Структура маркетинговых коммуникаций

Содержание маркетинговых коммуникаций раскрывается посредством ее структуры. Однако по этому вопросу нет единого мнения.

Немецкие маркетологи Дихтль и Хершген указывают на то, что «до сих пор не удалось исчерпывающую классификацию форм маркетинговых коммуникаций». Жан–Жак Ламбен определяет маркетинговые коммуникации на основе четырех элементов: рекламы, личных продаж, стимулирования продаж и PR. Прямой маркетинг он рассматривает в качестве самостоятельной формы и относит к нему продажи по каталогам, телемаркетинг, прямую почтовую рекламу, выставки и ярмарки. Котлер и Г. Ассель определяют тоже четыре основных элемента коммуникаций: реклама, пропаганда, стимулирование сбыта, личная продажа. Однако пропаганду, на наш взгляд, необходимо рассматривать на основе понятия паблик рилейшнз. Отсутствуют в этой схеме и другие элементы, которые играют важную роль в стимулировании продаж .Некоторые авторы относят к маркетинговым коммуникациям спе­циальные рекламно–оформительные средства для мест про­дажи, упаковку, специальные сувениры, представление ли­цензии, спонсорство, сервисное обслуживание.

Структура маркетинговых коммуникаций весьма удачно представлена Е.В. Роматом. Она состоит из двух групп средств: основных и синтетических (второстепенных). В основную группу входят реклама, паблик–рилейшнз, стимулирование продаж, прямой маркетинг. Второстепенные средства присутствуют восновных, но могут иметь и свое назначение, что позволяет выделить их отдельно. Это участие в выставках и ярмарка, брендинг, система маркетинговых коммуникаций в местах продажи, неформальные коммуникации.

В Республике Беларусь преобладают следующие элементы: реклама, стимулирование продаж, прямой маркетинг, выставки. Между тем, на отдельных предприятиях создают отделы и службы по связям с общественностью, большое внимание уделяется созданию бренда, использованию мерчандайзинга. Наиболее удачной, соответствующей белорусским особенностям является структура, предложенная Е.В. Роматом, которую возьмем за основу.

Структура маркетинговых коммуникаций - student2.ru

Система маркетинговых коммуникаций может быть представлена как совокупность средств СМК, которые условно поделены на две группы: основные и синтетические.

К основным средствам маркетинговых коммуникациймогут быть отнесены:

♦ реклама;

♦ прямой маркетинг (в том числе персональные продажи);

♦ паблик рилейшнз ( в том числе паблисити, пропаганда);

♦ стимулирование сбыта (или «сейлз промоушн»).

Синтетическими средствами маркетинговых коммуникацийявляются:

♦ брендинг;

♦ спонсорство;

♦ участие в выставках и ярмарках;

♦ интегрированные маркетинговые коммуникации в местах продажи.

Занимает обособленную позицию и не может быть включен в названные группы средств маркетинговых коммуникаций один из самых старых инструментов коммерческих коммуникаций — неформальные вербальные маркетинговые коммуникации (генерируемые коммуникатором слухи).Их не относят к основным средствам СМК, потому что в системе современного маркетинга определяющая стратегическая роль не принадлежит им. Однако следует отметить, что в ограниченных масштабах молва может быть использована для достижения маркетинговых целей.

С другой стороны, данное средство СМК не включает в себя элементы основных средств, поэтому оно не может быть определено как синтетическое. Более того, слухи сами по себе могут быть одним из элементов основных средств СМК (например комму­никации, налаживаемые с широкой общественностью в рамках меро­приятий паблик рилейшнз, или коммуникации внутри фирмы–комму­никатора).

Также выделяют коммуникации запланированныхи незапланированных.«Запланированными считаются такие обращения, которые специалисты компании собираются направлять целевой аудитории посредством рекламы, прямой почтовой рассылки, личных продаж, мер по стимулированию сбыта и связей с общественностью. К незапланированным относятся сообще­ния, на основании которых целевая аудитория самостоятельно делает выводы о компании и ее торговой марке. Источниками незапланированных сообщений являются все элементы деятельности компании и особенности ее продукции, которые способны воздействовать на потребителей — начиная от вежливости и компетентности продавцов и кончая условиями парковки машин вблизи магазинов».

В современной практике коммуникаций встречается также деление мероприятий и приемов по продвижению товаров на ATL–и BTL–акции.К группе ATL–акций (от англ. above the line — над чертой) относят «прямую» рекламу в СМИ (пресса, телевидение, радио) и наружную рекламу. К группе BTL–акций (от англ. below the line — под чертой) обычно относят мероприятия по стимулированию сбыта, паблик рилейшнз, рекламе в местах продаж, директ–маркетингу и спонсорству (сэмплинги, конкурсы, участие в массовых акциях, презентации, паблисити и т. п.).

Некоторые специалисты относят с самостоятельным средствам марке­тинговых коммуникаций упаковку (англ. packaging) и так называемые «коллатеральные средства» (от англ. collaterial materials — побочные, вто­ростепенные средства). Действительно, роль упаковкикак «немого продавца» постоянно возрастает. Это особенно заметно в условиях расширения номенклатуры товаров и широкого распространения самообслуживания на предприятиях розничной торговли. К этому следует добавить активное участие упаковки в позиционировании товара и формировании бренда.

В случае с коллатеральными материалами, под этой категорией объединяются элементы других средств СМК. рекламные листовки, рекламные сувениры, инструменты комплекса маркетинговых коммуникаций по месту продажи, участие в выставках и т. п.

Следует отметить, что свойства, приемы и функции различных видов СМК так тесно связаны между собой и другими составляющими комплекса маркетинга, что в маркетинговой практике их трудно разграничить, выделить в «чистом» виде. Тем более, что в этом нет острой практической необходимости. Задача осложняется тем, что все средства СМК эффективны только при комплексном ис­пользовании. Наблюдается процесс их интеграции, что стало причи­ной возникновения и широкого практического применения концепции интегрированной маркетинговой коммуникации.

Наши рекомендации