Так без нравоучений, через игры дети учились быть учениками
Учебные игры как средство повышения эффективности уроков
Предлагаемый игровой материал является результатом работы с детьми 6-летнего возраста. Игры помогли сформировать ряд умений и навыков, обеспечивающих включение малышей в учебную деятельность. В игре «Минутка», например, дети учились быстро и аккуратно готовить свое рабочее место к уроку.
Кукла Минутка ежедневно напоминала ребятам: «Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: книги, ручка и тетрадки?» У Минутки в руках часы - циферблат. Пока стрелка пройдет круг (10—15 с), дети должны проверить состояние рабочего места и готовность к уроку.
Подобная игра проводится и в конце урока: «Скоро прозвенит звонок. Собери в портфель, дружок, аккуратно, по порядку, книги, ручку и тетрадки».
Элемент, соревнования — «Какой ряд быстрее выполнит задание Минутки?» — активизирует детей. Они стараются за более короткий срок подготовиться к уроку.
Интересны игровые упражнения, в процессе которых дети учатся отбирать необходимые принадлежности и рационально располагать их на парте. «Есть у нас девиз такой: все, что нужно, — под рукой»,— говорят дети и по сигналу Минутки отбирают нужные для урока принадлежности, располагая их так; чтобы ими удобно было пользоваться. Минутка контролирует, оценивает задание.
Во втором полугодии I класса достаточно было без приговаривания стихов показать. Минутку — и дети за кратчайший срок готовили рабочее место. К концу второго года обучения был сформирован прочный навык в организации рабочего места.
Кукла Минутка помогла нам и в формировании умения ориентироваться во времени и беречь его. Это игры типа «Что можно сделать за одну минуту?». (Чтение текста, решение примеров, письмо слов и т. д.)
Красочно оформленные строки из стихотворения С. Маршака «Школьнику на память» помогли усвоить правила поведения школьника на уроке.
Учитель входит — надо встать.
Учитель сесть позволит — сядь!
Парта — это не кровать,
и нельзя на ней лежать.
На уроке не болтай,
Как заморский попугай.
Строки обыгрывались, запоминались, а вместе с ними входили в привычку и правила поведения. Быструю реакцию на школьный звонок помогла выработать игра «Голосистый звонок».
Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемену ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо.
(Звенит звонок. Дети выполняют произвольные танцевальные движения. Повторно звенит звонок, дети по его сигналу должны построиться в две колонны перед дверью класса).
Так без нравоучений, через игры дети учились быть учениками.
Шестилетки очень любознательны, отзывчивы на все окружающее, расположены к усвоению нового, и интерес их не должен угасать на протяжении всего урока. А интерес проявляется тогда, когда все понятно и доступно. И игры помогают в этом.
На первый урок обучения грамоте к детям приходят сказочные персонажи Аз и Буки, маленькие гномы, жители «Азбуки». Они вводят малышей в страну звуков и букв. Буквы живут в теремках. В красном — гласные, в синем — согласные, в белом — твердый и мягкий знаки, не обозначающие звуков. Красочное, интересное пособие помогает детям зрительно запомнить трудные для них термины, классификацию звуков и букв.
В синем теремке, где флюгер — звонкоголосый петушок, живут звонкие согласные. Звонко звенит звоночек у Аза. А во второй половине теремка, где флюгер — глухарь, живут глухие согласные. Буки должен прислушиваться, чтобы их услышать. На теремке мягкого и твердого знаков флюгер — рыбка: «Нем, как рыба».
Эта игра развивается дальше. Буквы, как и дети, дружат друг с другом: «Дружат буквы, посмотрите, ну-ка вместе их прочтите!» Пособие «Слияние» очень нравилось детям. В свободное время ученики пытались сами рисовать дружные буквы и читать слияния.
Новая буква — именинница. И. конечно, к ней в гости - приходят игрушки, в словах-названиях которых есть новый звук. Например, к букве к пришли не только кот, собака, но и медведь, слон; дети сразу, же реагируют на это. Одни говорят: «Слон и медведь, - лишние, здесь нет этого звука», другие же говорят, что жалко отправлять их домой, что их можно назвать по-другому: слоник, мишка, медвежонок.
Одна из важнейших задач, которую я ставила перед собой, — это развитие у ребенка целенаправленного внимания и тренировка памяти. Чтобы сосредоточить внимание детей на том, что необходимо запомнить, я изготавливала интересное, яркое, запоминающееся пособие и выставляла его только на 1-2 мин в течение урока. Частая демонстрация пособия — это уже действие на память. Если пособие будет перед глазами детей длительное время, то они привыкают к нему и не реагируют на него, тогда процесса запоминания не происходит. Например, пособие все с теми же гномиками Аз и Буки — на заучивание орфограмм жи, ши, ча, ща, чу, щу. Как работали с пособием: а) посмотрели; б) проговорили; в) закрыли глаза, представили себе увиданное; г) выложили из букв разрезной азбуки, проговорили и показали гномикам; д) сверили с плакатом. Эта работа; занимает 2-3 минуты, но повторяется в течение всей недели, через десятидневный перерыв она повторяется вновь.
Вот подробный фрагмент урока математики. Цель: составить и запомнить таблицу вычитания числа 4.
1. Прежде всего, дети составляли эту таблицу. Они «грузили» на платформе Кировского завода в вагончики (наборные, полотна) комплекты колес для трактора (по 4 колеса), затем «выгружали» их, когда, поезд прибыл в совхоз. Каждый составленный пример выставлялся на табло:
1+4=5 10-4=6
2+4=6 9-4=5
3+4=7 8-4=4
4+4=8 7-4=3
5+4=9 6-4=2
6+4=10 5-4=1
2. Состав из вагонов на доске. На каждом вагончике пример, а у проводницы на флажке — ответ. Задача: каждой проводнице найти свой вагон (т. е. дети должны, решить примеры на таблице выборочно; яркое число на флажке у проводницы — сигнал к лучшему зрительному заломинанию).
3. Учитель читает пример, а дети показывают ответы на своих карточках. Воспринимают таблицу на слух.
4. Физкультминутка. Детям показываю карточки с примерами, а они числом движений дают ответ: «Столько раз ногою топнем (8-4), столько раз руками хлопнем (5+4), мы присядем столько раз (7—4), мы наклонимся сейчас (6—4), мы подпрыгнем ровно столько (10—4). Ай да игра и только!» Таким образом, самые трудные примеры из таблиц запоминаются в движений.
5. Пособие «Лесная школа».
Вот так чудо из чудес,
Мы попали с вами в лес.
У зверят идёт урок.
Волк-учитель очень строг.
Кто какой пример решал?
Кто, ребята, отгадал?