Структура внутренних коммуникаций
Организационную структуру можно рассматривать как формальную сеть передачи информации, обеспечивающую необходимый уровень эффективности. Она определяет принципы разделения труда, структуру и размеры подразделений, правила делегирования полномочий.
Выделяют три параметра, характеризующих особенности организационных структур: степень формализации, сложность, степень централизации.
Г. Минцберг выделяет следующие способы координации деятельности организаций (см.: Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. - СПб., 2001. - С. 21):
- взаимное согласование (рис. 2.2.1, а): способствует координации труда
благодаря простому процессу неформальных коммуникаций. Контроль над
процессом труда осуществляется самими работниками;
- прямой контроль (рис. 2.2.1, б): способствует координации, так как
ответственность за работу других людей, определение заданий для них и
наблюдение за их действиями возлагаются на одного человека;
−стандартизация рабочих процессов (рис. 2.2.1, в): предполагает точное определение (спецификацию) или программирование содержания труда;
- стандартизация выпуска (рис. 2.2.1, в): специфицируются результаты
труда (параметры изделия, нормы выработки);
- стандартизация навыков и знаний (квалификации): означает точное
определение необходимого для участия в процессе труда уровня подготовки
работников (рис. 2.2.1, в).
Навыки. Рабочие процессы ' Выпуск В
Рис. 2.2.1. Схемы координации:
а - взаимное согласование; б - прямой контроль; в - стандартизация; М - менеджер, А - аналитик, O1, O2 - операторы или работники
На практике комбинируются все пять способов координации деятельности организаций. Проблемы выбора и комбинирования механизмов координации -актуальная тема для менеджмента.
Организационная структура является формальным каналом передачи информации, установленным администрацией и должностными обязанностями работников. Она связывает людей по вертикали и горизонтали внутри трудового коллектива. Однако социальные контакты не ограничиваются только формальными потоками информации, они включают и неформальные (социальные и психологические) способы взаимодействия.
Социально-демографическая структура организации определяется половым, возрастным, этническим составом работников предприятия, уровнем их образования, квалификацией, опытом и стажем работы. Выделяются гомогенные и гетерогенные типы структур. Эта характеристика оказывает существенное влияние как на производственно-экономическую деятельность предприятия, так и на эффективность и социально-психологический характер взаимоотношений.
Гомогенность организации, т. е. ее однородность по таким признакам, как пол, возраст, уровень образования и пр., является предпосылкой формирования общности интересов, ценностной ориентации, норм и стереотипов поведения.
Гетерогенные организации часто распадаются на несколько более или менее гомогенных группировок, и формирование их психологического единства и целостности оказывается сложным, а порой недостижимым.
Профессиональная структура основана на разделении труда и необходимости согласования, координации реальных действий всех частников совместной деятельности. Таким образом, возникают четыре типа структурных подразделений:
- административный персонал - руководители, в обязанности которых
входит организация системы производства;
- производственный персонал - работники, занятые производством
продукции;
- обслуживающий персонал - работники, занятые обеспечением системы
производства (маркетинг, снабжение, сбыт, техника безопасности);
- инженерно-технический персонал - работники, занятые созданием
новой техники и технологии, обеспечением бесперебойной работы имеющейся
техники.
Неформальная структура организации формируется вследствие личного стремления членов организации к тем или иным контактам в рабочей среде на основе действительных функций, выполняемых каждым работником, и представляет собой сеть фактически сложившихся отношений между членами данной группы. Эта структура возникает и развивается спонтанно по мере того, как ее члены взаимодействуют друг с другом. Люди вступают в неофициальные отношения, чтобы удовлетворить потребность в общении, в привязанности, дружбе, в той или иной информации (профессиональной). Иногда неофициальные контакты устанавливаются из эгоистических побуждений.
Привязанность людей друг к другу может быть также следствием сходства в образовании, квалификации, семейном положении, национальной принадлежности и т. п.
Рассматривая особенности взаимодействия в пределах формальной и неформальной организационных структур, можно говорить, отмечает А. Л. Свенцицкий, соответственно о формальной и неформальной организациях. Формальная организация представляет собой систему официальных ролей, в то время как неформальная организация есть система ролей неофициальных. Эти системы тесно переплетены между собой и влияют друг на друга. Результатом такого переплетения можно считать создание коммуникативных сетей (структур), обеспечивающих прохождение вертикальных и горизонтальных информационных потоков.
Внутрикоммуникативные сети подразделяются на централизованные и децентрализованные. Централизованные - все потоки замыкаются на руководителе (лидере). Общение работников друг с другом проходит через центральную позицию. Такие сети обеспечивают высокую эффективность при решении относительно простых задач. «Неполная» и «полная» сети обеспечивают общение участников коммуникативного процесса друг с другом. Они эффективны в случае, если производственные задания требуют постоянного обмена информацией относительно их содержания и способов решения.
Психологическая структура внутренних коммуникаций. Среди неформальных коммуникационных сетей можно выделить психологическую структуру. Она характеризует роли участников коммуникационного процесса. Правильный, психологически аргументированный подбор исполнителей ролей является важным фактором, обеспечивающим необходимые потоки информации.
Американские ученые, изучая различные варианты коммуникативных моделей, выделили четыре типа «коммуникаторов» в организации:
- «сторож» - работник, контролирующий прохождение информации к
другим работникам. Чаще всего эту роль играют секретари, операторы
телефонных станций, диспетчеры и т. д.;
- «лидер мнений» - работник, оказывающий влияние на мнения и
поведение других работников. Это может быть неформальный лидер, чье
мнение противоречит официальному;
- «связной» - работник, служащий связующим звеном между различными
группировками;
- «пограничник» - работник, имеющий высокую степень связей с
внешней средой.
В качестве примера использования психологических особенностей и ролевых функций в построении коммуникационных сетей рассмотрим деятельность по управлению персоналом в известной международной корпорации «ЗМ». Основной целью менеджмента той организации являются наступательные инновационные стратегии. Для внедрения их на практике требуется создание особых условий, в том числе расстановка работников, способных обеспечить процесс внедрения инновационного проекта. «В качестве важнейшей ставится задача обеспечить в точках межфункционального
взаимодействия контакты работников с одинаковым уровнем профессиональной подготовки и единство терминологического аппарата, с тем чтобы они могли совместными усилиями воспринимать держание проблем, выявлять сильные и слабые стороны нововведений в процессе их создания. При ином подходе возможны «ошибки, недопонимание. Участники коммуникаций на «стыках» должны обладать примерно равным статусом, чтобы избежать дотирования точки зрения более старшего в иерархии» В «ЗМ» выделяют следующих носителей ролевых функций: «антрепренеры» - энергичные руководители, поддерживающие и продвигающие новые проекты; «генераторы идей» - специалисты различного уровня, выдвигающие новые предложения; «информационные привратники» — специалисты, которые накапливают и распространяют необходимую для реалии-зации проекта информацию. Они находятся в узловых точках коммутационных сетей, контролируют потоки научно-технических, коммерческих и других сообщений. В организации функционируют также «технологические», «рыночные», «производственные привратники», квалифицированные специалисты, обладающие широкой междисциплинарной подготовкой. Умелое управление сформированными коммуникационными сетями позволяет корпорации добиться поставленных целей.