное количество товара, которое может приобрести потребитель, израсходовав весь свой доход только на товар У. Ордината точки А = I: Ру. Соответственно абсцисса точки В = I: Рx

Все множество товарных наборов, удовлетворяющее бюджетному ограничению, представлено треугольником ОАВ, который называется бюджетным пространством. Любая точка внутри бюджетного пространства характеризует товарные наборы, на которые доход тратится полностью (точка К). Точки за пределами бюджетного пространства D отражают более желательные для потребителя, но недоступные при данном доходе товарные наборы.

Бюджетная линия имеет одинаковый наклон во всех точках, поэтому потребитель всегда должен отказываться от одного и того же количества У, чтобы получить дополнительную единицу Х при данных ценах на эти товары. Кроме того, из уравнения бюджетной линии следует, что наклон бюджетной линии (11.2) определяется соотношением цен на товары Х и У, взятым с противоположным знаком. Следовательно, наклон бюджетной линии

- (ΔY / ΔX) = Px / Py

Чем круче бюджетная линия, тем выше соотношение цен двух товаров и тем большим количеством У необходимо пожертвовать для получения дополнительной единицы Х.

До сих пор мы полагали, что доход и цены неизменны. Что же произойдет, если произойдут изменения в доходе и ценах?

При уменьшении дохода бюджетная линия сдвинется параллельно к началу координат. При этом ранее доступные потребителю товарные наборы станут недоступными. И наоборот, с ростом дохода бюджетная линия будет сдвигаться параллельно вправо вверх и потребитель сможет приобретать новые товарные наборы (рис.6, а).

Если цены на товары У и Х изменятся в одинаковой пропорции, то это будет равносильно изменению реального дохода и произойдет параллельный сдвиг бюджетной линии (см. рис. 6, а).

При изменении цены одного из товаров, например товара У, потребитель, расходуя весь свой доход на этот товар, сможет приобрести уже иное его количество. Так, при росте цены У бюджетная линия сместится вниз и наоборот (рис. 6,б). Аналогично можно рассмотреть изменение цены товара Х.

Если цены на У и Х будут изменяться в разных пропорциях, то произойдет изменение наклона бюджетной линии.

Равновесие потребителя и условия его достижения. Расходуя свой доход на товары и услуги, потребители стремятся получить наивысший уровень полезности, т.е. сделать покупки таким образом, чтобы максимизировать уровень полезности в рамках своего бюджетного ограничения.

Для определения товарного набора Х и У, максимизирующего полезность при данном доходе, наложим карту кривых безразличия и бюджетную линию на одну и ту же систему координат (рис. 7).

Равновесию потребителя соответствует такая комбинация товаров Х и У, которая максимизирует полезность при данном бюджетном ограничении и при которой у потребителя нет стимула менять ее на другую. Данному условию соответствует товарный набор в точке касания кривой безразличия и бюджетной линии - точке Е. Ни одна из других комбинаций не доставит потребителю большей полезности при данном доходе. Товарные наборы, соответствующие любой кривой безразличия, расположенной левее кривой безразличия U2, будут обладать меньшей полезностью для потребителя. Товарные наборы на кривых безразличия, расположенных правее U2, обладают большей полезностью, но не доступны потребителю из-за бюджетного ограничения. Таким разом, равновесию потребителя ответствует комбинация товаров Х11.

Формальным условием равновесия является второй закон Госсена: потребитель при заданных ценах и бюджете максимизирует свою функцию полезности, если отношение предельной полезности к его цене одинаково по всем благам. Для двух благ Х и У данное условие равновесия можно записать следующим образом:

МUx / Px = МUу / Ру.

При выполнении данного условия любое изменение в структуре покупок будет снижать уровень удовлетворенности потребителя.

Условием равновесия потребителя также является равенство абсолютного значения предельной нормы замены двух благ соотношению их цен:

MRSxy‌ =Рх / Рy,.

Так как в точке равновесия наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия, т.е. соотношение цен на товары равно предельной норме замены:

MRSxy‌ =Рх / Рy = МUx / МUу.

следовательно,

МUx / МUу = Рх / Рyили МUx / Px = МUу / Ру.

Отложив по горизонтальной оси количество товара Х, а по вертикальной - расходы на другие товары, получим кривые “доход-потребление” для различных типов товаров. Кривая “доход-потребление” на рис 8, а построена для нормального товара, потребление которого возрастает вместе с ростом дохода. При росте дохода в случае с низшим товаром его потребление снизится (рис 8,б). Кривая “доход-потребление” является вертикальной линией в том случае, если потребление товара не зависит от дохода, например соль, зубная паста (рис. 8, в).

На равновесие потребителя влияет изменение цен. В этом случае точки равновесия потребителя вслед за бюджетной линией сдвигаются по одной из осей. На рис.8 построена кривая “цена-потребление”, по которой движется потребитель при изменении цены на товар У. На основе кривой “цена-потребление” можно достаточно просто построить кривую спроса на товар, так как она содержит все необходимые данные о цене и количестве потребляемого товара.

Эффект замещения и эффект дохода. Изменение цены на отдельный товар влияет па возмож ность потребителя приобрести другие товары, т.е. оказывает влияние на реальный доход.

Реакция потребителя на изменение цен зависит от изменения в реальном доходе, вызванного отклонением цены, и от изменения относительной цены товара В свою очередь изменение в реальном доходе определяется величиной изменения цен и частью дохода потребителя, расходуемого на этот товар.

Рассмотрим, как влияет изменение цены товара на объем спроса на него при неизменных ценах других товаров и доходах.

Снижение цены данного товара означает снижение его относительной цены, что вызовет рост спроса на него, так как потребитель будет замещать им другие товары. Одновременно снижение цены товара можно рассматривать как повышение реального дохода потребителя, так как при том же доходе потребитель сможет приобрести большее количество данного товара и спрос может возрасти.

Эффект замены - это изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе.

Эффект дохода - это изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменности от относительных цен.

Эффекты дохода и замены редко наблюдаются отдельно друг от друга. Сумма двух эффектов дает общий эффект и общее изменение объема спроса.

Рассмотрим модель разложения общего изменения объема спроса на два эффекта по Дж.Хиксу.

Допустим, наш потребитель имеет бюджетное ограничение АВ и весь свой доход расходует на два товара – Х и Y (рис.11).

Находясь в равновесии, в точке Е1 потребитель приобретает 4 единицы блага Х. Если цена на товар Х снизится, бюджетная линия сместится в положение АС, а потребитель переместится в точку Е2, потребляя 8 ед. Х в неделю. Рост количества потребляемого блага с 4-х до 8-ми ед.- это результат совместного влияния двух эффектов.

Для выделения эффектов по отдельности исключим влияние дохода, сместив бюджетную линию АС в положение МК. В новом равновесном состоянии Ез потребитель при снижении цены потребляет 5 ед. товара Х в неделю. Таким образом, рост потребления Х с 4-х до 5-тм ед. вызван исключительно эффектом замены, т.е. изменением относительной цены товара. Оставив доход без изменения, получим изменение объема спроса, вызванное эффектом дохода (8 – 5 = 3).

Для нормальных товаров эффекты дохода и замены действуют в одном направлении, что обусловливает отрицательный наклон кривой спроса. В случае с товаром низшего качества эффекты могут иметь противоположную направленность. Общий эффект будет зависеть от того, какой эффект окажется весомее. В целом расходы на низший товар при снижении цены будут снижаться. В случае с товаром Гиффена эффект дохода перевешивает эффект замены, т.е. потребитель потребляет товара больше при возрастании цены, что является исключением из закона спроса.

Наши рекомендации