Примеры построения и решения многошаговых задач

Средствами динамического программирования

Планируется производство на 4 месяца. Необходимое число работников на каждый месяц известно: Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru . Перед началом работ Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru . Допустим, что работа j-го месяца может быть выполнена меньшим числом работников. Пусть Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru - фактическое число работников в k-м месяце, где k=1,2,3,4. Затраты на изменение численности работников при переходе от (k-1)-го месяца к k-му определяются по формуле Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru и в зависимости от знака определяют найм или увольнение работника. В начальный момент Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru . Отклонение от числа запланированных работников mj приводит к дополнительным расходам Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru . В начальный момент Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru . Необходимо найти такое число работников в каждом месяце xjk, чтобы затраты на отклонения от числа запланированных mi были минимальными, где j=0,1…, 5- число возможных работников в k-м месяце.

Построение модели

1. Задача разбивается по месяцам на 4 шага ( k=1,2,3,4).

2. За состояние системы на k-м шаге xjk принимается число работников, в данном месяце, а за управление на k-м шаге - Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru .

3. Устанавливается связь состояния xkj с предыдущим состоянием и с управлением в виде Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru .

4. По данным предприятия записывается эффективность перехода в каждом k-м месяце

Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

5. Общая целевая функция имеет вид Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru .

6. Строится граф задачи вида.

 
  Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

           
    Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru
  Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru   Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

 
  Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

               
  Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru   Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru   Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru   Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru
 

Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

           
    Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru
  Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru     Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru
 

Uj1 Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Uj2 Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Uj3 Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Uj4 Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

Решение задачи

1. Для поиска условного оптимума запишем уравнение Беллмана на

k-м и 4-м шагах:

Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

1. Определим условные оптимумы.

1. Определим условный оптимум на 4-м шаге Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru . При этом варьируя переменными xj3 и xj4, составим таблицу.

x j3 x j4 qj4 Параметры, определяющие min q j4     u4    
x3 x4 Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru
    1 0   0
            -1
            -2

Из таблицы Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

2. Определим условный оптимум на 3-м шаге Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru . При этом принимая за оптимальное значение x j4=1 и варьируя x j2 и x j3, составим таблицу.

x i2 x i3 qi3 Параметры, определяющие min qi3     u3    
x2 x3 Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru
          18    
        3   14   0
            -1

Из таблицы Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

3. Определим условный оптимум на 2-м шаге Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru . Принимая x j4=1, x j3=3 и варьируя x j1 и x j2, составим таблицу:

x j1 x j2 qj2 Параметры, определяющие min q j2     u2  
x1 x2 q2
          46     +1
           
        4   32   0

Из таблицы Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

4. Определим условный оптимум на 1-м шаге q j 1 .Т.к. x0=2, варьируя x1, составим таблицу:

x0 x1 Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru u1
2 46 0
+1

Из таблицы Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

5. Построим ряд безусловных оптимумов:

Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru Затраты Q(x0,U)=q*1=46 .

Таким образом, для оптимального управления производством необходимо в 1-й месяц использовать нормативное число работников, на 2-м месяце - число работников увеличить на 1, на 3-м месяце - число работников

сохранить, на 4-м месяце - 2-х работников уволить. Первоначальный план позволял выполнить работу с затратами Q(x0,U)=58 ед. налицо экономия в 12 ед.

Игровые задачи управления

Основы игровых задач

Математической основой игровых задач является теория игр, которая представляет собой дисциплину с предметом исследования принятия ре­шения в так называемых конфликтных ситуациях. Ситуация называется конфликтной, если в ней стал­киваются интересы нескольких (обычно двух) сторон, пре­следующих противоположные цели. Каждая из сторон может проводить ряд мероприятий для достижения своих целей, причем успех одной стороны означает неудачу другой.

Конфликтные ситуации часто возникают в экономике, когда при наличии свободной конкуренции в роли борющихся сторон выступают торговые фирмы, промышленные предприятия и т. п. К конфликтным ситуациям относятся почти все ситуа­ции, возникающие при планировании военных операций, выборе системы оружия, охране объектов от нападения, преследовании и перехвате цели и т. п., спортивные со­стязания, арбитражные споры, аукционы, выборы в пар­ламент при наличии нескольких кандидатов на одно ме­сто.

Для того чтобы сделать возмож­ным математический анализ конфликтной ситуации, ее необходимо упростить, учтя только основные факторы. Упрощенная формализованная модель конфликтной си­туации называется игрой, а конфликтующие стороны— игроками.

Рассмотрим игры, в кото­рых имеется только две конфликтующие стороны. Игра представляет собой со­вокупность правил, описывающих поведение игроков.

Понятие стратегии

Представим себе, что мы хотим сыграть шахмат­ную партию белыми, но лично присутствовать при игре не можем. У нас есть заместитель, который должен про­вести партию и выполнять все наши указания. Но сам он не способен принимать самостоятельные решения. Чтобы заместитель мог про­вести всю партию до конца, ему должны быть даны та­кие указания, которые предусматривали бы любые воз­можные положения на доске и для каждого положения определяли бы тот ход, который должен быть сделан. Полная система таких указаний и представляет собой стратегию.

Так, стратегия белых должна указывать первый ход, затем для каждого возможного ответа черных следую­щий ход белых и т. д. Конечно, составление полной стра­тегии при игре в шахматы является огромной, практиче­ски невыполнимой работой. Например, игрок белыми, присутствующий лично, должен принять два решения, чтобы сделать два первых хода. Играя же через замести­теля, он должен подготовить 21 решение для тех же двух ходов (одно решение — первый ход и 20 решений — от­веты на 20 возможных первых ходов черных). Тем не менее, во многих более простых задачах понятие страте­гии является весьма полезным.

Таким образом, стратегия игрока представляет собой однозначное описание его выбора в каждой возможной ситуации, при которой он должен сделать личный ход.

Если игра состоит только из личных ходов, то исход игры определен, если каждый из игроков выбрал свою стратегию. Однако, если в игре имеются случайные хо­ды, то игра будет носить вероятностный характер и вы­бор стратегий игроков еще не определит окончательно исход игры.

Обозначим через X и У множество или простран­ство всевозможных стратегий, которыми могут пользо­ваться участники игры, называемые далее первым и вторым игроками соответственно. Величины Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru и Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru будут означать конкретные стратегии первого и второго игроков.

Для того чтобы ввести в рассмотрение случайные ходы, удобно считать, что в игре принимает участие условно третий игрок, который и делает случайные ходы, поль­зуясь для этого соответствующим механизмом случайно­го выбора. Обозначим через H пространство стратегий этого игрока. Любая стратегия Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru третьего игрока, представляющая собой конкретную последовательность всех случайных ходов в партии, будет происходить с не­которой вероятностью p(h), которую легко подсчитать, зная вероятности каждого случайного хода в этой после­довательности. Легко видеть, что p(h) представляет со­бой распределение вероятностей на пространстве H, т. е. удовлетворяет условиям

Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

Обозначим через g некоторый вариант игры, т. е. одну возможную партию. Этот вариант будет определен, если выбраны стратегии игроков х и у и стратегии слу­чайных ходов h. Следовательно, конкретная партия g представляет собой тройку величин х, у и h:

Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

Результатом партии является выигрыш или проигрыш каждого из игроков. Для удобства выигрыши и проигры­ши будем оценивать каким-либо числом, например сум­мой денег в рублях.

Рассмотрим одну из конкретных партий g(x, y, h) и обозначим через Lx(x, у, h) и Lу(х, у, h) проигрыши или потери первого и второго игроков соответственно. При этом выигрыши рассматриваем как отрицательные про­игрыши. Общая сумма проигрышей обоих игроков рав­на:

Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

В дальнейшем ограничимся рассмотрением только так называемых игр с нулевой суммой. В та­ких играх проигрыш одного игрока равен выигрышу другого игрока.

При рассмотрении игр с нулевой суммой нет необхо­димости отдельно учитывать проигрыши или выигрыши обоих игроков, а можно ограничиться рассмотрением только проигрыша второго игрока (выигрыша первого игрока):

Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

Поскольку стратегия h является случайной, то при выбранных стратегиях х и у потери L(x, у, h) будет слу­чайной величиной с распределением вероятностей p(h) на пространстве Н. Поэтому оценить выбранные страте­гии х и у можно лишь путем усреднения потерь L(x, у, h) по всему пространству H, т. е. введя понятие средних потерь L(x, у), определяемых из соот­ношения

Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

Игра будет определена, если перечислены все воз­можные стратегии игроков, т. е. заданы пространства X , и Y, и для любых Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru и Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru определены потери L(x,у). Игра G определяется тройкой

Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

где X и Y представляет собой некоторые пространства, a L — ограниченная числовая функция. Точки Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru и Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru назы­ваются стратегиями первого и второго игроков, а функ­ция L называется функцией потерь.

Игры, в которых каждый игрок имеет конечное число стратегий (конечные игры), удобно задавать в виде так называемой матрицы потерь. Пусть G=(X, Y, L)—ко­нечная игра, в которой Х={х1 ..., xm} и Y={у1 ..., уm}. Тогда матрица порядка m´п

Примеры построения и решения многошаговых задач - student2.ru

в которой qij = L(xi,yj) называется матрицей игры G.

Для того чтобы описание игры было законченным, необходимо указать цели, которыми руководствуются игроки при выборе своих стратегий. Эти цели достаточно просты. Первый игрок стремится обеспечить себе наибольший выигрыш, т. е. максимизировать функцию L(x, у), а второй игрок стремится сделать свой проиг­рыш наименьшим, т.е. минимизировать функцию L(x, у). Специфической трудностью при этом является то, что ни один из игроков не контролирует полностью значение L(x, у), так как первый игрок распоряжается только значением х, а второй — только зна­чением у.

Наши рекомендации