Тропы как выразительные средства языка. (В.8)

Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»)

Например,« странная тишина»,«тихие долины», «янтарный блеск».

Мета́фора — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

- «червь сомнения»,«пожар небес»,«яд желаний».

Олицетворение –это перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.

- Улыбнулась солнцу сонная земля.

- А тайная боль разлуки застонала белою чайкой.

Метони́мия — словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. д.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Метонимия основана на замене слова «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель вместо класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот, и т. п.), а метафора — «по сходству».

Пример: «Все флаги в гости будут к нам».

А Петербург неугомонный уж барабаном пробуждён.

Гипербола— стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности.

- "я говорил это тысячу раз", "волны вставали горами", « в сто сорок солц закат пылал»..

Перифраза – это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.

- люди в белых халатах, царь зверей, солнце русской поэзии.

Литота - художественный приём преуменьшения, противоположный гиперболе, используемый для усиления изобразительно-выразительных свойств речи.

- мальчик с пальчик, « Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка».

Ирония — употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному.

Пример: «Ну ты храбрец!», «Умён-умён…»

Оксюмо­рон — художественный прием соединения слов, обозначаю­щих обычно несовместимые понятия:

Например: Но красоты их безоб­разной Я скоро таинство постиг (М. Лермонтов); Есть тоска веселая в алостях зари (С. Есенин); Ты, меня любив­ший фальшью Истины и правдой лжи(М. Цветаева).

1. Омонимы, синонимы, антонимы (§ 7-8)

Омонимами называются слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

Например: коса - «вид прически», коса - «сельскохозяйственное орудие» и коса - «мыс, отмель»; заставить - «загородить чем-либо поставленным» и заставить - «принудить кого-то что-то сделать».

Синонимы- это близкие или тождественные по значению слова, которые по-разному называют одно и то же понятие.

Например: румяный - розовый, розовощекий, розоволицый, краснощекий; окрестность - ок

ружность, округа (разг.); преждевременный - ранний, безвременный .

Антонимы - это слова с противоположным значением.
Например, румяный - бледный, весёлый - грустный, вежливый - грубый, здоровье - болезнь, радость - печаль.

2. Устаревшие слова, неологизмы. Фразеологизмы (§ 11, 12)

К историзмам относятся слова, совсем вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех понятий, которые обозначали.

например, боярин, вече, стрелец, опричник, бурмистр и др.
Архаизмы - слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.

например, слова брадобрей - парикмахер; сей - этот; понеже - потому что; гостьба - торговля; вежды - веки; пиит - поэт; комонь - конь; ланиты - щеки; наущать - подстрекать; одр - постель и др.

Новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений и качеств, называются неологизмами.

- Инвестор, терминал ,клонировать, боулинг, фитнес.

Фразеологизмы – это сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер.

Например: зайти в тупик, бить ключом, держать камень за пазухой, водить за нос.

3. Фигуры речи как выразительные средства языка (§ 13)

К фигурам относятся:

Инверсия — расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, с целью усилить выразительность речи:

Дар напрасный, дар случай­ный, Жизнь, зачем ты мне дана? (А. Пушкин.)

Анафора— повторение слов или фраз в начале смежных высказываний:

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди... Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, (К. Симонов).

Эпифора— повторение слов или фраз в конце смежных высказываний:

Я не знаю, где границаМежду Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом (М. Светлов).

Параллелизм — параллельное расположение структурных элементов в двух-трех смежных высказываниях. Фигура, ос­нованная на одинаковом синтаксическом построении предло­жений:

Ах, кабы на цветы не морозы, И зимой бы цветы рас­цветали; Ох, кабы на меня не кручина, Ни о чем-то бы я не тужила (народн. песня).

Антитеза — резкое противопоставление понятий, мыслей, образов:

Белую работу делает белый, черную работу — черный (В. Маяковский).

Градация — последовательное расположение слов или час­тей фраз в порядке их возрастающего (реже убывающего) зна­чения: Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени (Л.Н. Толстой);

Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа, утверждение или отрицание, выраженное в форме вопроси­тельного предложения: Доколе, счастье, ты венцами Злоде­ев будешь украшать? (М. Ломоносов);

Бессоюзие — построение предложения, при котором одно­родные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов, Швед, русский колет, рубит, режет. Бой ба­рабанный, клики, скрежет (А. Пушкин). Противоположно многосоюзию.

Многосоюзие — повтор союза, ощущаемый как избыточ­ный

И блеск, и тень, и говор волн (А. Пушкин).

Парцелляция— художественный прием, состоящий в рас­членении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Например: В вагон еще какой-то тип влазит. Не ста­рый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В рус­ских сапогах (М. Зощенко).

К выразительным средствам фонетики относятся:

Ассонанс — повторение в художественном тексте одинако­вых или похожих гласных, которое служит для создания зву­кового образа:

Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою (Н. Некрасов).

Аллитерация — повторение в художественном тексте со­гласных.

Довольный празднич­ным обедом, сосед сопит перед соседом (А. Пушкин); Моро­зом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь (И. Северянин).

Звукоподражание— передача слуховых впечатлений сло­вами, напоминающими звучание природных явлений или звуки, издаваемые животными: Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши (К. Баль­монт).

Наши рекомендации