Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы)
Название тропа | Краткая характеристика | Пример |
Эпитет | Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения | Под нами с грохототом чугунным Мосты мгновенные гремят. (А. А. Фет) |
Постоянный эпитет | Один из тропов народной поэзии: слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным определяемым словом и обозначающее какой-нибудь характерный, всегда наличествующий родовой признак | Выезжает из села да добрый молодец, Старый казак да Илья Муромец... (Былина "Три поездки Ильи Муромца") |
Простое сравнение | Простой вид тропа, представляющий собой прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку | Дорога, как змеиный хвост, Полна народу, шевелится... (А. С. Пушкин) |
Метафора | Вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства | Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. (С. А. Есенин) |
Олицетворение | Особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления | Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось. ("Слово о полку Игореве") |
Гипербола | Вид тропа, основанный на преувеличении свойств предмета, явления с целью усиления выразительности и образности художественной речи | И полусонным стрелкам лень Ворочаться на циферблате, И дольше века длится день И не кончается объятье. (Б. Л. Пастернак) |
Литота | Образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение свойств предмета с целью усиления эмоционального воздействия | Только в мире и есть, что тенистый Дремлеющих кленов шатер (А. А. Фет) |
Метонимия | Вид тропа, перенос названия с одного предмета на другой, смежный (близкий) с ним; художественное отожествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности | Не дай мне Бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума; Нет, легче труд и глад. (А. С. Пушкин) |
Синекдоха | Разновидность метонимии, замещение слова или понятия другим, находящимся с ним в отношениях "меньшее - большее"; "часть - целое" (количественная метонимия) | Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. (М. Ю. Лермонтов) |
Оксюморон | Вид тропа, сочетании несочетаемого, противоположных по значению слов | Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. Я послал тебе черную розу в бокале Золотого, как небо, аи. (А. А. Блок) |
Перифраз | Вид тропа, замена названия предмета или явления описанием его признаков | И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум. Исчез, оплаканный свободой, Оставя миру свой венец. Шуми, взволнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин) |
Ирония | Вид художественного тропа, употребление слова или выражения в противоположном значении тому, что подразумевается на самом деле, с целью насмешки | "Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!" (И. А. Крылов) |
Поэтический синтаксис
Название синтаксической фигуры | Краткая характеристика | Пример из поэтического текста |
Риторический вопрос | Синтаксический прием; вопрос, не требующий ответа | Снег идет густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той, Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет Или как слова в поэме? (Б. Л. Пастернак) |
Риторическое восклицание | Синтаксический прием; восклицательное предложение, передающее эмоционально-экспрессивное отношение к изображаемому | ...И, содрав гонорар неумеренный, Восклицал мой присяжный поверенный; "Перед вами стоит гражданин Чище снега альпийских вершин!.." (Н. А. Некрасов) |
Риторическое обращение | Синтаксический прием; обращение, не содержащее указания на конкретного адресата | Здравствуйте, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст... (А. С. Пушкин) |
Повтор | Стилистическая фигура; повторение в поэтическом тексте одних и тех же слов или выражений | Я ищу прозрачности, А не призрачности, Я ищу признательности, А не признанности (С. И. Кирсанов) |
Градация | Повторение семантически близких слов, которые, постепенно усиливая друг друга, создают и художественно усиливают один образ | "В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, и еще лучше любили повеселиться". (Н. В. Гоголь) |
Антитеза | Стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении понятий, образов | Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой... (А. С. Пушкин) |
Инверсия | Стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи | "Швейцара мимо он дверей скользнул по мраморным ступеням..." (А. С. Пушкин) |
Плеоназм | Стилистическая фигура; повторение однородных слов и оборотов, имеющее различные стилистические функции в зависимости от контекста | Горьким смехом моим посмеюся" (Н. В. Гоголь) |
Алогизм | Несовместимость, нелогичное сочетание понятий, сознательное нарушение логических связей в произведении | Пил мертвую! не спал ночей по девяти! Все отвергал: законы! совесть! веру! (А. С. Грибоедов) |
Анаколуф | Стилистический прием, синтаксическая несогласованность частей предложения как неосознанное нарушение языковой нормы; широко применяется в юмористических и сатирических жанрах | А звери из лесов сбегаются смотреть, Как будет океан и жарко ли гореть... (И. А. Крылов) |
Поэтическая фонетика
Название фонетического приема | Краткая характеристика | Пример |
Звукопись | Повторение похожих звуковых сочетаний (гласных или согласных) в художественной речи | Я вздрагивал. Я загорался и гас. Я трясся. Я сделал сейчас предложенье, Но поздно, я сдрейфил, и вот мне - отказ. Как жаль ее слез! Я святого блаженней! (Б. Л. Пастернак) |
Анафора | Единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале следующих строк | Клянусь четой и нечетой, Клянусь мечом и правой битвой... (А. С. Пушкин) |
Эпифора | Одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк | Не воздух, а золото, Жидкое золото Пролито в мир. Скован без молота - Жидкого золота Не движется мир. (С. М. Городецкий) |
Аллитерация | Прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе | "Пора, перо покоя просит..." (А. С. Пушкин) |
Ассонанс | Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки | Багровое взметнулось полымя Над рокотом аэродрома, А голуби, как будто голые, Неслись на сизом фоне грома. (Л.Н. Мартынов) |
Как лучше запомнить эти понятия:
В ЕГЭ в бланки ответов можно выписывать общее слово под каждое определение, то есть ассонанс, аллитерация, анафора и эпифора - это все звукопись, в подтверждение слов посмотрите на схему, которая выше. Но наш вам совет, лучше научиться отличать эти термины друг от друга.
Итак, анафора и эпифора, запоминаются по привычному расположению букв в алфавите: А(первая буква, начало) - анафора (повтор в начале), Э(последняя буква, конец) - эпифора (повтор в конце). С этим разобрались.
Аллитерация и ассонанс. Из определения - это повтор гласных и согласных в поэтическом произведении. Слово ассонанс кончается на согласную, значит(!) - это повтор гласных (запоминаем по принципу противоречия), слово аллитерация кончается на гласную, значит(!) - это повтор согласных.
Может кому-то последний пример того, как запомнить эти термины покажется странным, но он по крайне мере у вашего любимого админа работает. И еще, пожалуйста, не забывайте, что в слове аллитерация и ассонанс две двойные согласные, каждая из которых уходит на свой слог (первый и второй).
Многие часто сомневаются, определяя анафору. Анафора – это единоначатие.
Рассмотрим сразу примеры анафоры:
Июль, таскающий в одеже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Все громко говорящий вслух.
Видим, что анафорой может быть не только повтор в смежных строках, но и в перекрёстных.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод...
Кроме того, анафора бывает и фонетическая, в данном отрывке повторяющийся звук «э».
Еще, анафорой могут быть и союзы, которые могут располагаться даже через несколько строк, изобразим схематично:
И … … …
… … … …
… … … …
И … … …
Ещё схематичный вариант:
… … … … … …
Когда … … …
Когда … … …
… … … … … …
С эпифорой всё с точностью наоборот – повтор слов в конце стихотворных строк.