Преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье

Необходимость выполнения условия абсолютной интегрируемости ограничивает класс функций (колебаний), к которым применимы интегральные преобразования Фурье. Так, например, широко используемый в теории электрических, цепей идеальный "скачок" напряжения (тока)

преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru

не удовлетворяет условию абсолютной интегрируемости, его энергия бесконечно велика, и потому спектральная функция не определена. Действительно, используя (23) получаем

преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru

но такого предела не существует.

Для расширения класса колебаний можно модифицировать интегральные преобразования следующим образом. Пусть при преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru задано колебание, которое описывается функцией преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru , возрастающей при увеличении преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru не быстрее экспоненты преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru . Иначе говоря, функция преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru имеет ограниченный рост. Введем убывающий ( преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru ) множитель преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru , причем положительную константу преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru выберем так, чтобы новая функция

преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru

удовлетворяла условию абсолютной интегрируемости, т.е. преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru . Тогда для преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru существует прямое преобразование Фурье

преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru

и обратное ( преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru )

преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru

Умножив обе части последнего равенства на преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru и заменив переменную интегрирования преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru на комплексную переменную преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru , а также преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru на преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru , получим

преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru

и, кроме того, (47) примет вид:

преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru

Функцию преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru комплексной переменной преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru называют, изображением оригинала преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru и символически это записывают так: преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru .

Формулы (48) и (49) называют парой преобразований Лапласа, причем формула (49) позволяет осуществить прямое преобразование и найти изображение преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru по заданному оригиналу преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru а формула (48) –обратное преобразование. Преобразования Лапласа обобщают интегральные преобразования Фурье, являющиеся их частным случаем при преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru (или при преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru ). Поэтому преобразования Лапласа и Фурье имеют сходные свойства.

Преобразования Лапласа широко используются в теории электрических цепей. Они лежат в основе операторного метода анализа, который, как и спектральный, относится к группе "частотных" методов.

ЗАДАЧИ

В зависимости от содержания всё задачи разделены на четыре группы. Поэтому каждая задача имеет номер из двух цифр: первая означает номер группы, вторая – порядковый номер задачи в группе. Типовые задачи первых трех групп разобраны в теоретической части настоящих методических указаний в примерах под номерами, совпа­дающими с номерами групп. В ряде случаев под одним номером объе­динены несколько задач с одинаковым заданием.

Четвертую группу составляют задачи комбинированных типов.

1.1. Одно из периодических колебаний, представленных на рис.7, разложить в ряд Фурье. Построить график колебания как сум­му первых шести составляющих ряда (с учетом постоянной составляющей). Рассчитать действующее значение колебания, используя формулу (43).

1.2. Найти и построить амплитудные и фазовые спектры одной, из периодических последовательностей импульсов (рис.7, а-н) при следующих значениях периода и длительностей импульсов:

преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru

Сравнить спектры, сделать выводы.

2.1. Найти спектральную плотность одного из импульсов, изображенных на рис.8. Построить амплитудные и фазовые спектральные характеристики. Определить ширину спектра импульса. Построить спектр периодической последовательности импульсов при преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru и преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru .

2.2. Рассчитать и построить амплитудный и фазовый спектры периодических последовательностей импульсов (рис.7.), используя понятие спектральной плотности одиночного импульса, теоремы сложения и запаздывания.

2.3. Найти спектральную плотность пакета из десяти прямоугольных импульсов длительностью преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru , равноотстоящих друг от друга на преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru . Построить амплитудную спектральную характеристику, сравнить ее с характеристикой одиночного прямоугольного импульса и спектром периодической последовательности, полученной в результате беспредельного увеличения количества импульсов в пачке. Оценить, как будет меняться во времени спектральная характеристика, если с течением времени количество импульсов в пачке постепенно увеличивать.

  преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru Рис.7
 
  преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru Рис.8

2.4.Дана спектральная плотность преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru импульса, приведенного на рис.8.з. Найти ряд Фурье периодического напряжения, сформированного их таких импульсов так, как показано на рис.8.и.

2.5.Рассчитать спектральную плотность напряжения, заданного выражением преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru

Построить амплитудную спектральную характеристику при следующих значениях параметров: преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru

2.6. Полагая равными длительности импульсов, вычислить спектральные плотности для следующих импульсов:

-прямоугольного и треугольного (рис.8.а; рис.8.б);

-треугольного и синусоидального (рис.8.б;рис.8.в);

-синусоидального и косинусоидального (рис.8.в; рис.8.г);

-косинусоидального и квадратичного косинусоидального(рис. 8.г; рис.8.е).

Определить ширину спектра каждого импульса. Построить амплитуд­ные спектральные характеристики, сравнить скорости убывания мо­дуля спектральной плотности с ростом частоты. Сделать вывода.

2.7. Пирамидальный импульс (рис.8.д) представить в виде суммы прямоугольных импульсов. Используя теоремы о свойствах интегральных преобразований Фурье, рассчитать спектральную плот­ность заданного импульса, построить амплитудную спектральную характеристику, сравнить с характеристикой одиночного прямоуголь­ного импульса. Сделать выводы.

2.8. Импульс, показанный на рис.8.ж, разложить на более простые составляющие. Найти спектральные плотности составляющих, а затем спектральную плотность заданного импульса, используя теоремы о свойствах преобразований Фурье. Построить амплитудные спектральные характеристики составляющих импульсов и заданного но данном рисунке.

2.9.Анализируя симметрию импульсов, представленных на рис.8, дать качественную оценку различий их спектральных плотностей. Найти спектральные плотности двух импульсов с разными видами симметрии, выделить действительную и мнимую части, построить их, сравнить, сделать выводы.

2.10. Колебание преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru имеет спектральную плотность, модуль преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru и аргумент преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru которого приведены на рис.9. Найти преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru и построить график его.

  преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru Рис.9

2.11. На рис.10 изображены действительные составляющие спектральных плотностей двух колебаний преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru .Определить эти колебания и построить их графики при преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru

  преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru Рис.10

2.12. На рис.11 изображены мнимые составляющие спектральных плотностей двух колебаний преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru .Определить эти колебания для преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru и построить их графики.

  преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru Рис.11

2.13.Для напряжения преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru известна мнимая составляющая спектральной плотности преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru , а для напряжения преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru действительная составляющая преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru , приведенные на рис.11.а ирис.11.б соответственно. Определить эти напряжения при преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru ,построить графики, сравнить. Сделать вывода.

3.1. Найти комплексный коэффициент передачи преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru одного из четырехполюсников, изображенных на рис.12. Выразить в общем виде и построить, как функции частоты преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru , амплитудно-частотную и фазо-частотную характеристики четырехполюсника при следующих значениях параметров элементов:

преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru

преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru

  преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru Рис.12

3.2. На вход одной из цепей, приведенных на рис.12, подается одиночный импульс напряжения из показанных на рис.8. Определить и построить напряжение на выходе цепи при преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru и параметрах цепи из задачи 3.1.

3.3. Периодическое напряжение (рис.7) подается на вход линейной цепи (рис.12) , где r w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru

Найти напряжение на выходе цепи, если преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru построить график выходного напряжения, суммируя первые четыре слагаемые ряда Фурье.

3.4. Даны входной и выходной сигналы линейной цепи (рис.13) причем преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru Определить комплексный коэффициент передачи цепи l Unicode MS" w:h-ansi="Cambria Math"/><wx:font wx:val="Cambria Math"/><w:i/><w:sz w:val="20"/><w:sz-cs w:val="20"/></w:rPr><m:t>K(jП‰)</m:t></m:r></m:oMath></m:oMathPara></w:p><w:sectPr wsp:rsidR="00000000"><w:pgSz w:w="12240" w:h="15840"/><w:pgMar w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru , построить характеристики: преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru

  преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru Рис.13

3.5. Цепь, показанная на рис.14, где преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru , подвергается совместному воздействии источников э.д.с. преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru и тока преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru . Определить и построить выходное напряжение преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru для случаев, когда:

  преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru Рис.14

а). преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru представляет собой периодическое колебание (рис.7), а преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru - импульс тока (рис.8при замене преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru );.

б). преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru представляет собой периодический ток (рис.7), а преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru - импульс напряжения (рис.8). Считать что преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru параметры воздействий имеют значения преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru .

4.1. На вход последовательной (или параллельной) преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru - цепи (рис.15), в которой преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru , подается периодическое напряжение (рис.7) с параметрами: преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru , преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru .

Определить показания приборов электромагнитной системы (все амперметры и

вольтметры преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru ) и магнитоэлектрической системы (вольтметр преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru ). Учитывать не менее шести составляющих рядя Фурье.

  преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru Рис.15

4.2. Определить показания приборов электромагнитной системы в цепи (рис 16, где преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru

  преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru Рис.16

при воздействии источника тока

преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru

преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru

Решить задачу для случая, когда

преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru - периодический ток более сложной формы (рис.7) с параметрами:

преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru

4.3. На цепь (рис.17), где преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru т. е. преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru , поданы два периодических напряжения из показанных на рис.7: преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru с периодом преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru и преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru

с периодом преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru

  преобразование лапласа и их связь спреобразованием фурье - student2.ru Рис.17

Полагая источники напряжения идеальными, определить показания амперметра электромагнитной сис­темы, включенного в контур III, в случаях, когда:

а) ключ в контуре I замкнут;

б) ключ разомкнут.

Учитывать не менее шести составляющих ряда Фурье.

Литература

  1. Теоретические основы электротехники / К.С.Демирчан и др. – СПб.: Питер, 2006.
  2. Теория линейных электрических цепей в упражнениях и задачах / М.Р. Шебес.- М.: Высшая школа, 1989.
  3. Спектры и анализ / А.А. Харкевич.

Наши рекомендации