Получение ординат теоретического чертежа

Для получения ординат теоретического чертежа (ТЧ) следует обратиться к программе LS19. Однако для ее запуска недостаточно данных, содержащихся в задании – там отсутствуют длины бака и юта судна.

Для получения длин бака и юта, необходимых для запуска программы LS19, следует обратиться к программе LS28. Исходные данные, необходимые для ее запуска, и результаты расчета, полученные с помощью LS28, приведены в качестве примера в приложении Б. Никакие числовые данные брать с этого листа нельзя. Следует только отметить, что длина бака в данном случае равна длине форпика и отсчитывается она не от крайней точки носовой оконечности, а от носового перпендикуляра. Точно также длина ахтерпика отсчитывается от кормового перпендикуляра. При кормовом расположении машинного отделения длина юта равна сумме длин машинного отделения и ахтерпика. На распечатке, полученной с помощью LS28, следует вычертить в отведенном месте схему деления судна на отсеки. Высота бака и юта принимается равной 2,5 м.

Теперь можно обратиться к программе LS19. Эта программа выдает распечатку на двух листах. На первом листе приводится перечень исходных данных, а также некоторые сведения, которые потребуются при работе над теоретическим чертежом (см. приложение Б). На втором листе распечатки размещена таблица ординат ТЧ, которая не требует каких-либо комментариев. Распечатки, полученные с помощью программ LS28 и LS19, (с некоторыми пояснениями) комплектуются в отдельный раздел расчетно-пояснительной записки под именем

“2 Получение ординат теоретического чертежа”.

Расчет и построение линии седловатости ВП

На крупных судах седловатость (подъем палубы к оконечностям) может отсутствовать, но малые и средние суда строятся, как правило, с седловатостью, что улучшает их всхожесть на волну и уменьшает заливаемость палубы.

Линия седловатости – это проекция на ДП линии пересечения поверхностей палубы и борта. Ординаты линии седловатости отсчитываются от базисной линии. За базисную линию принимают прямую, проведенную параллельно ОЛ на расстоянии высоты борта от нее (рис. 2.1).

Для носовой и кормовой половин судна линия седловатости задается квадратичными параболами с нулевой ординатой на мидель-шпангоуте.

Получение ординат теоретического чертежа - student2.ru

Рисунок 2.1 К построению линии седловатости

Уравнения линии седловатости имеют вид:

для носовой половины судна Zн = 0,2 (L/3 + 10) (x/L)2 ;

для кормовой половины судна Zк = 0,1 (L/3 + 10) (x/L)2 .

Для упрощения предстоящих вычислений вводятся обозначения:

0,2 (L/3 + 10) = Ан ; 0,1 (L/3 + 10) = Ак .

С учетом обозначений получено:

Zн = Ан (x/L)2; Zk = Аk (x/L)2 . (2.1)

Из рисунка 2.1 видно, что линия седловатости простирается за носовой и кормовой перпендикуляры. Чтобы не экстраполировать линию седловатости “на-глаз”, следует вычислить ее ординаты для минус 1-го и 21-го шпангоутов. Расчет по формулам (2.1) должен проводиться в табличной форме (табл. 2.1).

Таблица 2.1 Расчет ординат линии седловатости

Номера шпангоутов Относительная абсцисса x/L   (x/L)2 Ординаты, м Z = А (x/L)2
-1 0,55 0,3025  
0,50 0,2500  
0,45 0,2025  
0,40 0,1600  
0,35 0,1225  
0,30 0,0900  
0,25 0,0625  
0,20 0,0400  
0,15 0,0225  
0,10 0,0100  
0,05 0,0025  
 
-0,05 0,0025  
-0,10 0,0100  
-0,15 0,0225  
-0,20 0,0400  

Продолжение таблицы 2.1

-0,25 0,0625  
-0,30 0,0900  
-0,35 0,1225  
-0,40 0,1600  
-0,45 0,2025  
-0,50 0,2500  
-0,55 0,3025  

Результаты расчета отображаются на рисунке (рис. 2.2). При построении линии седловатости масштаб по длине принимается произвольный, а по высоте – обязательно 1 : 100. На оси абсцисс отмечаются номера теоретических шпангоутов.

Получение ординат теоретического чертежа - student2.ru

Рисунок 2.2 Линия седловатости

Наши рекомендации