Анализ объема реализации продукции и сбытовой деятельности

Сегодня Компания Belmilk осуществляет поставки продукции на рынки России, Казахстана, Азербайджана, Грузии, Молдовы, Китая и других стран. Удельный вес экспорта превышает 40%.

Предприятие имеет свой автопарк, который насчитывает свыше 100 транспортных единиц. Из них– 64 грузовых автомобиля для доставки продукции предприятия в торговую сеть оснащены холодильным оборудованием.

Наличие собственного транспорта обеспечивает своевременную и качественную доставку продукции в торговую сеть.

Из года в год Компания Belmilk расширяет свои возможности и сферу влияния на рынке молочных продуктов. Благодаря стабильному качеству и постоянно расширяющемуся ассортименту предприятие смогло значительно увеличить объем продаж и привлечь новых покупателей (таблица 3).

Таблица 3 – Рынки сбыта экспортной продукции Компания Belmilk

Наименование региона 2015 год, тыс. долл. США 2016 год тыс. долл. США
Российская Федерация 32485,18 33834,33
Армения 24,99 4,93
Казахстан   36,98
Украина   82,91
Молдова 3,23 213,21
Турция   2,17
ВСЕГО 32513,39 34174,54

Примечание―Источник: собственная разработка

Продукция предприятия пользуется спросом не только в Республике Беларусь, но и за ее пределами. Сегодня продукция предприятия поставляется в Московскую, Ленинградскую, Смоленскую, Брянскую, Псковскую области Российской Федерации.

В последние годы предприятие экспортирует творог с целью получения валюты и для осуществления бартерных операций по приобретению нового оборудования, запчастей к импортному оборудованию, припасов и материалов, которые не производятся в республике, с обязательным соблюдением положительного сальдо.

В основе стратегии экспорта лежит ориентированность на долгосрочные взаимовыгодные отношения с контрагентами, расширение и укрепление партнерской сети.

Предприятием на экспорт поставляется такая продукция как: молоко стерилизованное, молоко пастеризованное, кисломолочные продукты, творог и творожные изделия, сметана и сметанные продукты, масло животное, сыры плавленые и полутвердые, майонез.

Удельный вес продукции в структуре экспорта и объемы поставок в 2016 году представлены в таблицах 4 и 5.

Таблица 4. – Объемы поставок экспортной продукции в 2016 году, тыс. долл. США

Наименование продукции Российская Федерация Казахстан Армения Украина Молдова Турция Итого
ЦМП 22270,70 36,98 4,71   122,96 2,17 22437,51
Творог 5516,67           5516,67
Масло 4510,27     82,91 83,89   4677,07
Сыры 63,72       4,24   67,96
Майонез 39,64   0,23   2,13  
СОМ 1046,75           1046,75
СЦМ 386,59           386,59
ВСЕГО 33834,33 36,98 4,93 82,91 213,21 2,17 34174,54

Примечание―Источник: собственная разработка

Справочно:

В структуре белорусского экспорта молочная продукция уверенно держит третье место после нефтепродуктов и калийных удобрений, занимая долю в 3,9%.

Залогом успеха на внешних рынках является слаженная работа всех структурных подразделений предприятия.

За период с 2015 года по 2016 год произошло увеличение объемов экспорта сметаны, творога жирного и обезжиренного, глазированных сырков, десертов, майонеза, желе, жирных сыров.

Таблица 5. – Удельный вес продукции в структуре экспорта Компании Belmilk

Наименование продукции %
Цельномолочная продукция 66,13
в т.ч. молоко 6,22
кисломолочная продукция 10,39
сметана 15,50
творог жирный 27,76
в т.ч. творог зерненный 6,26
сырки глазированные 1,78
массы творожные, пудинги, кремы, десерты 1,03
Творог обезжиренный 19,92
Майонез 0,13
Масло животное 13,42
Напитки на основе сыворотки 0,02
Желе 0,02
Сыры жирные 0,36

Примечание ―Источник: собственная разработка

Динамика экспорта выпускаемой продукции Компании Belmilk отражена в таблице 6.

Таблица 6. – Динамика экспорта продукции Компании Belmilk

Наименование показателя 2011 г. 2012 г.
Объем поставок продукции на экспорт, тыс. долл. 32 513 34 000
Объем поставок продукции на экспорт, млн. руб. 151 034 286 239
Удельный вес экспорта в общем объеме выручки, % 22,4 22,0

Примечание―Источник: собственная разработка

Следует отметить, что низкий удельный вес реализованной продукции на экспорт в общем объеме реализации объясняетсяструктурой производства молочной продукции, в которой около 70 % занимает цельномолочная продукция, сроки хранения которой от трех до десяти дней, за исключением молока стерилизованного, сроки хранения которого составляют от двух до четырех месяцев. Темп роста экспортных поставок в натуральном выражении в 2016 году по отношению к 2015 году составил 133,8%, в денежном выражении 152,1%. Прослеживается тенденция увеличения роли экспорта на общую результативность деятельности Компании Belmilk.

После вхождения России в ВТО ситуация на рынке еще больше усложнилась. Как российским, так и белорусским предприятиям приходится конкурировать с европейскими производителями, у которых уровень производства намного выше. В свою очередь это не говорит о том, что на российский рынок будет поставляться продукция высокого качества. Ориентируясь на покупательские способности россиян, на рынок придет продукция по невысокой цене (для регионов) и в том числе генномодифицированная, которая в ЕС считается продукцией ориентированной на покупателей со средним и ниже среднего уровнем достатка.

Перспективным направлением сбыта продукции, в частности сыворотки, является рынок Китая. Кстати именно страны Азии эксперты называют наиболее перспективными странами для диверсификации белорусского экспорта.

В Азии может быть востребована белорусская сыворотка, казеин и другие товары углубленной переработки, цены на которые, кстати, меньше подвержены колебаниям. Но в среднесрочной перспективе уйти от преобладания российского направления не удастся. А Азия пока остается, скорее, экзотикой, чем серьезным рынком сбыта.

ПОСТРОЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ КОНТЕКСТНОЙ РЕКЛАМНОЙ КОМПАНИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ BELMILK

Наши рекомендации